В Калифорнии восстанавливают старые аппараты ИВЛ, списанные из больниц, для спасения больных коронавирусом, а во Владимирской области заводят уголовные дела

Виктор Балашов:
научный сотрудник МФТИ
Balashov
Надо дать врачам возможность работать, а не запугивать их. Надо открыто и честно решить вопрос с аппаратами ИВЛ, подаренными больницам Владимирской области бизнесменами. Если их нельзя применять только из-за просроченных сертификатов, то это абсурд
ИСТОРИИ 26 апреля 2020, 09:51 230 10936

В последние дни в СМИ широко освещается тема поставки просроченных аппаратов ИВЛ в больницы Владимирской области. Тема достойная обсуждения, а в ситуации быстрого распространения эпидемии COVID-19 - архиважная. Но качество этого обсуждения расстраивает и удивляет меня.

Прежде хочу отметить, что обеспечение больниц аппаратами ИВЛ, массовое тестирование на вирус и снижение числа социальных контактов - это необходимые условия преодоления эпидемии COVID-19 со сравнительно небольшими потерями. Поэтому эти темы надо обязательно поднимать в СМИ всех уровней.

Сам я никогда не ремонтировал/использовал аппараты ИВЛ, но долгая работа в научной сфере позволяет мне судить с определённым уровнем экспертизы о биологической и технической сторонах вопроса, а также о вопросах закупки оборудования. Я считаю, что больницы должны быть оснащены современными приборами, удовлетворяющими самым строгим стандартам безопасности. Но опыт других стран нам показывает, что очень сложно и даже невозможно обеспечить всех тяжелобольных коронавирусом такими аппаратами. И возникает закономерный вопрос, что делать в такой ситуации?

Из сообщений в СМИ я понял, что фонд депутата Аникеева и бизнесмены Коврова и Мурома закупили за свой счёт для больниц списанные из Росрезерва аппараты ИВЛ «ФАЗА 5» в количестве 97 штук. У приборов истекли регистрационные свидетельства, поэтому их незаконно использовать. В медиапространстве развернулась замечательная склока, в которой обсуждается - кто, кому, что посоветовал, не было ли коррупции в этой закупке, знали ли покупающие о качестве аппаратов. Всё это странно слышать: что о коррупции, что о незнании покупателей о качестве приборов - их цена слишком низкая и для коррупции, и для незнания об их качестве. А само это обсуждение не несёт в себе никакого смысла и абсолютно не важно в условиях эпидемии.

Во всём этом водовороте обсуждений потерялись такие важные вопросы:

1) Сколько во Владимирской области имеется аппаратов ИВЛ и сколько таких аппаратов может понадобится на пике эпидемии COVID-19?
2) Скорее всего, аппаратов ИВЛ нужно гораздо больше. Есть ли поставщики готовые поставить эти аппараты в нужном количестве в апреле-мае 2020 года? Каков бюджет такой поставки?
3) Если новые аппараты не купить, а они очень нужны, то можно ли восстановить и настроить уже купленные 97 аппаратов?

Как я понимаю ситуацию, нормальных аппаратов ИВЛ в достаточном количестве сейчас не приобрести. Я находил в продаже отдельные аппараты за высокую цену - и 6 миллионов, и 8 миллионов за один аппарат. Но один аппарат погоды не сделает, ведь нужны сотни. Если есть депутаты, готовые приобрести 10 аппаратов за 50 миллионов рублей, это тоже было бы неплохо. Но ремонт и настройка 97 приборов могут дать больший эффект для здравоохранения. Поэтому надо изыскать все возможности привести купленные аппараты в рабочее состояние, а также обеспечить врачей возможностью использовать их в чрезвычайной ситуации, если они будут им нужны.

Но если ситуация будет развиваться, как развивается, то никто ничего использовать не будет, ведь прокуратура пригрозила ответственностью за использование аппаратов без соответствующих документов. Это серьёзная проблема, ведь неиспользование имеющихся аппаратов ИВЛ может лишить многих людей шансов на выздоровление. Наверное, многие слышали про итальянский сценарий эпидемии, когда таких аппаратов категорически не хватает, и врачам приходится выбирать, кого подключать, а кого нет. В таких условиях преступно глупо не использовать то, что уже есть. И моя главная мысль заключается в том, что обеспечение больниц аппаратами ИВЛ критически важно. Любыми, главное чтобы они работали. А задача общества, СМИ и разных госструктур в этих условиях - дать врачам возможность использовать любое оборудование, какое надо, а не мешать.

Был опубликован комментарий производителя аппаратов «ФАЗА 5». В нём говорится, что они слишком долго хранились и использовать их нельзя. Это слишком поверхностный ответ, надо докопаться, почему нельзя. Производителю легче сказать, что нельзя, иначе потом к нему могут возникнуть претензии. Говорилось, что аппаратам нужен ремонт. Ремонт не ремонт, но техническое обслуживание и настройка аппаратов с хранения должны быть произведены абсолютно точно. Это возможно сделать в условиях Владимирской области. Также был аргумент про то, что у аппарата «ФАЗА 5» нет режима неинвазивной вентиляции. Этот аргумент удивляет, ведь тяжелобольным пациентам с обширным поражением лёгких нужна именно инвазивная вентиляция. Неинвазивная нужна более легко заболевшим, и её могут обеспечить более простые и дешевые аппараты - СИПАПы называются. Ещё был аргумент, про отсутствие внутреннего питания у этих аппаратов. Если внешняя сеть отключится, то пациент умрёт. Данная проблема давно решена в компьютерной индустрии. Для страховки можно использовать источники бесперебойного питания, которые не проблема купить в количестве 100 штук. То есть, в условиях чрезвычайной ситуации, если проявить находчивость, то использовать эти аппараты возможно.

Также стоит упомянуть о том, что этот аппарат рассчитан на неиспользуемый ныне анестетик фторотан. Этот анестетик нужен для введения пациентов в состояние наркоза с помощью ингаляции. По словам знакомого реаниматолога, при интенсивной терапии больных с синдромом острого повреждения лёгких от аппарата ИВЛ достаточно работы в режиме вентиляции, а для анестетиков используется внутривенный способ введения. Поэтому вид анестетика у прибора «ФАЗА 5» не является серьёзной преградой для использования его в лечении тяжёлых больных коронавирусом.

Хочу также привести пример из других стран. Губернатор штата Калифорния Гэвин Ньюсом попросил местные компании (например, Bloom Energy) восстановить старые аппараты ИВЛ, списанные из больниц, для использования их в борьбе с эпидемией коронавируса. Почему в Калифорнии можно, а во Владимирской области нельзя? Неужели, бумажки нам дороже жизней? Законы здесь не самое большое препятствие - не менее важна поддержка общества.

С другой стороны, старые аппараты несут в себе определённую техническую опасность, а также требуют от реаниматолога больших навыков и большего внимания к каждому пациенту. Легко могу представить себе ситуацию, когда именно неисправный прибор может стать причиной смерти. Поэтому важно найти баланс между технической, медицинской и юридической сторонами вопроса. И решение о применении таких приборов может быть принято только после широкого обсуждения и оценки всех рисков профессионалами. Именно мнения профессионалов сейчас категорически не хватает. Есть только отдельные кусочки информации, не дающие полной картины. Мы знаем, что комиссия больницы №6 города Владимира после предостережения прокуратуры отказалась от использования аппаратов этого типа. А вот главврач центральной городской больницы Коврова Антон Зинченко выразил готовность их использовать в чрезвычайной ситуации. Поэтому должен быть проведён и опубликован подробный технический аудит, после чего должны быть собраны мнения на этот счёт реаниматологов и инженеров по медоборудованию. При этом важно знать мнение не администраторов, которым легче отказаться, чтобы не иметь проблем, а людей, реально спасающих жизни.

Также важно знать, как принималось решение о корректной работе аппаратов. Если их испытание в больнице проводилось без предварительного обслуживания, то результат этого испытания слабо отражает действительность. Я думаю, приборам такого возраста обязательно нужно техническое обслуживание. Как минимум требуются работы вида проверки целостности резиновых частей и электрических контактов. Если спонсоры передали в больницы аппараты ИВЛ без проверки и настройки, то это явный недочёт, который должен быть устранён. В любом случае, это не такие сложные приборы, как автомобили. В них значительно меньше запчастей и слабых мест, поэтому ремонт их должен быть быстрее и дешевле.

Возможно, аппараты «ФАЗА 5» 1999 года выпуска использовать действительно нельзя. Но это может быть выяснено только после широкого обсуждения и должно быть чётко обосновано - почему конкретно нельзя. Если только из-за просроченных сертификатов, то это абсурд. Развивается эпидемия, с которой современный мир не сталкивался. Понятно, что действующие законы не приспособлены под такие условия. Но для этого у нас есть и депутаты Госдумы, и сенаторы Федерального собрания от Владимирской области. Пусть делают свою работу и выносят на обсуждение послабления в использовании медицинского оборудования на время эпидемии. Есть Законодательное Собрание, которое может изменить регулирование на региональном уровне.

Сейчас ситуация развивается по плохому сценарию, в том смысле, что и общество, и органы государственной власти обращают внимание на меньшие опасности, но игнорируют большие, а купившие эти аппараты люди и организации отмалчиваются или отнекиваются. Возможно, изменить эту тенденцию уже не удастся, но чтобы попытаться это сделать, я бы действовал так:

  1. Должен быть поднят вопрос о нехватке аппаратов ИВЛ во Владимирской области.

  2. Имеющиеся аппараты должны быть настроены и проверены. Должна быть подтверждена их работоспособность. Думаю, это должны сделать спонсоры.

  3. Должно быть принято честное и обоснованное решение использовать эти аппараты при наплыве большого количества пациентов.

  4. В таком случае вопрос использования этих аппаратов будет восприниматься более серьёзно, и противники этого решения не смогут игнорировать тот факт, что без этих аппаратов Владимирскую область ждут многочисленные смерти.

Но даже если удастся обеспечить врачей необходимым количеством аппаратов ИВЛ, надо понимать, что это один из главных, но не единственный компонент помощи тяжелобольным коронавирусом COVID-19 людям. Нужны реанимационные койки, прикроватные мониторы пациентов, медикаменты, средства индивидуальной защиты, а главное - сами реаниматологи. Их в принципе мало, а многие из имеющихся находятся в группе риска по возрасту. Поэтому неплохо бы разобрать вопрос, как готовят новых специалистов во Владимирской области, как оплачивается их труд. Ведь если некому будет проводить интубацию лёгких, вводить пациентов в состояние наркоза и поддерживать их жизненные функции, то тогда никакие приборы не нужны.

Но пока нам бы разобраться с количеством и состоянием аппаратов ИВЛ. Поэтому я надеюсь, что найдутся люди, которые смогут узнать нужду области в аппаратах ИВЛ, понять, насколько доступны новые аппараты сейчас на рынке, а также опросить достаточное количество специалистов по поводу необходимости и возможности использования аппаратов «ФАЗА 5».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции