Доктор филологических наук Малыгин дал депутатам ЗакСобрания урок русского языка

Доктор филологических наук Виктор Малыгин прочитал депутатам ЗакСобрания Владимирской области лекцию о том, как правильно говорить на русском языке
Новости Автор: 2 июня, 10:15 3232
фото пресс-службы ЗСВО

Российская Федерация нуждается в воссоздании научно-исследовательского института культуры русской речи, который существовал после революции в 1923-1932 годах. Об этом заявил доктор филологических наук Виктор Малыгин, выступая на заседании ЗакСобрания в качестве приглашенного эксперта по русскому языку. Он подчеркнул, что сто лет назад становлению культуры речи уделялось огромное значение.

Выступление Малыгина являлось ликбезом — он объяснял депутатам, как правильно говорить по-русски, приведя массу примеров неправильного употребления слов и постановки ударений. Спикер ЗакСобрания Ольга Хохлова от имени депутатов поблагодарила учёного за то, что он «окунул в школьно-студенческие годы» и заверила, что впредь парламентарии будут внимательно следить за тем, что и как они говорят.

Отметим, что регламент Законодательного Собрания Владимирской области не предусматривает вопросы приглашённым экспертам.

Виктор Трофимович Малыгин — доктор филологических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования и Российской академии естественных наук, почётный работник высшего профессионального образования РФ. В настоящее время он заведует кафедрой «Философия, история, право и межкультурная коммуникация» Владимирского филиала Финансового университета при правительстве РФ.

Член совета по культуре и искусству при губернаторе Владимирской области.

Ранее Малыгин был деканом факультета иностранных языков Владимирского пединститута, проректором и руководителем этого вуза, а затем — ректором Владимирского государственного гуманитарного университета, образованного на базе педа. Он руководил ВГГУ до его слияния с Владимирским государственным университетом в 2011 году.

Расшифровка лекции Виктора Малыгина в ЗакСобрании Владимирской области.

ZSVO9548.jpg
  • Тема моего выступления - «Говорим по-русски правильно».

  • Я решил начать с тех замечаний, которые возникли у меня буквально сегодня.

  • Я слушал сегодня утреннее радио и смотрел утреннюю новостную передачу. И что я услышал? «Всё хорошо, но только нет время», говорит один представитель нашего чиновничьего аппарата. Конечно, [надо говорить] «нет времени».

  • «Не хватает около девятьсот учителей», сказал один из заместителей министра посвящения. Вы представляете: «не хватает около девятьсот учителей»?! Все числительные в русском языке нужно уметь склонять. «Не хватает около девятисот учителей» надо было бы сказать.

  • Несколько дней назад я слышал по радио представителя нашего правительства - «больше восемьсот пятьдесят пять человек». Конечно, это - сложная цифра, но нужно было бы сказать «более восьмисот пятидесяти пяти человек».

  • Меня сегодня очень удивило, что журналист из Москвы сказала: «Будучи сама студенткой, мне удалось многое сделать». Но нельзя так говорить! «Будучи студенткой, я смогла» и так далее. Это мне напоминает чеховского героя из «Жалобной книги», где путешественник пишет: «Подъезжая к самой станции, и, глядя в окно на природу, с меня слетела шляпа». Вот эта ошибка с употреблением деепричастного оборота - она очень широко распространена. Надо просто обращать внимание на то, что если мы употребляем деепричастия «глядя», «видя», «уходя» и так далее, мы должны дальше обязательно употреблять подлежащее в предложении, потому что это относится именно к действующему лицу. Многие просто про это забывают. Всё это указывает на то, что говорить о культуре речи необходимо.

  • С 1923 по 1932 год в России, после революции, существовал научно-исследовательский институт культуры речи. Какое огромное внимание уделялось тогда становлению культуры речи! Неплохо было бы возродить эту традицию и что-то подобное нам тоже создать.

  • Каждый день в русском языке появляется примерно 15 новых слов. Язык наш русский чрезвычайно богат. По словарю Даля в нем насчитывается примерно 250 тысяч слов. По другим словарям может быть насчитано 500 тысяч слов. У Пушкина во всех его произведениях употреблено 25 тысяч слов. У Шекспира — 13 тысяч слов. Обычный средний человек в своей повседневной речи употребляет примерно десять тысяч слов. Это — в лучшем случае. Это зависит от образованности человека, от того, насколько он начитан.

  • Мы знаем с вами героиню «Двенадцати стульев» Эллочку-людоедку, которая владела тридцатью словами, и, в принципе, обходилась, ей хватало - «мрак», «жуть» и так далее. Можно, разумеется, обойтись и такими словами, и таким количеством слов.

  • Можно использовать в своей речи так называемую обсценную лексику, вульгарную лексику, непотребные слова и вполне довольствоваться этим, потому что многие люди, к сожалению, говорят на этом языке - так называемом матерном языке, и все вполне хорошо их понимают. Надо сказать, что это - серьёзная очень проблема, проблема использования обсценной лексики в речи людей, потому что она связана с очень большой эмоциональной энергетикой у этих слов.

  • В русском языке насчитывается примерно 10 тысяч различных словообразований, выражений, фраз, которые основаны, как известно, всего лишь на пяти основных корнях. И эти пять основных корней образуют такое огромное количество сочетаний, которые дают возможность людям выразиться эмоционально, определить своё отношение к кому-то, отреагировать на что-то, высказаться так, чтобы быть понятым, и эмоционально таким образом самовыразиться.

  • Есть много позиций по этому поводу, есть исследования, есть предложения ученых, лингвистов, нашего правительства о том, что нужно обязательно узаконить наказание за использование этой лексики в публичных местах, на радио и на телевидении. И вместе с тем мы сегодня встречаемся с тем, что наши дети знают эту лексику, что наши дети уже в детском садике способны употреблять эти слова.

  • Как нужно к этому относиться, как нужно этим заниматься и что нужно делать в этом смысле? Это задача всех людей, и не только педагогов.

  • Каждый год во многих странах проводится анализ самых модных слов. Институт русского языка имени Виноградова в 2023 году провел исследование и установил слово года. Оказывается, словом года было «нейросеть». В списке самых востребованных слов и широко встречающихся было также слово «маркетплейс». Оно естественно вошло в быт, в жизнь и в создание россиян.

  • В 2024 году тоже был приведён такой анализ. Самым распространённым словом - словом года - было английское слово «вайб». «Вайб» переводится с английского как «настроение», «атмосфера». И сегодня в молодёжном сленге оно нашло чрезвычайно широкую популярность: все говорят «вайб»; «это замечательный вайб»; «надо создать такой вайб», то есть такую атмосферу, нечто, что будет «просто вайб». Даже есть глагол «вАйбовать»: «давайте повАйбаем для того, чтобы хорошо себя почувствовать».

  • Есть еще одно слово, которое стояло в списке слов года - «скуф». Это слово сегодня в молодежном сленге чрезвычайно употребительно. Что означает «скуф»? Само слово «скуф» произошло от фамилии Скуфьин - был такой блогер. Он был очень популярен у молодежи. И он выглядел очень небрежно. Он был толстоват. У него было большое пузо, он небрежно одевался, он был плохо выбрит, он был ленив. И вот такого человека теперь молодёжь называет «скуф». Попивает, любит пиво, ничего не делает, валяется на диване — это «скуф».

  • Ещё одно слово стояло в списке, и оно сегодня модным среди молодёжи является — «чушпан». Знаете ли вы это слово? Если вы смотрели сериал «Слово пацана», жуткий совершенно сериал, то вы могли это слово услышать. «Чушпан» означает «кто-то, кто не из наших, чужой». Этот человек слишком правильный, он - ненормальный, с ним не надо дружить, его надо вообще гнать отовсюду. «Чушпан» происходит от слов «чувак» и «пацан» - эти два слова соединились и образовалось такое модное словечко.

  • Это говорит о том, что постоянно изменяющийся русский язык нужно правильно использовать. Нужно знать эти изменения и для того, чтобы контактировать с людьми, и для того, чтобы выполнять свою главную функцию — коммуницирование. А у языка есть много функций, и самая главная, конечно, это функция коммуникативная, функция общения. Есть функция номинации; есть функция когнитивная; есть функция аккумулятивная и так далее.

  • Всё то, что есть в мире, обозначено языком. Нет ни одной идеи, которая была бы голой, без языка. Это очень важно. Это - большая наша с вами ценность. Нам просто подарено Господом Богом то, что мы можем говорить и общаться, и слышать, и понимать, и писать, и выполнять таким образом самые различные действия со всеми словами, которые мы знаем, и строить таким образом различного рода предложения.

  • Мне кажется, что нужно особое внимание обращать прежде всего, конечно, на ударение, на орфоэпическую норму, так называемую. Точнее, ударение — это акцентология. Орфоэпия — это вообще произношение звуков - дикция, это грамотное интонирование, умелое пользование интернациональным богатством русской речи. Это умение избежать так называемых слов-паразитов в своей речи. Например, когда в одном коротком выступлении человек говорит пять раз «да», это плохо. Это слово-паразит, как и слова «ну», «как бы», или, допустим, "так сказать":

  • «Он так сказать на так сказать скороговоркой множит,

  • он так сказать без так сказать двух слов связать не может».

  • Это - важная вещь, но вот ударение — это душа слова. Я выбрал для презентации 80 слов. Это, конечно, много, я просто прокомментирую отдельные слова, которые вызывают, может быть, некоторые вопросы: «Неужели это так»?!

  • Например, «баловАть», «брОня», «они вручАт», «дремОта», «завИдно», «красИвее», «мусоропровОд», «пломбИровать» - я говорю так, как это надо было бы говорить. Просто обратите, пожалуйста, на это внимание и подскажите всем людям, с которыми вы общаетесь.

  • «СрЕдство». Часто приходится слышать другое ударение. «ТОрты», «умЕрший», «хОленый», ни в коем случае не «холЁный», и «экзальтИрованный». Это только лишь всего несколько замечаний, несколько предложений по тому, на что можно обратить внимание в ударении.

  • Ударение имеет огромное значение, ударение имеет смыслоразличительную функцию - «плачУ и плАчу», «замОк и зАмок» и так далее. Но правильно поставленное ударение в таких случаях, которые вызывают какое-то сомнение, это просто признак того, насколько мы с вами готовы к тому, чтобы всегда чувствовать пульс времени. Ударение меняется со временем, и каждые 15−20 лет может случиться так, чтобы какое-то слово будет уже по-другому произноситься.

  • Так было со словом «договОр». Договор претерпел три изменения за историю своего существования. Было «договОр», потом только «дОговор», а потом «договОр». И сегодня, конечно, мы говорим с вами только «договОр» и никак иначе.

  • Есть так называемые «канцеляриты» в языке, или «канцеляризмами» их называют.

  • У Корнея Чуковского есть книга «Живой как жизнь» - очень хорошая книга, рекомендую ее почитать, хотя она давным-давно написана, но детям, внукам надо дать почитать обязательно, потому что это хорошее очень наблюдение над нашей речью, над речью детей, особенно от двух до пяти лет и так далее. У него есть о канцеляритах целая глава, и он говорит, что канцелярщина заполняет нашу жизнь, к сожалению, и то, что действительно уместно в деловой речи, особенно в деловой корреспонденции, в письменной деловой речи, это - неуместно в устной разговорной речи.

  • Мне понравился такой пример из Корнея Чуковского: госслужащий идет вечером домой уставшим, несет свой портфель, смотрит - стоит девочка, плачет. Он решил к этой девочке подойти и спрашивает её: «Девочка, ты по какому вопросу плачешь»?

  • Вот это, мне кажется, было очень смешно, и Корней Чуковский над этим просто так тоже смеётся. И таких примеров очень много, когда это проникает в нашу живую речь.

  • Я взял десять слов, наиболее часто встречающихся и наиболее часто неверно произносимых. «НоворождЁнный» нужно говорить, но говорят «новорОжденный», да ещё и вместо слова «именинник». Когда у человека день рождения, он на самом деле не именинник, он просто новорождённый, а именины у него в другое время - когда по святцам имя записано. А мы же часто говорим: «поздравляем именинника».

  • Профессия и специальность — два слова, которые нужно тоже различать. Профессия — это, к примеру, учитель; а специальность — учитель, допустим, английского языка.

  • Вот слово «дуршлаг». Я часто очень слышу, что даже по радио говорят «друшлаг». Надо говорить, конечно, «дуршлаг», потому что это от немецкого «durchlagen», и только так.

  • «Скрупулёзно» — такое словечко, которое часто произносится не так, как надо — «скурпулёзно».

  • И «одеть-надеть». Новелла Матвеева писала: «"Одень", "надень"... Два этих слова мы путаем так бестолково». Но часто люди говорят «я одеваю пальто», допустим. Про себя нужно всегда говорить только «надеваю», а про кого-то - «я одеваю».

  • Ну и, наконец: «произнести тост» или «поднять тост»? Даже в речи своих коллег по профессуре и доцентуре я частенько слышу: «Я поднимаю тост». И песня есть такая, это сидит у нас в подсознании. Тост надо только произносить или предлагать.

  • Частенько в разговорной речи мы говорим «займи мне денег». Я попытался на слайде показать, что «занять» — это значит «взять в долг», а «одолжить» — значит «дать в долг». Поэтому правильно «одолжи мне денег», «можно мне занять у тебя», и никак иначе.

  • Помимо орфоэпии, есть грамматика - своего рода матрица использования всех слов. У существительных есть свои грамматические категории, они меняются по падежам, значит, надо правильно все существительные уметь склонять. Этому учат в школе, но потом надо этому, кстати, учиться всё равно и дальше всю жизнь, и никто от ошибок не застрахован.

  • Глаголы правильно должны спрягаться. Не «выздоровлю», как в основном люди говорят, а «выздоровею». Нет слова «победю» - от глагола «побеждать», есть только «стать победителем» и так далее.

  • И, таким образом, мне хотелось просто с вами поделиться своими мыслями о том, что меня волнует, беспокоит, о чем я думаю, о чем я беспокоюсь, что я пытаюсь воспитать в своих студентах.

  • Но закончить я хочу стихами Анны Ахматовой:

    «Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    великое русское слово».

  • Давайте хранить русское слово.

  • Спасибо.

Аплодисменты

Ольга Хохлова, председатель ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):

  • Виктор Трофимович, спасибо большое!

  • Вы нас окунули в такие школьно-студенческие годы. И мы, наверное, с сегодняшнего дня еще более внимательно будем следить за своей речью. И вам огромное спасибо ещё и за то, что вы работаете вместе с нашей Молодёжной Думой. Без вас проект за чистоту русского языка им бы, наверное, не реализовать. Огромное вам спасибо, что вы рядом с нашей молодёжью.

  • А мы, слегка отдохнув, послушав [лекцию по русскому языку], продолжаем нашу работу.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.