Школы против репетиторов

Ирина Кирсанова:
Онлайн-педагог по русскому языку
kirsanova
Почему, когда ты учитель в школе и одновременно с этим репетиторствуешь, то это нормально, но если ты только репетитор, значит, ты «сволочь, которая хочет содрать с ученика деньги»?
ИСТОРИИ 30 Апреля, 18:12 19 6817

Негативное отношение к частным преподавателям уже давно укоренилось в среде школьных учителей. Мне каждый раз хочется услышать их внятный ответ: почему вы так ненавидите людей, которые по личным соображениям не идут работать в школу или ушли оттуда, чтобы начать своё дело? Они ваш хлеб отбирают или занижают вашу самооценку? Может, вы завидуете им?

Я из клана «сволочей», как меня окрестили, но со многими коллегами из школы поддерживаю отношения, с одной стороны, благодаря своему блогу, с другой стороны, благодаря сохранившимся теплым отношениям со своими учителями из детства. Мне вообще повезло с ними в свое время, они стали для меня хорошим примером настоящего педагога, к которому я и тянусь по сей день. Но беспримерным наставником в моей жизни была бабушка – учитель химии и биологии, у которого я частенько бывала на уроках. Ой, забыла сказать, она ведь тоже готовила ребят к поступлению в медицинский колледж и вузы за деньги! Как она могла, человек ленинских заветов? То есть шабашки в виде внешкольных учеников всегда были. Остались они и сейчас с той лишь разницей, что репетитор – это уже не просто подработка, а вполне себе оформившаяся профессия в России. Я уже 2 года из 6 работаю официально и плачу налоги государству.

Как же мне удается «обманывать народ» и «хапать бабло»? В этом мне помогает выученный на уроках экономики закон: спрос рождает предложение.

История первая. Девочка Ира училась в школе по всем предметам хорошо, но с математикой не клеилось, причем у всех одноклассников не клеилось (с чего бы это?) Но девочке Ире нужна была медаль, поэтому родители наняли ей репетитора. И вдруг Ира стала разбираться в логарифмах и интегралах, контрольные пошли на 4-5. Учитель рад: ученица стала учить и готовиться к урокам (а до этого Ира просто избирательно не учила алгебру, видимо). В итоге Ира получила медаль благодаря учителю-репетитору из другой школы.

История вторая. В сентябре поступил звонок: «Ирина, здравствуйте! Мы нашли ваше объявление и хотели бы начать занятия. Нам нужно хотя бы 60-65 баллов, потому что русский у нас всегда был слабым, тяжело давался, в школе не хватает уроков и занятий дополнительных нет, потому что мы в физмате учимся». На дворе апрель, у Н. 67 баллов за последний пробник, мы работаем дальше.

К чему эти истории? Родители ищут репетиторов по тем предметам, где есть трудности у ребенка. Это рядовая ситуация. А почему возникают эти трудности? Коллеги, может сами их в комментариях обрисуете подробно? Я тоже могу, я же успела в школе поработать.

История третья. Долго я избегала трудоустройства в школу, прежде всего, по материальным причинам. Зарабатывать 15-25 тысяч в месяц для меня неприемлемо, я думаю, что именно по этой причине многие учителя также начинают искать дополнительный доход (что скрывать, этим занимаются и многие вузовские преподаватели). После замужества переехала в Подмосковье, где учительские зарплаты, как в регионах, низкие и заодно равны стоимости арендной платы за квартиру. Так что я пошла работать в строительную компанию с высокой зарплатой и параллельно преподавала по вечерам в языковом центре. И вот когда мы с мужем заработали на квартиру НЕ В ИПОТЕКУ, вот тогда я смогла позволить себе заниматься только любимым делом. И вот я пошла устраиваться в школу, думала, не возьмут, высокие требования, нужен опыт, но меня даже про дипломы не спросили. Ни одно собеседование не давалось мне так легко. А в сентябре я поняла причину: в школе просто не хватало учителей, мне дали нагрузку в 29 часов вместе с внеурочкой, 7, 8, 9 и 10 классы и кураторство над одним из 9 классов. Я как истинный перфекционист быстро поняла, что не смогу хорошо готовиться к каждому уроку, и попросила директора уменьшить мне нагрузку, но мне отказали: «А кто работать будет?» (и предложили решение: «Вы по методичке читайте, программу-то вы знаете».) Не забудем про проверку тетрадей, каждодневные ранние подъёмы… Это уже не любимая работа, это каторга. В таких условиях я работать не желаю, поэтому больше не работаю и с гордостью ношу звание «онлайн-педагог». Я за технологии, но живое общение с детьми очень заряжает, так что попытки найти свою школу я не оставляю.

Блог в инстаграме – это мой маленький творческий проект, которым я занимаюсь уже 2 года, но, представьте себе, я на нем не зарабатываю. С помощью него я помогаю ребятам со всех концов нашей страны готовиться к экзаменам: провожу бесплатные марафоны, интерактивы, вебинары. Мне просто нравится быть нужной и помогать подросткам. Мал для меня мой репетиторский мир - я ищу возможности расширить его. Также я делюсь своими методическими наработками, показываю отрывки своих онлайн-уроков. Школьные учителя часто пишут и спрашивают про новые платформы, потому что я в этом варюсь уже 2 года. Мы обмениваемся опытом.

Я выбрала для себя пока такой путь в профессии.

Причина 1. Образ жертвы и плакальщицы не для меня. Унижать репетиторов, которые зарабатывают больше, а работают меньше, не мой вариант. У меня другие запросы к образовательной системе в целом. Устаревшая российская система изжила себя. Я не хочу быть частью этой системы. Есть же островки-школы с новым подходом (о них нам рассказывали ещё в педагогическом вузе). Во Владимире, например, уже есть действующие начальные классы по системе В. И. Жохова. Именно в таких образовательных учреждениях я бы хотела работать. Набирают обороты семейные классы и домашнее обучение, есть даже общественное движение родителей «Free from school». Есть отличная инициатива от «Сбербанка» привести в школы молодых специалистов – социальная программа «Учитель для России». И всё это не просто так: в российской школьной системе существует много проблем. Школа не выполняет своего назначения полностью. Даже сейчас в условиях сложной эпидемиологической ситуации школа не соответствует требованиям современных ФГОС, где черным по белому написано: «…дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений … осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий…».

Причина 2. У меня другие запросы к качеству собственной жизни. Я хочу зарабатывать больше и полностью реализовывать свой потенциал, что невозможно в рамках существующей школьной системы. Кстати, мнение Тины Канделаки, которая утверждает, что в современном мире качественное образование стоит денег, мне тоже ближе, чем мнение Кати Гордон, которая думает, что вышки 5G провоцируют заболевание коронавирусом (дистанционка убьет школьников, по её скромному убеждению). А то, что топовые зарубежные вузы уже давно предлагают за соответствующую плату удаленно получить их диплом, она слышала?

Глупо отрицать существующие проблемы в российском образовании и молчать о них. Глупо отрицать, что работа должна быть увлекательной и полезной, приносить финансовую стабильность – это как минимум, а как максимум – богатство и признание.

У любой медали 2 стороны: есть плохие и хорошие репетиторы, есть плохие и хорошие учителя. Я уважаю тех, кто по-настоящему предан своей профессии и делает то, что должен делать.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции