Что делать с сообщениями на Госуслугах о медпомощи, которую не оказывали?

В Фонде ОМС Владимирской области заявляют, что ведомство не может проводить проверки по сигналам граждан в соцсетях о поступивших им на Госуслуги сообщениях о получении медпомощи, за которой люди не обращались
Новости Автор: 1 декабря, 10:30 629

С января по октябрь 2025 года в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) Владимирской области поступили четыре жалобы от граждан по вопросу отображения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) сведений об оказанной им медицинской помощи, которую граждане не получали. По всем четырём обращениям проведены проверки, они были признаны обоснованными, а к больницам и поликлиникам, которые отправили гражданам ложные сообщения, применены финансовые санкции на общую сумму в 31 тысячу рублей. Об этом, без называния учреждений, сообщается в ответе директора Территориального ФОМС по Владимирской области Татьяны Анниной на запрос Зебра ТВ по поводу приписок учреждениями здравоохранения, на которые граждане жалуются в соцсетях. Владимирцы сообщают, что на Госуслуги им поступают сведения, что они записаны на приём или им поставлены диагнозы. Приэтом в поликлиники люди они не обращались.

Редакция запрашивала у руководства регионального ФОМС информацию по следующим вопросам:

  • Известно ли им о данной проблеме?
  • Если да, то как в ведомстве могут это объяснить? Являются ли эти действия приписками? С какой целью это делается?
  • Кто ответствен за внесение в медицинские карты граждан ложных сведений, и как это в принципе возможно? Кто должен нести за это ответственность?
  • Предпринимаются ли меры для пресечения этой ситуации и её не повторения в будущем?
  • Сколько таких по факту невыполненных приёмов пациентов были оплачены по линии Фонда ОМС и на какую сумму?
1699-1.jpg Татьяна Аннина

Из ответа за подписью Татьяны Анниной следует ответ только на один вопрос: о проблеме в Территориальном фонде ОМС знают. Но по законодательству и согласно ведомственным приказам, проверки по фактам получения гражданами мнимой медицинской помощи (по-простому — по фактам приписок) возможны только на основании официальных обращений граждан напрямую в фонд.

Аннина добавила, что проверки по припискам могут проводить и страховые компании, работающие в системе ОМС. По предоставленным ей сведениям, к страховщикам граждане обращаются чаще — им поступило 19 жалоб, из которых 18 были признаны обоснованными.

«В настоящее время информация, изложенная гражданами в социальных сетях, не отнесена Законом 59-ФЗ [о порядке рассмотрения обращений граждан] к “обращениям”. В связи с этим у фонда отсутствует правовая возможность проведения контрольных мероприятий.

При этом обращаем внимание, что застрахованные лица имеют право направить обращение в фонд посредством сайта ТФОМС Владимирской области, либо Едином портале государственных и муниципальных услуг», - сказано в ответе владимирского ФОМС на запрос Зебра ТВ за подписью Татьяны Анниной.

Другими словами: гражданам, получившим на Госуслуги сообщения об оказании им медицинской помощи, за которой они не обращались, следует жаловаться напрямую в Фонд ОМС, а не писать гневные посты в соцсетях.

Подпись видео Тамара Томаева

Добавим, что аналогичный запрос Зебра ТВ параллельно направляла в министерство здравоохранения Владимирской области. В поступившем в редакцию ответе за подписью и.о. главы ведомства Тамары Томаевой сказано, что, согласно приказу федерального минздрава, «отметка о прохождении первого этапа диспансеризации может быть автоматически сформирована, если в течение года пациент проходил лечение в стационаре или посещал врача в поликлинике и проходил необходимые исследования». Эти данные автоматически передаются в систему учёта диспансеризации и отражаются в личном кабинете пациента на портале «Здоровье», и в «отдельных случаях» может произойти «сбой в информационной системе».

«Однако по каждому факту необходимо проводить необходимые проверочные мероприятия. В случае выявления нарушений со стороны медицинского персонала, будут приняты соответствующие меры», - сообщила Тамара Томаева.

Она добавила, что в адрес главных врачей после получения запроса Зебра ТВ были направлены приложенные редакцией материалы с цитатами из социальных сетей для «осуществления соответствующих проверок» на местах.

Подчеркнём, что остался без ответа вопрос: с какой целью занимаются массовыми приписками оказания гражданам медицинской помощи, оплачиваемой из Фонда ОМС?

Несколько источников Зебра ТВ в медицинском сообществе региона на условиях анонимности предположили, что это может делаться для достижения «нереальных KPI [ключевых показателей эффективности], взваленных на главных врачей», от которых зависят не только размеры их премий, но и «спокойствие в трудовых коллективах». Ответ на вопрос о том, насколько это соответствует действительности, может дать прокуратура Владимирской области, в адрес которой Зебра ТВ направила обращение о проведении проверки по фактам приписок, изложенных гражданами в соцсетях.

Если же вернуться к ответу директора Территориального фонда ОМС Владимирской области Татьяны Анниной, то в нём также содержатся сведения о том, что сотрудниками фонда в 6 учреждениях здравоохранения выявлены 64 «необоснованно предъявленных к оплате случая оказания медицинской помощи при отсутствии подтверждения в медицинской документации». Другими словами: недостоверные сведения об оказанной медицинской помощи получают не только пациенты, но и Фонд ОМС. Эти неназванные шесть государственных больниц и поликлиник оштрафованы на общую сумму в 18 тысяч рублей.

Напомним, что в октябре на своей пресс-конференции и.о. министра здравоохранения Владимирской области Тамара Томаевана заявляла, что после своего назначения в регион она столкнулась с тем, что граждане потеряли надежду в спорных вопросах получить помощь от минздрава, и стали массово обращаться в другие органы:

«Люди, наверное, за много лет махнули рукой на министерство и сразу ходили туда, куда нужно — в следственные органы, в прокуратуру, в суд и отстаивали свои права там».

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.


Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервисы Яндекс.Метрика и LiveInternet. Продолжая работу с сайтом, вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисами Яндекс.Метрика и LiveInternet.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.