22 марта состоялось заседание бюджетного комитета Законодательного Собрания Владимирской области, на котором депутаты рассмотрели предложения администрации Владимирской области по изменению региональных правил игры по ставкам налога на прибыль для инвесторов.
Во-первых, разговор шел о работе над региональным законом, подразумевающим утверждение специальных налоговых ставок на прибыль для участников так называемых «региональных инвестпроектов», в том числе, реализуемых в рамках специальных инвестиционных контрактов. Речь идет о крупнейших бизнес-проектах уровня строительства металлургических предприятий или заводов по сборке автомобилей, которые могут быть реализованы на территории Владимирской области.
Федеральный закон, дающий регионам право самостоятельно устанавливать правила взаимоотношений с «бизнес-монстрами» (вплоть до снижения ставки налога на прибыль до нулевой отметки), был принят в 2016 году. Механизм попадания в список «специальных инвесторов» довольно сложный. Документы с крайне ограниченным числом участников подписывают не на региональном уровне, а на уровне Федерации. Региональный законопроект предполагает снизить ставку налога на прибыль для таких «специальных инвесторов» до 10%. А в рамках специнвестконтрактов - даже до 5%.
Но самое интересное, что под шумок администрация Владимирской области предлагает упразднить региональный закон №157 «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль для организаций, являющихся получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности». Это один из ключевых законов, регулирующих бюджетную политику Владимирской области. Этим законом установлены все льготы по налогу на прибыль, применяемые сейчас на территории Владимирской области. Это значит, что для общей категории инвесторов, не подпадающих под узкую категорию «специальных», экономический климат в регионе в этом случае существенно ухудшится.
Депутаты бюджетного комитета, рассматривающие предложения владимирского Белого дома в первом чтении, обратили внимание на то, что «с упразднением льгот сложившийся порядок будет нарушен», а вырабатываемая годами сбалансированная система мер поддержки предпринимательства будет разрушена.
«Не надо забывать, что эффективность вот этих налоговых льгот у нас была 1 к 2. То есть, на 1 рубль предоставленных инвестору налоговых льгот в консолидированный бюджет мы получали 2 рубля. Эта система объективно работает», - выразил свое отношение к сложившейся системе поддержки предпринимателей представители Счетной палаты Владимирской области.
«На заседании профильного комитета у парламентариев возникли вполне обоснованные опасения: без поддержки могут остаться такие важные сферы предпринимательства, как информационные технологии, транспортно-логистическая инфраструктура, технопарковые зоны, а также промышленные проекты, связанные с расширением уже действующих производств.
Между тем, разработчик закона ссылается на указания Минфина для «бюджетодефицитных» регионов, рекомендующие территориям избавляться от «неэффективных налоговых льгот». Однако на вопрос, какое же в этом случае будущее ожидает инвесторов в нашей области – пойдут ли к нам предприниматели, если в соседних регионах льготная система налогообложения будет более доступной и гибкой – ответа депутаты пока не получили. Депутаты опасаются, что отмена налоговой поддержки основной категории инвесторов неизбежно затронет фундаментальные основы экономической политики области», - отмечают в ЗС.
Присутствующие на заседании бюджетного комитета представители Счетной палаты Владимирской области поддержали депутатов, высказавших сомнения в целесообразности утверждения кардинальных изменений экономической политики 33 региона.
По сообщению пресс-службы ЗакСобрания, предложенные губернаторской командой законопроект в ближайшее время не будет вынесен на второе чтение. Депутаты совместно с чиновниками Белого дома начнут обсуждать и прорабатывать возможные пути разрешения сложившейся ситуации.
«Это вопрос на сегодняшний день открытый. Мне кажется, необходимо провести еще консультации, составить список налоговых льгот, оценить их эффективность и неэффективность, и только потом принимать решение об отмене либо сохранения тех или иных льгот. К этому вопросу нужно подходить очень взвешенно», - сказал председатель комитета ЗакСобрания по бюджетной и налоговой политике Максим Васенин, подводя итоги заседания.