Депутаты с проблемами со зрением и трясущимися руками. Как Законодательное Собрание принимало изменения в Устав Владимирской области

Законодательное Собрание Владимирской области дважды голосовало по вопросам внесения изменения в региональный Устав, чтобы привести его в соответствие с федеральным законодательством. Причина переголосования — проблемы со зрением у человека-фракции Ивана Алтухова
Новости Автор: 30 мая 2022, 09:10 4195
все фото - из архива Зебра ТВ

На майском заседании Законодательного Собрания на пустом месте возник конфуз — депутатам пришлось дважды ставить на голосование вопрос о внесении изменений в Устав (Основной закон) Владимирской области с целью приведения его в соответствие с федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Поясним, что одним из ключевых новшеств является то, что губернаторы теперь смогут избираться на неограниченное количество сроков.

Несмотря на то, что в России региональные законы не могут противоречить федеральным, то есть, у ЗакСобраний нет выбора — они обязаны приводить свои нормы в соответствие с общероссийскими, в облпарламенте возникла дискуссия, в ходе которой «против» принятия законопроекта высказались представители КПРФ и ЛДПР. В итоге изменения в Устав с первого раза приняты не были — большинству «Единой России» не хватило одного голоса.

После перерыва в заседании единственный представитель «Российской партии свободы и справедливости» Иван Алтухов вдруг вспомнил о наличии у него проблем со зрением, что помешало ему проголосовать «за», и он попросил поставить вопрос о внесении изменений в Устав Владимирской области на повторное голосование. И только так были получены необходимые 26 голосов. Тогда лидер коммунистов в ЗакСобрании Антон Сидорко заявил о том, что у него трясутся руки, и тоже попросил переголосовать по данному вопросу, но его просьба депутатами удовлетворена не была.

При этом ещё до объявления перерыва Сидорко намекал на то, что с некоторыми депутатами будет проведена соответствующая «разъяснительная работа».

Зебра ТВ публикует расшифровку дискуссии по вопросу внесения изменений в Устав Владимирской области с незначительными сокращениями.

Подпись видео

Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • В Устав [Владимирской области] предлагается предусмотреть следующие изменения.

  • Губернатор Владимирской области включается в систему органов государственной власти, статья 3.

  • Появляется новая статья, в соответствии с которой определяются принципы деятельности всех органов, входящих в единую систему публичной власти Владимирской области.

  • Уточняются основные полномочия Законодательного Собрания в части обладания правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании, заслушивания ежегодного отчета о результатах деятельности администрации Владимирской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием. Этот отчет соответственно представляется губернатором Владимирской области.

  • Исключаются полномочия Законодательного Собрания об определении порядка отзыва высшего должностного лица.

  • Также в Уставе появляется норма, в соответствии с которой субъектом права законодательной инициативы становится администрация Владимирской области.

  • Устанавливается, что губернатор одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Владимирской области, а также принимает решения об отставке администрации Владимирской области.

  • В новой редакции изложены статьи 24, 26, 34 Устава. Новая редакция изложена по предложению временно исполняющего обязанности губернатора Владимирской области [Александра Авдеева]. Это статьи, касающиеся статуса губернатора области, его полномочий, а также полномочий администрации Владимирской области.

  • Сразу же бы хотелось сказать, что по всей видимости это не финальные изменения в Устав. Дело в том, что [федеральный закон №] 414-ФЗ [«Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»] этапами вступает [в силу]. Первый этап наступает с 1 июня. Эти предложенные изменения приводят в соответствие, повторюсь, наш Устав с теми изменениями, которые должны вступить в силу с 1 июня. По всей видимости нас ожидает еще ряд моментов, связанных со следующими этапами вступления в силу 414-ФЗ.

Подпись видео

Сергей Казаков, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:

  • В пояснительной записке [сказано]: «в соответствии с принципом единства системы публичной власти губернатор Владимирской области одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Владимирской области». А как это вообще стыкуется с нашим федеративным устройством Российской Федерации? В Конституции мы федеративное государство, а здесь получается, что губернатор у нас уходит наверх, и мы его в какой-то степени контролировать не можем.
Подпись видео

Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • [Нормально] сочетается с федеральным законом, Сергей Валентинович.

Сергей Казаков:

  • Нет, я про Конституцию сказал. Причем тут федеральный закон? Он может противоречить Конституции. Я считаю, что он противоречит в этой части. Почему у нас губернатор вдруг стал замещать государственную должность Российской Федерации? Он что, вице-премьер, или кто?

Владимир Киселев:

  • Сергей Валентинович, давайте мы не будем роль Конституционного суда на себя сейчас натягивать.

Сергей Казаков:

  • Почему не будем?

Владимир Киселев:

  • Это не наши полномочия. Если мы с вами считаем, что что-то не так, давайте подготовим предложение в Конституционный суд.

Сергей Казаков:

  • Владимир Николаевич, я имею право высказать свое сомнение.

Владимир Киселёв:

  • Это только время тянет.

Сергей Казаков:

  • Он [губернатор Владимирской области] уходит из под нашего контроля и одновременно еще и выше нас всех поднимается. Мы-то всего лишь областные с вами должности, а он государственную должность Российской Федерации замещает.

Владимир Киселев:

  • Он не уходит из под контроля. Он точно так же будет отчитываться перед нами раз в год и по любому поводу.

Роман Кавинов:

  • Норма, которую предлагается внести нам в Устав, сейчас — она полностью соответствует тем изменениям, которые были приняты при голосовании за поправки в Конституцию в 2020 году, связанные с единством системы власти в Российской Федерации.

  • Речь идет о чем? Губернаторы регионов как высшие должностные лица — у них есть обязанности, которые они исполняют не только перед жителями региона, которые избрали их и назначили на эту должность, но и перед федеральными органами власти. Это в том числе касается моментов, связанных с противодействием коррупции, поэтому эта норма появилась в 414-ФЗ, соответственно, её предлагается в Устав внести. На самом деле это прямой перенос федеральной нормы. То есть тут мы с вами просто обязаны это сделать.

Подпись видео

Вячеслав Картухин, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции «Единая Россия»:

  • Уважаемые коллеги, я думаю, что Роман Валерьевич [Кавинов] все системно изложил, потому что идет большая реформа органов публичной власти. Соответственно, многие позиции должны приводиться в соответствие на региональном уровне, и мы следуем в русле того законодательства, которое предложено. Я уверен, что это направлено прежде всего на усиление вообще работы всей системы власти. Ни в коем случае, Сергей Валентинович [Казаков], это не нарушает принцип федеративного устройства. Это лишь приводит в соответствие тот порядок вещей и полномочий, который принят уже был до этого. Например, губернаторы участвуют в заседаниях Государственного Совета, соответственно, выполняют определенные функции, которые связаны с федеральными органами власти.

  • Я как юрист могу сказать, что нарушений здесь никаких нет. Понятно, что эта реформа достаточно сложная сама по себе. Наверняка будут какие-то обращения в Конституционный суд, но в целом пока то, что происходит, направлено как раз на то, чтобы система власти была как можно сильнее и при этом принцип федерализма не нарушался.

Подпись видео

Александр Нефёдов, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по вопросам государственного устройства, правопорядка и законности (фракция «Единая Россия»):

  • Уважаемые коллеги, данный вопрос рассматривался на внеочередном заседании нашего комитета. Тоже вызвал достаточно серьезное обсуждение, но однозначное решение: рекомендовать Законодательному Собранию принять закон в двух чтениях.
Подпись видео

Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции КПРФ:

  • Несмотря на то, что все же сегодня речь идет о том, что мы должны привести [Устав Владимирской области] в соответствие с 414-ФЗ, так или иначе, я думаю, что не зря у нас с вами есть право голосовать. То есть эти вещи не автоматом проходят в региональное законодательство - у нас с вами есть право высказывать свою точку зрение и выступлениями и голосом.

  • Хотелось бы выразить позицию фракции КПРФ, почему мы не согласны с данным проектом закона.

  • На наш взгляд, идет уменьшение роли представительного органа власти. Первый пример: если раньше мы с вами имели право на ежегодный отчет губернатора перед депутатами, при этом подчеркиваю, именно личный отчет, губернатор должен был лично присутствовать и отчитываться, то в соответствии с внесенными поправками он обязан только предоставить отчет, а представлять его может кто-то из заместителей. Согласитесь, это уже идет снижение нашей роли.

  • Второй момент: механизм отзыва депутатами губернатора как таковой в этом проекте не содержится. Опять-таки, если мы раньше с вами, помните даже, когда еще был губернатор Сипягин, тут ходили разговоры о том, чтобы ему поставить неуд, а на второй неуд отстранение, какая-то дискуссия шла, то сейчас дискуссия, кто бы не был губернатором, неприемлема. Этого механизма не будет.

  • Третье: если раньше у депутатов ЗакСобрания было право контроля за исполнением госпрограмм области и планов социально-экономического развития, то теперь у нас остается только право контроля за выполнением госпрограмм, а план социально-экономического развития теперь нам никто не обязан предоставлять.

  • Вещь очень важная: отменено одно ограничение двумя губернаторскими сроками. Теперь губернатор может править вечно. Опять-таки это к вопросу о сменяемости власти. Наверно, это нездорово. И наконец, это связано в том числе с местным самоуправлением, когда мы говорим, что, казалось бы, у нас должны быть разные уровни власти, и по Конституции местное самоуправление является независимым уровнем власти, что мы здесь имеем? Мы здесь имеем механизм отстранения глав муниципальных образований по недоверию губернатора. Если раньше это могли сделать только сами депутаты представительного органа муниципального образования по представлению губернатора, то сейчас один выговор получил, не исправился — до свидания.

  • Коллеги, я призываю депутатов все-таки проявить ответственность и не поддерживать данный проект закона. Опять-таки, учитывая, что закон уставной и принимается двумя третями [голосов], есть шанс. Я прекрасно понимаю, что потом дальше будут консультации, разговоры и так далее, повторюсь, приведение с федеральным законом в соответствие, но слушайте, давайте без этих одобрямсов. Если мы с чем-то с вами не согласны, я знаю даже, что депутаты «Единой России» многие это поддерживают, что касается строчки по поводу местного самоуправления. Давайте скажем: «Нет».

Подпись видео

Сергей Бирюков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции «Справедливая Россия»:

  • Уважаемые коллеги, закон действительно очень важный. Хорошо, что мы дискутируем, но мы сейчас находимся в таком состоянии в нашей стране, что действительно нужно укреплять и федеративную власть, нужно и консолидироваться где-то, в том числе и признавая главенство федерального закона над областным. Многое в этом законе меняется, многое вызывает вопросы, но тем не менее, учитывая обстоятельства и учитывая последствия, которые…

  • Давайте, Антон Сергеевич, мы сейчас не поддержим изменения в этот федеральный закон, причем который следует из изменений в Конституцию, которую мы все с вами приняли, какие будут последствия, в том числе и для Законодательного Собрания? Там тоже написано, как Законодательное Собрание может прекратить свою деятельность.

  • Учитывая, что это действительно не последняя операция, система органов власти будет меняться в любом случае, будем надеяться, что у нас появится возможность какие-то внести изменения, чтобы все-таки усилить роль Законодательного Собрания и укрепить органы местного самоуправления, но в данном случае мы на фракции пообсуждали, и мы понимаем, что поддержать [этот закон] сейчас в данной ситуации необходимо, и призываем всех депутатов этому последовать.

Подпись видео

Шамиль Хабибуллин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):

  • Наш коллега Бирюков сейчас сказал, что это операция. Это действительно операция, но, по моему мнению, операция федеральных структур, наших вышестоящих коллег из Федерального Собрания, по уничтожению региональной власти и далее муниципальной власти. Всем же понятно, что у нас федеральные законы сейчас опять подстраиваются под конкретные личности. Многие знают, что, убрав возможность более двух сроков возглавлять субъект, понятно, для кого это сделано. У нас в Москве и Чечне уже руководители субъектов эти сроки отсидели. Под них нужно изменить законодательство. Почему мы должны с этим соглашаться? Я все-таки считаю, раз уж нам их спускают, то для того, чтобы мы высказали свою позицию, свой отзыв. Либо тогда пусть уберут эту норму: приняли [закон] на федеральном уровне, и пусть [в регионах] автоматически все принимается. Зачем тогда нам это присылают? Если присылают, значит, мы должны дать свое мнение, а наше мнение субъектовое, тем более нашей такой закоренелой Владимирской области, должно быть все-таки больше в интересах нашей власти, подчинения исполнительных органов власти. Считаю, что все эти операции по вырезанию региональных и муниципальных властей будут в итоге губительны для наших жителей, поэтому я призываю не поддерживать это.

Владимир Киселев:

  • Не очень понятно только, почему Владимирская область «закоренелая». Странно.

Сергей Казаков:

  • Я так думаю, что «закоренелая» в плане того, что отсюда государственность пошла. У нас тут Владимиро-Суздальская Русь.

Владимир Киселёв:

  • «Укоренённая» тогда.

Сергей Казаков:

  • Уважаемые коллеги, вы понимаете, вообще надо быть честными. Смотрите, нашли формулировку «публичная власть», и под неё начали выстраивать эту вертикаль. Я считаю, что было бы честнее, когда мы голосовали на референдуме по Конституции, написать, что мы - унитарное государство.

  • Если мы унитарное государство, тогда президент назначает всех губернаторов, а не эти муниципальные фильтры выставляются, чтобы не пустить других людей, даже самовыдвиженцев, не хотят, чтобы они фильтры эти проходили.

  • Местное самоуправление отделено от государственной власти. Теперь оно встроено в публичную какую-то власть. Непонятно для меня, чем публичная от муниципальной, государственной, федеральной отличается. Мы сегодня сидим с вами на этом заседании и должны так это все проглотить. Если уж нам с вами право это [дано], правильно, я с коллегами согласен, определиться пока еще, я думаю, что Шамиль [Хабибуллин] выпустил джина из бутылки, завтра примут закон, что все федеральные законы автоматом внедряются в местные...

Владимир Киселев:

  • Мы передадим ваши пожелания [на вышестоящий уровень].

Сергей Казаков:

  • Я уже понял, «Единая Россия» взяла на заметку. Соответственно, нас не спрашивая, Устав поменяется автоматом. Сегодня пока [у нас] еще есть это право, мы как депутаты можем высказать свою позицию «за», «против», воздержаться, отказаться от голосования. Это право у нас никто не отнимал. Мы имеем право так голосовать. Дальше там пугать не надо [нас] роспуском, Сергей, коллега, тёзка, Сергей Евгеньевич [Бирюков], да.

Вячеслав Картухин:

  • Очень хорошо, что есть дискуссия, разные точки зрения.

  • Публичная власть — это поиск золотой середины, усиление роли представительной власти. Мы с вами усилили роль Законодательного Собрания в формировании региональной власти. Отдельные представители, наши коллеги хотят это отменить и ослабить наши позиции - сплошные противоречия.

  • На мой взгляд, принцип федерализма не нарушается. Это, конечно, тонкий очень подход юристов. Понятно, что идут споры, но они очень выверены. Самое главное, что это направлено, услышьте меня, на усиление, на определенную консолидацию - ситуация-то непростая.

  • Эти изменения планировались до этого, но ведь ситуация в мире — она уже менялась, понимаете? Поэтому на сегодняшний момент, на мой взгляд, это способствует усилению всех органов власти всех уровней с сохранением в том числе тех элементов, которые были предусмотрены, поэтому речь не должна идти, на мой взгляд, об унитарном государстве. Это совсем другой подход, понимаете? Мы же все спорили — прямые выборы или другой порядок избрания губернатора. Сейчас уже у нас по линии «Единой России» уже процедура праймериз по выборам губернатора. Своя внутрипартийная процедура запущена. Это здорово, что идет такой процесс обсуждения, будет возможность выбора опять же в условиях органов публичной власти. Это нормально абсолютно.

Подпись видео

Дмитрий Лызлов, врио заместителя губернатора Владимирской области по внутренней политике:

  • Хотелось бы все же внести ясность в вопрос по ежегодному отчету губернатора. Проект закона, который сейчас рассматривается, четко определяет, что это полномочия губернатора, а не какого-то другого должностного лица — представлять в Законодательное Собрание области ежегодный отчет о результатах деятельности администрации. Причем в ходе отчета могут рассматриваться не только результаты деятельности администрации, но и иные вопросы, которые будут поставлены Законодательным Собранием. Это могут быть и госпрограммы, и планы финансово-экономической деятельности и другие вопросы.

  • Что касательно принципа уменьшения полномочий, то здесь странная постановка вопроса. Здесь есть федеральный закон, который исполняется путем внесения изменений в Устав и, как говорил классик, что не может быть законности калужской или казанской, должна быть единая законность российская. То есть здесь приведение в соответствие с федеральным законом.

Подпись видео

Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции РПСС («Российской партии свободы и справедливости»):

  • Наша фракция и актив нашей партии обсудили эти предложения и считаем необходимым принимать. Почему?

  • Во-первых, механизм государственного управления должен работать, как хорошие часы, как советские часы, а тем более в то непростое время, которое переживает мир и наша Родина. Мы безусловно должны сплотиться и сделать все возможное, чтобы укрепить систему управления, сделать ее четкой, прозрачной и понятной для всех. Именно эта четкость, прозрачность не позволит появлению каких-то местных князьков, так сказать, местных царьков, которые могут безнаказанно и бесконтрольно чем-либо злоупотреблять.

  • Эта единая система публичной власти безусловно способствует усилению народовластия и подконтрольности жителям через депутатский корпус, через общественные структуры, через систему территориального общественного самоуправления.

  • Безусловно приведение нашего Устава к нормам федерального законодательства современного и к нормам Конституции, за которую проголосовал народ на всенародном референдуме, я считаю, понятно, что это надо делать.

  • Не совсем ясно, почему КаПээРФэ выступает против. Вроде как советский опыт управления — это четко выстроенная вертикаль с учетом местного опыта, местных особенностей с какими-то элементами местной автономии. Тут лже-коммунисты, прикрываясь красным флагом, на самом деле, выступают абсолютно против советских традиций и советского опыта управления. Я буду голосовать «за». Актив нашей партии выступает «за». Призываю всех депутатов поддержать страну и поддержать президента.

Антон Сидорко:

  • Я бы напомнил, тут недавно была встреча президента Российской Федерации Владимира Путина с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым. Он сказал Антону Алиханову очень правильную вещь: не нужно спекулировать специальной военной операцией [на Украине]. Я бы поддержал слова президента. В какой части? Давайте мы сейчас все не будем валить на ситуацию - «такая ситуация, давайте все централизуем, давайте жесткую вертикаль, а давайте последние демократические принципы пошлем куда подальше». Давайте все-таки не спекулировать. Этот закон не касается каких-то вещей, связанных, как сказано, с ситуацией. Наоборот ситуация требует того, чтобы мы вовлекали как можно большее число граждан в демократические процессы, выборные процессы и так далее, чтобы как раз-таки мнение разных людей звучало. Нам же нужна энергия нашего общества на созидание, на восстановление, так давайте ее не забирать тогда.

Роман Кавинов:

  • Я хотел бы сейчас прежде всего к фракции КПРФ обратиться, к тем, кто предварительно принял решение не поддержать этот проект изменений в Устав. У меня большая просьба, коллеги, всё-таки обратиться к разуму, к своей гражданской совести, к опыту Советского Союза; правопреемниками КПСС вы себя в общем-то считаете и провозглашаете.

  • Дело в том, что Союз Советских Социалистических Республик по своему устройству не был унитарным государством. И Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика в составе СССР не была унитарным государством. Но в Советском Союзе никто и подумать не мог о том, чтобы законы Республик, или законы субъектов в составе Республик, противоречили законодательству Советского Союза. Я у не говорю про идеологию, про то, что мы единая страна были, и так далее. При этом, повторюсь, законодательство по своему устройству было чётко федеративное. И то, о чём вы сейчас говорите, это, на самом деле, исправление тех ошибок, которые демократы в девяностые годы допустили. Поправки к Конституции, 414-ФЗ, это - возврат к нормальному функционированию государства, России, в нынешних, современных условиях. И вы, сейчас говоря о демократии, на самом деле идёте по пути тех товарищей, которые провозглашали: «берите суверенитета, сколько хотите», лишь бы не подавились, да? Вот подавились мы уже этим суверенитетом! Ещё раз повторюсь: я - «за» федеративное устройство; действительно, у нас многонациональный народ, многоконфессиональный, и это - наша сила, наше безусловное преимущество на мировой арене. Но давайте не путать кислое с пресным. Давайте не будем, в угоду красивым словам и популизму, в общем-то укрепление страны сейчас пытаться слить на уровень Владимирской области.

Сергей Казаков:

  • Я демократ [начала девяностых годов], который там упоминается сегодня. У нас когда были выборы, они были, кстати, двухтуровые, в областной совет народных депутатов, ещё, кстати, при советской власти, при Горбачёве. И я победил во втором туре.

  • Где [всё это теперь]?

  • Когда-то 25% браковали подписей [избирателей], а сегодня сколько? Уже 5%! А собирать их надо фиг знает сколько - три тысячи сделали ваши коллеги из «Единой России» на федеральном уровне. Три тысячи! Было триста ещё два срока назад. А что такое муниципальный фильтр?! На фига эта фигня такая?! Почему вот я не могу как Сергей Валентинович Казаков выдвинуться в губернаторы? Почему я хуже там [врио губернатора Владимирской области Александра] Авдеева или там [председателя Законодательного Собрания Владимирской области] Владимира Николаевича Киселёва? А я ничем не хуже.

Владимир Киселёв:

  • Я не выдвигаюсь [в губернаторы Владимирской области]...

Сергей Казаков:

  • Я бы мог управлять Владимирской областью легко. Может, только в силу сегодняшнего состояния здоровья, которое не совсем позволяет. А так...

Владимир Киселёв:

  • Спасибо, Сергей Валентинович! Вы лучше меня!

Сергей Казаков:

  • Володя, два слова ещё! Знаете, в чём власть? Она - в деньгах! Вот если бы у [главы округа Муром Евгения] Рычкова, у [главы города Владимира Андрея] Шохина...

Владимир Киселёв:

  • А я думал, [власть] - в правде...

Сергей Казаков:

  • ... нет, подождите! Были бы [в муниципалитетах] нормальные бюджеты, мы бы с вами не умоляли дать 4 миллиарда на автобусы в областной центр, потому что у нас нет 4 миллиардов, чтобы купить нормальные автобусы. Понимаете?! Вот в этом власть! Чё укрепляем-то? Вот укреплять надо муниципалитеты! Все главы, с которыми я говорил, говорят: «Дайте нам нормальные нормативы отчислений в бюджеты!»

Владимир Киселёв:

  • Это уже совсем другой вопрос сейчас!

Сергей Казаков:

  • Нет! Это всё связано между собой! И два срока достаточно, десять лет губернатору [для пребывания в должности], Володя! Достаточно! Коррупция! Вот сидит прокурор - зачем нам коррупционные схемы?!

Владимир Киселёв:

  • Всё понятно!

Сергей Казаков:

  • Сбрасываются через два срока, все уходят в отставку, появляется новый губернатор, и он начинает формировать новую команду. а все коррупционеры отваливаются!

Владимир Киселёв:

  • Можно очень долго говорить, кричать, убеждать....

Сергей Казаков:

  • Нет! Я хочу сказать: два срока это просто...

Владимир Киселёв:

  • Вы уже два раза кричите и убеждаете, давайте тормознём.

Сергей Казаков:

  • Нет, Володя!

Владимир Киселёв:

  • Ну, давай, Серёж!

Сергей Казаков:

  • Владимир Николаевич!

Владимир Киселёв:

  • Давай тормознём маленько.

  • Друзья, давайте завершать. Всем всё понятно.

  • Кто-то из вас знает, а кто-то не знает: к сожалению, к концу девяностых годов наша страна, Российская Федерация, была близка к развалу. Её целенаправленно вели к развалу, к разрушению. Каким образом? Конституции наших республик, Уставы наших регионов были превыше общероссийской Конституции. И, слава богу, пришёл к власти Владимир Владимирович Путин, и Конституция федеральная стала выше субъектовых законов.

  • И мы сейчас опять хотим вернуться к этому, что ли? На кого будем работать-то? На врагов нашей страны?

  • Считаю, что законы выверенные, абсолютно чёткие, которые укрепляют на самом деле государственную власть. Никто не прикрывается специальной военной операцией и не хочет прикрываться, но, на самом деле, мы с вами видим прекрасно, что и без специальной военной операции фактически наша страна, наше государство, полностью окружено вражескими государствами, за исключением, может быть, Китая. И, конечно, нужна сильная публичная власть, сильная государственная власть. Никто не говорит, что не нужно заниматься выборами, но шаги по укреплению этой власти должны делаться. Я полностью поддерживаю [внесение изменений в Устав Владимирской области], и прошу депутатов тоже отнестись по-государственному к данному вопросу.

По итогам голосования «за» высказались 20 присутствовавших в зале депутатов, к которым добавили голоса пяти народных избранников, ранее направивших в аппарат ЗакСобрания заявления о том, что они заочно одобряют все вопросы, включённые в повестку дня, включая дополнительные. Но 25 голосов оказалось недостаточно, так как для внесения изменений в Устав Владимирской области необходимо, чтобы за них проголосовали две трети от списочного состава облпарламента — не менее 26 человек. «Против» высказались 10 депутатов.

Владимир Киселёв:

  • У нас есть пять заявлений [от депутатов, отсутствующих по уважительным причинам], но они не играют роли, потому что нам нужно 26 голосов. Ну, я могу сказать, что удивлён голосованием ЛДПР. Понятно, что коммунисты уже приняли такое решение, [но] для меня это [позиция ЛДПР] удивление.

Пятнадцать минут спустя депутаты проголосовали за объявление двадцатиминутного перерыва в заседании.

Антон Сидорко:

  • А можно призвать против [объявления перерыва] проголосовать, потому что, коллеги, очевидно, каких-то депутатов будут ломать и уговаривать проголосовать [за внесение изменений в Устав]

Через полчаса после возобновления заседания вопрос о переголосовании по закону о внесении изменений в Устав Владимирской области был включён в повестку дня.

Иван Алтухов:

  • Уважаемые коллеги!

  • Вы меня, ради бога, простите!

  • Я ото всех скрывал, что у меня падает зрение, и, не надев очки, я, так сказать, нажал не на ту кнопку, когда голосовали по поправкам в Устав. Я-то - «за».

Владимир Киселёв:

  • А нажали?

Иван Алтухов:

  • А нажал не туда. И вот прошу переголосовать.

Владимир Киселёв:

  • Хорошо.

Иван Алтухов:

  • Извините, пожалуйста.

Владимир Киселёв:

  • Ставим на голосование данный вопрос. Кто за то, чтобы переголосовать?

18 голосов «за», 8 - «против», 2 — воздержались. Переголосование прошло без обсуждения.

В итоге изменения в Устав Владимирской области были приняты необходимыми 26 голосами при 9 «против».

Антон Сидорко:

  • Я тоже сегодня что-то плохо себя чувствую. Может, долго сидим? Но что-то руки трясутся, не могу прямо. Может, знобит, что ли? Такое ощущение, что я вот хотел проголосовать «против», а рука дрогнула, и «за» проголосовал. Можно переголосовать?

Владимир Киселёв:

  • Чего?!

Антон Сидорко:

  • Руки трясутся. [Прошу] восьмой вопрос [об изменениях в Устав Владимирской области] ещё раз переголосовать, прямо не знаю...

Владимир Киселёв:

  • Поставим вопрос на голосование. Кто за то, чтобы в третий раз переголосовать за один и тот же закон, который мы с вами сейчас приняли, потому что руки тряслись у Антона Сергеевича...

Антон Сидорко:

  • Не знаю, сегодня, видимо, не мой день...

Владимир Киселёв:

  • ... со вчерашнего, видимо, [руки] тряслись.

Антон Сидорко хохочет.

Депутаты отказали Сидорко, при этом результаты голосования озвучены не были.

Антон Сидорко:

  • Это - неуважение! Одному можно переголосовывать, другому — нельзя!

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.