Благодаря тысячелетию Суздаля летом 2024 года турпоток во Владимирскую область вырос. Хотя итоги года подводить еще рано, но уже известно, что только в День города Суздаля, который отмечали с 9-11 августа, город-музей посетили 36 тысяч туристов. В целом, по данным регионального министра туризма и предпринимательства Юлии Бояркиной, за 9 месяцев Владимирскую область посетили почти 1,5 миллиона человек (+26%): во Владимир приехало на 30% больше туристов, чем годом ранее, а в Суздаль – на 53%.
Однако тысячелетие Суздаля и связанные с этим события скоро закончатся, и Владимирская область снова вернется к привычным показателям турпотока, который направлен почти исключительно на город Суздаль и немного на Владимир и Муром. Что нужно сделать, чтобы регион после подъема не просел и продолжил привлекать туристов, поразмышляла министр предпринимательства и туризма Юлия Бояркина.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Как рассказала Юлия Бояркина, во Владимирской области с открытием скоростной трассы М-12 появились новые возможности для автомобильного туризма. По подсчетам властей, в регион на автомобилях стало приезжать на 30% больше туристов, в том числе на каршеринге. Статистика показывает, что по железной дороге регион-33 посещают всего 20% туристов, остальные предпочитают личный или арендованный транспорт. Эту сферу планируют развивать, как наиболее перспективную:
Совместно с комитетом по туризму города Москвы во Владимирской области весной 2024 года запустили 10 новых маршрутов «Москва+Владимирская область: Путешествия в русскую сказку» - они связывают истории Владимиро-Суздальского и Московского княжеств, посвящены разным направлениям: культура, архитектура, история, природа и другие. Такое сотрудничество планируется наладить и с другими соседями: Ярославлем, Иваново, Нижним Новгородом.
ДЕФИЦИТ СОТРУДНИКОВ
Для обеспечения качественного сервиса и соответствия ожиданиям московских туристов нужны в первую очередь люди. Однако уже не первый год в сфере гостеприимства Владимирской области наблюдается дефицит кадров, сетует Юлия Бояркина:
«Мы должны соответствовать потребностям современного туриста, а мы знаем, насколько люди требовательны, с учетом того, что к нам приезжает Москва и Московская область, где люди избалованы сервисом и доступностью. Поэтому одна из задач – работа с туристическим бизнесом, обучение персонала сервису и гостеприимству, чтобы оставлять желание вернуться к нам снова и снова.
Нужно поднимать престиж профессии, потому что средняя зарплата в индустрии гостеприимства – 38 тысяч рублей. А это не те деньги, за которые персонал готов работать, вкладываться. Нужно заниматься подготовкой и профориентацией кадров со школы. Мы работаем со средним профессиональным образованием, привлекаем бизнес. Чтобы именно бизнес давал свой запрос образовательным учреждениям на подготовку специалистов, которые останутся в регионе. Нам сложно конкурировать с Москвой и Нижним Новгородом, где уровень зарплат выше. Наша задача – создать комфортные условия для молодых специалистов, чтобы ребята оставались в индустрии, а не уезжали из региона. Это сложная комплексная работа, нет универсального способа, чтобы нивелировать дефицит кадров».
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Наряду с гостиницами и общепитом не менее важна для туристов транспортная инфраструктура: не только федеральные трассы, но и местные дороги, которые далеко не всегда находятся в адекватном ожиданию туристов состоянии, отметила министр туризма:
Важна и удобная пешеходная инфраструктура внутри городов Владимирской области, уверена Бояркина. В регионе даже действует программа субсидирования муниципалитетов для создания новых пешеходных туристических маршрутов. В прошлом году выделили 6 грантов районам, часть проектов уже реализована. В конце года будет объявлен новый областной конкурс на субсидию по благоустройству прогулочных маршрутов, которое включает малые архитектурные формы, освещение, навигация, арт-объекты, устройство дорожек.
ТУАЛЕТНЫЙ ВОПРОС
Головная боль экскурсоводов Владимирской области – отсутствие или нехватка туалетов на улицах городов и поселений, интересных туристам. Юлия Бояркина отметила, что туалетные кабины муниципалы также могут закупать на грантовые средства при обустройстве пешеходных маршрутов:
ГЛЭМПИНГИ
Событийные мероприятия – драйвер туризма, однако не все города региона готовы принять и разместить всех желающих туристов в гостиницах. Например, в Муром на День семьи, любви и верности в 2024 году приехало 110 тысяч человек. И оказалось, что в Муроме не хватило номерного фонда, и туристы были вынуждены искать ближайшие точки для размещения. Поэтому региональные власти совместно с муниципалами и частными предпринимателями развивают глэмпинги – это небольшие домики в живописной локации на природе, где можно отдохнуть со всеми удобствами.
ТРАНЗИТНЫЙ ТУРИЗМ
Не первый год власти Владимирской области борются с тем, что туристы задерживаются в городах только на один-два дня, считая, что этого времени достаточно для осмотра всех достопримечательностей и ключевых локаций. Однако нужно бороться с восприятием владимирских городов, как транзитных, уверена министр туризма Юлия Бояркина:
«Безусловно, Гороховец – жемчужина купечества. Нам хочется, чтобы город развивался, но туристы приезжают туда на один день, прогуливаются по набережной, смотрят объекты – и уезжают дальше в сторону Москвы или Нижнего Новгорода.
Владимир тоже считается городом для транзитного туризма, но он недооценен – в нем есть, что посмотреть, где остановиться – не на один день, а на выходные минимум. Но в основном Владимир посещают с однодневным визитом и едут дальше. Плюс это транспортный хаб – железнодорожный вокзал – первая точка входа. Наша задача – переформатировать ожидания туриста, что это не транзитный город, а что это город для полноценного отдыха».
КАРТА ТУРИСТА
Летом 2024 года появилась информация о создании «Карты туриста» во Владимирской области, которая позволит получать кешбэк при оплате в местных ресторанах, гостиницах, музеях и других предприятиях сферы услуг, подключенных к программе лояльности «Привет!» национальной системы платежных карт (НСПК) «Мир». Область при этом финансово в проект никак не вкладывается.
Сейчас, по словам Бояркиной, к Карте подключено всего три объекта, ведется работа по привлечению новых участников в проект. Предприниматели могут при помощи Карт заполнять непопулярное у туристов межсезонье или будние дни, когда нет большого трафика туристов – предлагать специальные цены и акции, считает министр туризма.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.