Загоняют ли владимирцев в цифровой концлагерь?

Роман Ардыкуца:
Директор Центра правовой поддержки «Час Суда»
Роман Ардыкуца
Есть ли правовая основа у разговоров о том, что, воспользовавшись пандемией коронавируса, власти с помощью всевозможных QR-кодов создают цифровой концлагерь? И как соблюсти баланс между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в условиях ковида
ИСТОРИИ 2 сентября 2021, 10:33 17515

Является ли запрет на посещение общественных мест ограничением прав и свобод человека?

В силу статьи 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы России и возвращаться.

Исходя из этого, запреты на посещение общественных мест, которые устанавливают губернаторы регионов, формально противоречат Конституции. Вместе с тем, права и свободы, предусмотренные Конституцией, не носят абсолютный характер.

В силу части 3 статьи 55 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения предусмотрены частью 1 статьи 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Подпунктами «а1» и «а2» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что правительство принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Подпунктами «м» и «у» пункта 1 статьи 11 указанного закона предусмотрено, что органы госвласти регионов вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения.

Абзацем 5 статьи 19 указанного закона предусмотрено, что граждане обязаны выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Из изложенных норм законодательства следует, что частью 1 статьи 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность как за нарушение правил поведения, установленных Правительством Российской Федерации (такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417), так и правил поведения, утвержденных органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящее время в мире распространяется инфекция, вызванная коронавирусом COVID-19. Всемирной организацией здравоохранения 11.03.2020 объявлена пандемия данного заболевания.

С учетом изложенного, исходя из положений части 1 статьи 1 указанного закона, в Российской Федерации или на ее отдельных территориях может быть объявлена чрезвычайная ситуация.

Например, Указом Губернатора Владимирской области Сипягина В.В. от 17.03.2020 №38 «О введении режима повышенной готовности» на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности.

Граждане обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

То, что такие ограничения соответствуют Конституции, указал и Конституционный Суд в постановлении от 25.12.2020 №49-П. Суд указал, что Конституция (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.

В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.

Реализация гражданами индивидуального по своей правовой природе права на свободу передвижения в условиях возникновения реальной общественной угрозы предполагает проявление с их стороны разумной сдержанности. Принятие государством в отношении данного права конституционно допустимых и вынужденных временных ограничительных мер прежде всего имеет направленность на самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы и тем самым является проявлением одной из форм социальной солидарности, основанной на взаимном доверии государства и общества, тем более что ограничение свободы передвижения по своим отличительным конституционным параметрам не тождественно ограничению личной свободы (статья 22, часть 1; статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

С учетом этого введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных - как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям - эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. При этом обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования. Осуществление же соответствующего регулирования и правоприменения представляет собой особую задачу, уклониться от решения которой государство не вправе (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Распространение коронавирусной болезни, начавшееся в 2019 году, поставило перед мировым сообществом и перед Россией в частности множество проблем не только медицинского, но и социального, политического, экономического и юридического характера. Одной из них стала проблема ограничения контактов между людьми с целью снижения скорости передачи вируса от человека к человеку.

Как следует из принятых 19 марта 2020 года Всемирной организацией здравоохранения Рекомендаций по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-2019), меры общественного здравоохранения для достижения этих целей могут включать ограничение передвижения или отделение людей, которые могли быть подвержены воздействию вируса, от остальной части населения с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заболевания.

Необходимость принятия наряду с другими мерами борьбы с пандемией мер, связанных с ограничением свободы передвижения, подтверждается опытом других государств. Меры изоляции и самоизоляции граждан по месту их проживания (пребывания), получившие международное обозначение «lockdown», не являются особенностью России. В апреле 2020 года они в той или иной степени применялись более чем в 90 странах мира и, таким образом, охватывали более половины населения планеты.

При этом динамика одновременного автономного развития нормативного регулирования по данному вопросу на федеральном и региональном уровне отчетливо отражает экстраординарность ситуации, в которой каждый из уровней государственной власти в рамках конституционной обязанности по защите жизни и здоровья граждан предпринимал усилия по минимизации ущерба для этих ценностей регулятивными средствами. Причем понимание необходимости этих средств было общим и для федерального, и для регионального уровня публичной власти. В этой связи то обстоятельство, что порой регулирование носило опережающий характер (особенно принимая во внимание масштаб угрозы распространения коронавирусной инфекции), не может служить основанием для вывода о признании его в конкретно-исторической ситуации противоправным и противоречащим положениям Конституции даже в короткий период до принятия федеральных актов, придавших ему формально-юридическую легитимацию.

Выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в ситуациях, связанных с распространением заболеваний, относится по общему правилу к дискреции законодателя, а если такие правовые средства имеют характер мер по ограничению иных прав, то применительно к российской правовой системе - к дискреции федерального законодателя. Поэтому в рассматриваемой ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, с конституционно-правовой точки зрения в целом была приемлема реализация в оперативном временном регулировании нормативными актами субъектов РФ более общих федеральных правовых ориентиров, содержащихся в федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и в период до 1 апреля 2020 года.

Ограничение свободы передвижения, установленное во взаимосвязи с общей системой конституционно-правового и соответствующего отраслевого регулирования, обусловлено объективной необходимостью оперативного реагирования на беспрецедентную угрозу распространения коронавирусной инфекции, имеет исключительный характер и преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья всех лиц, включая в первую очередь самих граждан, подвергнутых временной изоляции, и является соразмерным.

Соразмерность данного ограничения проявляется прежде всего в тех разумных исключениях из общего правила о запрете покидать место своего проживания (пребывания). Так, за гражданами сохранялась свобода передвижения в случаях: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена; следования к ближайшему месту приобретения товаров (включая продуктовые гипермаркеты), работ, услуг, реализация которых не ограничена, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Эти исключения не содержат в себе признаков социальной и иной дискриминации и основаны на рациональном понимании объективных жизненных потребностей граждан и общества, что также свидетельствует об их конституционно-правовой допустимости.

Таким образом, запрет на посещение общественных мест сам по себе не является ограничением прав и свобод человека.

Почему это не касается поликлиник, где все приходящие в общей очереди, общественного транспорта и так далее. Почему рестораны, салоны и спорт, где возможна более свободная рассадка и расположение в помещении? Удар по бизнесу, но не по вирусу. Правомерно ли это?

Действительно, для борьбы с вирусом наиболее эффективно было бы применение именно локдауна, то есть тотального запрета на выход из дома. Собственно говоря, до начала 19 века, когда было внедрено оспопрививание по Дженнеру, до открытия антибиотиков Флемингом (1929 год) человечество знало только один метод борьбы с заразными болезнями — тотальный карантин. Вспомните, Пушкин писал свои замечательные произведения именно во время карантина, когда всем подданным Российской империи было запрещено выезжать из своих домов. Эффективность этого метода была ясна задолго до выяснения природы инфекционных заболеваний, до изобретения микроскопа, с помощью которого удалось увидеть первых возбудителей.

Однако апрель 2020 года показал, насколько катастрофичным для современной высокотехнологической экономики является такой локдаун. В мировом разделении труда Китай, например, является, по сути, «мастерской мира», производя гигантское количество товаров на экспорт. В нем же добывается огромное количество редкоземельных металлов. Огромные потоки нефти идут из Венесуэлы, Персидского залива. Остановка транспорта (морских судов) приведет к остановке этих потоков и коллапсу промышленности. Удар будет нанесен и по сельскому хозяйству. Например, Россия импортирует огромное количество гибридов, семян, гербицидов для нужд сельского хозяйства. Прекращение этих поставок поставит сельское хозяйство на грань катастрофы. После прошлогоднего локдауна наблюдается рост цен на продовольствие.

Аналогично после прошлогоднего запрета на посещение больниц, на остановку плановых операций наблюдается скачок сверхсмертности. Если сейчас запретить посещение поликлиник, то смертность вырастет колоссально.

Поэтому все государства и не вводят запреты на транспорт, на посещение больниц. Не введение этого запрета является вынужденной мерой, с тем чтобы избежать тяжких последствий.

Однако ставится задача максимально затруднить распространение вируса. Для этого введены маски, поскольку они незначительно, но задерживают капли слюны, в которых содержится вирус (преобладает мнение о воздушно-капельном пути распространения коронавируса, хотя есть данные и чисто за воздушный путь), введены ограничения на посещение мест общественного скопления. В масштабах страны это замедляет распространение вируса. Напрямую это не видно, но это рассчитывают эпидемиологи с помощью компьютерных моделей.

Условно говоря, вирус распространяется по законам геометрической прогрессии Q, Q1, Q2, Qn, где Qn+1=Q*s.

s-коэффициент, показывающий увеличение количества больных после каждого цикла репликации.

Допустим, этот коэффициент 1,5, тогда через 50 циклов количество больных будет 1,5 (50) = 637 621 500.

Допустим, с помощью масок и запретов на посещение ресторанов, кафе этот коэффициент сбили до 1,2.

Тогда через 50 циклов количество больных составит 1,2 (50) = 9 100 человек. Вдумайтесь в разницу: шестьсот миллионов и девять тысяч. Это проявление геометрической прогрессии.

Конечно, мы очень упрощаем эпидемиологические модели, но главное, что хочется показать, что снижение этого коэффициента в отдаленной перспективе кардинально снижает число больных и умерших.

Например, в Мьянме, которая после военного переворота фактически отказалась от борьбы с коронавирусом, сейчас инфекция процветает. По последним данным, власти срочно строят 10 крематориев с производительностью 1 000 трупов в сутки для сжигания умерших, которых некому хоронить.

Поэтому главный вывод — правительство пытается максимально затруднить распространение инфекции путем указанных выше ограничений. Транспорт и больницы не трогают ввиду их чрезвычайной важности. Но если ситуация с распространением инфекции станет критической, то не исключен и локдаун.

Информация о состоянии здоровья человека – это персональные данные. Так почему мы должны сообщать ее первому встречному?

Закон о персональных данных допускает их обработку вне зависимости от владельца. Например, пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что обработка персональных данных допустима, если она необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно.

Аналогичным образом, от человека требуется информированное добровольное согласие на операцию (медицинское вмешательство). Однако если человек доставлен в больницу в бессознательном состоянии, как от него получить такое согласие? Пытаться привести в чувство и просить подписать бумаги? Очевидно, что операцию будут делать «без бумаг». И здесь такая же ситуация. Кроме того, если сотруднику кафе, например, из QR-кода станет ясно, кто вы, где живете, возраст, то он обязан не распространять эти данные, иначе его ждет уголовная ответственность.

Является ли медотвод от прививки по состоянию здоровья причиной получить пожизненный QR-код?

Заметим сразу, что пандемия рано или поздно закончится и никаких QR-кодов не потребуется. Эпидемия «испанки» бушевала в 1918-1920 годах. Нынешняя пандемия тоже идет уже около полутора лет и закончится через год-два, а может, и раньше. Здесь надо иметь в виду, что вирус (да и бактерии) постоянно мутирует, образует новые штаммы. Те из них, которые агрессивны, быстро убивают носителя (человека) и гибнут сами. Выживают более заразные, но менее летальные. Этот процесс идет в масштабах планеты, а также наблюдался учеными в лаборатории. Исторически так получали ослабленные (аттенуированные) штаммы для приготовления живых вакцин (от туберкулеза, полиомиелита).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

То есть в этот календарь КОВИД-19 не включен. Государственная дума отказалась включать его в этот закон.

Однако пунктом 2 этой статьи предусмотрен еще и национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В этот календарь (Приказ Минздрава России от 21.03.2014 №125н) КОВИД-19 включен.

Медицинские противопоказания (например, у человека патологии иммунной системы) освобождают от прививки.

Министерство здравоохранения Российской Федерации письмом от 29 июня 2021 г. №30-4/И/2-9825 направило для использования в работе временные методические рекомендации: «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».

В Российской Федерации для вакцинации против COVID-19 у взрослых лиц зарегистрированы следующие вакцины:

  • комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак»), дата регистрации 11.08.2020;

  • комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак-Лио»), дата регистрации 25.08.2020;

  • вакцина на основе пептидных антигенов («ЭпиВакКорона»), дата регистрации 13.10.2020;

  • вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная («КовиВак»), дата регистрации 19.02.2021;

  • вакцина для профилактики COVID-19 («Спутник Лайт»), дата регистрации 06.05.2021.

Например, в список противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 включены следующие состояния:

Вакцина Противопоказания Сроки медицинского отвода
Гам-КОВИД-Вак Гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцине, содержащей аналогичные компоненты Постоянные
Тяжелые аллергические реакции в анамнезе Постоянные
Острые инфекционные и неинфекциониые заболевания, обострение хронических заболеваний - вакцинацию проводят через 2 - 4 недели после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ - вакцинацию проводят после нормализации температуры Временные
Период грудного вскармливания Постоянные
Возраст до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности) Постоянные
Противопоказания для введения компонента II: Постоянные
- тяжелые поствакцинальные осложнения (анафилактический шок, тяжелые генерализированные аллергические реакции, судорожный синдром, температура выше 40 °C и т.п.) на введение компонента I вакцины
Спутник Лайт Гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцине, содержащей аналогичные компоненты Постоянные
Тяжелые аллергические реакции в анамнезе Постоянные
Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний - вакцинацию проводят через 2 - 4 недели после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ - вакцинацию проводят после нормализации температуры Временные
Беременность и период грудного вскармливания Постоянные
Возраст до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности) Постоянные
ЭпиВакКорона Гиперчувствительность к компонентам препарата (гидроксид алюминия и другим) Постоянные
Тяжелые формы аллергических заболеваний Постоянные
Реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение вакцины Постоянные
Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, хронические заболевания в стадии обострения - прививки проводят не ранее чем через месяц после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры Временные
Иммунодефицит (первичный) Постоянные
Злокачественные заболевания крови и новообразования Постоянные
Беременность и период трудного вскармливания Постоянные
Дети до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности) Постоянные
КовиВак Серьезная поствакцинальная реакция (температура выше 40 °C. гиперемия или отек более 8 см в диаметре) или осложнение (коллапс или шокоподобное состояние, развившиеся в течение 48 ч после вакцинации; судороги, сопровождаемые или не сопровождаемые лихорадочным состоянием) на любую предыдущую вакцинацию в анамнезе; Постоянные
Отягощенный аллергологический анамнез (анафилактический шок, отек Квинке, полиморфная экссудативная экзема, гиперчувствитель поста или аллергические реакции на введение каких-либо вакцин в анамнезе, известные аллергические реакции на компоненты вакцины и др.); Постоянные
Беременность и период грудного вскармливания Постоянные
Возраст до 18 лет Постоянные
Острые лихорадочные состояния, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, включая период реконвалесценции. Вакцина дню проводят через 2 - 4 недели после выздоровления. При ОРВИ легкого течения и острых кишечных инфекциях вакцинацию можно проводить после нормализации температуры и/или исчезновения острых симптомов заболевания Временные
Хронические инфекционные заболевания в стадии обострения Временные

Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, хронические заболевания в стадии обострения - прививки проводят не ранее чем через месяц после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры

Временные

Иммунодефицит (первичный)

Постоянные

Злокачественные заболевания крови и новообразования

Постоянные

Беременность и период трудного вскармливания

Постоянные

Дети до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности)

Постоянные

КовиВак

Серьезная поствакцинальная реакция (температура выше 40 °C. гиперемия или отек более 8 см в диаметре) или осложнение (коллапс или шокоподобное состояние, развившиеся в течение 48 ч после вакцинации; судороги, сопровождаемые или не сопровождаемые лихорадочным состоянием) на любую предыдущую вакцинацию в анамнезе;

Постоянные

Отягощенный аллергологический анамнез (анафилактический шок, отек Квинке, полиморфная экссудативная экзема, гиперчувствитель поста или аллергические реакции на введение каких-либо вакцин в анамнезе, известные аллергические реакции на компоненты вакцины и др.);

Постоянные

Беременность и период грудного вскармливания

Постоянные

Возраст до 18 лет

Постоянные

Острые лихорадочные состояния, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, включая период реконвалесценции. Вакцина дню проводят через 2 - 4 недели после выздоровления. При ОРВИ легкого течения и острых кишечных инфекциях вакцинацию можно проводить после нормализации температуры и/или исчезновения острых симптомов заболевания

Временные

Хронические инфекционные заболевания в стадии обострения

Временные

То есть медицинский отвод действует до устранения причины противопоказания. Как указано выше, пандемия рано или поздно закончится, и необходимости в дальнейшей обязательной вакцинации не потребуется.

Что нам нужно знать о правовом поле действия QR-кодов, чтобы не испытать на себе излишние меры? Каковы наши права и обязанности?

QR-коды предназначены прежде всего для организаций и предпринимателей, чтобы они не обслуживали тех лиц, которые не прошли вакцинацию или не имеют отрицательного ПЦР-теста (ПЦР – полимеразная цепная реакция, которая позволяет размножить крохотный кусочек нуклеиновой кислоты вируса для его идентификации). Если они допустили человека без кода, то их могут строго наказать. По сути, для гражданина они не несут никаких последствий. Только если он получит поддельные коды, то может быть привлечен к уголовной ответственности. Обязанность только одна — не посещать общественные места без вакцинации или без отрицательного теста.

По опыту, QR-код может прийти на госуслуги через месяц и позже. А посещение мест необходимо в моменте, в том числе для работы. Как доказать, что человек имеет право на открытое передвижение во время ожидания кода?

Здесь нужно постоянно «теребить» службу госуслуг, настойчиво требуя от них кода. При длительной задержке можно попробовать подать в суд о взыскании материального вреда (убытков) и морального вреда с оператора госуслуг. Думаю, угроза такого иска быстро заставит нерадивых работников направить вам код. В любом случае, это чисто техническая проблема, поскольку ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) еще только внедряется в масштабах страны, в ней бывают сбои и отказы.

До получения кода можно попробовать носить с собой справку о болезни, больничный лист, справку о тесте.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции