Эксклюзивная статистическая чехарда вокруг нехватки школьных учителей и их зарплат

Вице-губернатор Владимир Куимов сообщил депутатам Законодательного Собрания «эксклюзивные» сведения о том, что, в зависимости от методики подсчёта, на всю Владимирскую область дефицит школьных учителей составляет от 70 до 179 человек. По сведениям же народных избранников речь может идти о 700 учителях-предметниках
Новости Автор: 30 марта, 13:45 8001
Фото из архива Зебра ТВ

В средствах массовой информации и «в прочих историях» должна быть прекращена спекуляция на тему «сколько учителей во Владимирской области не хватает для образовательных учреждений». Об этом 28 марта в ходе правительственного часа в Законодательном Собрании заявил вице-губернатор Владимир Куимов, в сферу ответственности которого в региональном правительстве входит блок социального развития. Ему, в частности, подчиняется министерство образования и молодёжной политики.

Куимов пояснил, что спекуляции по проблематике нехватки школьных учителей должны быть прекращены, так как спекулирующие не понимают разницы между такими понятиями, как «вакансия» и «нагрузка учителя». Вице-губернатор напомнил депутатам, что 18-часовая ставка для исчисления зарплаты учителей была отменена 15 лет, и теперь власти оперируют другими данными.

В развитие этой мысли, Владимир Куимов довёл до народных избранников эксклюзивные сведения о том, что, если исходить из максимальной нагрузки на предметника в размере 36 уроков в неделю, то на все 322 школы Владимирской области нехватка педагогов составляет 70 человек (менее 5 учителей на одну образовательную организацию). При этом вице-губернатор признал, что при такой нагрузке невозможно должным образом учить и воспитывать детей.

Если же исходить из оптимальной нагрузки в 26 часов в неделю, то региону не хватает 179 учителей (менее 2 человек на школу).

Некоторые депутаты восприняли такие новости критически. В частности, коммунист Антон Сидорко поблагодарил замгубернатора Куимова за то, что тот объяснил народным избранникам, как нужно считать, чтобы не было проблем. А справедливоросс Сергей Бирюков заявил, что по его сведениям, с учётом ограниченности доступа к инсайдам по теме дефицита кадров в системе среднего образования, в школах Владимирской области не хватает около 700 учителей.

Отдельная тема - зарплата педагогов. Куимов сообщил, что молодой специалист, который выйдет на работу в школу с 1 сентября 2024 будет получать при оптимальной нагрузке в 25-27 часов со всеми доплатами «порядка 38-39 тысяч рублей» в городах и «порядка 44-45 тысяч рублей» - в сельской местности. Это до уплаты подоходного налога.

Отметим, что выступление вице-губернатора Куимова сопровождалась презентацией с цифрами, но СМИ её не получили.

Расшифровка фрагментов выступления куратора региональной системы образования, в которых заходит речь о дефиците кадров в муниципальных школах и заработной плате учителей.

Подпись видео

Владимир Куимов, заместитель губернатора Владимирской области:

  • Некоторая информация эксклюзивная, она сегодня прозвучит впервые. Мы, действительно, начиная с сентября-октября прошлого года проделали очень серьёзный анализ, например, по системе образования, особенного того, что касается кадрового потенциала. И не случайно эта тема прорабатывается во всех субъектах Российской Федерации, [она] нашла своё отражение 29 февраля в послании президента Российской Федерации.

***

  • Я напомню, что, в соответствии с указом президента ещё 2012 года, он [размер средней заработной платы педагогических работников] считается от так называемой средней заработной платы по промышленности. Так вот в общеобразовательных организациях он составил 41 626 рублей и это чуть выше плановых показателей средней по промышленности. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - почти 40 тысяч рублей. В организациях дополнительного образования детей и молодёжи - порядка 41 800 рублей.

***

  • Это - наши старые проблемы. Это обеспечение сферы [образования] кадрами. Мы - не единственные в списке проблемных территорий, но я бы хотел рассказать вам очень интересные вещи, о которых вы не знаете.

  • Мы провели очень серьёзную аналитику на сегодняшний день, чтобы прекратились бесконечные спекуляции [на тему] «сколько же учителей во Владимирской области не хватает для образовательных учреждений».

  • Мы в связи с этим, в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения, со всеми нормативными актами, провели очень серьёзную аналитическую работу такого математического, скажем так, плана и организационного.

  • Вот я вам хочу сказать: на сегодняшний день есть рекомендации Министерства просвещения, что рабочая нагрузка учителя... Нет такого понятия «ставка» - это всё было отменено ещё в 2008 году, вы помните об этом, были приняты совершенно иные нормативные акты.

  • Так вот нагрузка учителя, рекомендованная Министерством просвещения к оплате, к занимаемой должности, должна составлять не менее 24 часов. Поскольку в среднем по школам мы посмотрели, нагрузка колеблется от 25 до 30 часов, значит мы выработали...

  • Напоминаю, что у учителя, который хочет преподавать больше, мы не можем забрать эти часы - это его практика, это его заработная плата, как и любая 40-часовая рабочая неделя для каждого из нас. Поэтому мы сделали расчёты следующим образом, исходя из средних показателей часовой нагрузки, почасовой нагрузки наших учителей.

  • Если часовая нагрузка будет максимальной - разрешённой по закону 36 часов по соответствующим предметам, то Владимирской области на сегодняшний день не хватает 70 учителей. В разрезе могу сказать каждого района и каждого предмета. Скажу, по каким [предметам] больше всего не хватает учителей: в первую очередь это начальные классы; это география; это физика; больше всех - русский язык, 29 учителей не хватает; иностранный язык - 16 учителей; искусства, а также не хватает учителей информатики и биологии.

  • Мы понимаем, что это - максимальная нагрузка, 36 часов, которая не даёт заниматься воспитательной работой учителю, или заниматься качественной подготовкой к урокам, поэтому есть так называемая оптимальная нагрузка, которая составляет 25-27 часов.

  • Так вот в разрезе районов, в разрезе предметов, а у нас восемь тысяч с небольшим учителей, и более 21 тысячи часов учебных часов во Владимирской области по всем предметам, так вот при такой нагрузке дефицит учителей во Владимирской области сегодня составляет 179 человек. Больше всего это учителя математики - 58 человек, начальные классы - 31, физика - 11, ну и так далее в разрезе предметов мы готовы эту справку представить в Законодательное Собрание.

  • И я хотел бы, чтобы в средствах массовой информации и в прочих историях прекратилась спекуляция на этот счёт, поскольку не может вакансия равна быть нагрузке учителя.

  • Напоминаю, коллеги, что если в одной школе 8 часов, в другой школе - 3 часа, и каждая школа вывешивает это в качестве вакансии, это не является нагрузкой учителя, и так называемой сформированной нагрузкой для учителя-предметника, который приходит преподавать в школу. Поэтому ещё раз говорю, что при оптимальной нагрузке [в 25-27 часов в неделю] 179 учителей не хватает Владимирской области при том, что начальные классы сегодня обеспечиваются примерно на сто сорок - сто пятьдесят человек [за счёт] выпускников наших колледжей, в первую очередь владимирский и муромский колледжи, по соответствующим там направлениям.

SKRVC0018-4051.jpg

Ольга Хохлова, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • Владимир Алексеевич я вас попрошу ускориться, потому что у нас ещё есть вопросы.

Владимир Куимов:

  • У меня много всего.

***

SKRVC0014-5215.jpg

Антон Сидорко, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):

  • Спасибо за оптимистичный доклад, особенно порадовали цифры по кадровому дефициту. Оказывается, просто неправильно считали, а так проблемы нет.

***

SKRVC0014-6126.jpg

Сергей Бирюков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):

  • Средняя заработная палата педагога у нас 41 тысяча рублей.

  • Можно рассказать, из чего складывается заработная плата средняя педагога, сколько часов нагрузки он несёт, какие дополнительные нагрузки?

  • И всё-таки, несмотря на то, что ставку отменили, мы привыкли [всё измерять ставками]. Вот выпускается выпускник вуза педагогического, приходит в школу или в среднее профессиональное учреждение образования на 18 часов без дополнительной нагрузки. На какую зарплату он может рассчитывать? Является ли эта заработная палата справедливой? И если нет, с вашей точки зрения, как вы предлагается её достигать - справедливую? Какая она должна быть?

Владимир Куимов:

  • Это не государственная тайна. Я приводил цифры про человека, кто 1 сентября пришёл после ВлГУ учителем иностранного языка, женщина, молодой специалист, работает с 1 сентября 2023 года, учебная нагрузка сегодня 26 часов...

  • Коллеги, я напоминаю вам простую вещь: мы все живём, в первую очередь, в рамках Трудового кодекса, который определил 40-часовую рабочую неделю для нас с вами, и 36 часов, соответственно, для учителей, педагогических работников, отдельных категорий и так далее. Я сейчас буду говорить не о педработниках, а именно о учителях. Я буду говорить уже в свете того, что принято президентом, с первого марта рекомендовано субъектам [регионам Российской Федерации], я буду об этом докладывать в понедельник на оперативном совещании [у губернатора Владимирской области], определены федеральные средства, которые будут выделены [на повышение доходов учителей].

  • Значит, когда вы приходите на работу, вы подписываете служебный контракт, и в служебном контракте не пишется история про ставки, там пишется учебная нагрузка и исполнение обязанностей.

  • Как правило, в Российской Федерации, по рекомендациям Министерства просвещения, установлена история в 24 часа [в неделю]. Кроме того, учитель, в зависимости от того, какой он учитель - математики, русского, истории - занимается проверкой тетрадей. Это его служебные обязанности - они определены в так называемых обязательных выплатах. Кроме того, он обязательно отвечает за кабинет, в котором он работает; это дополнительная компенсация, которая тоже учителю оплачивается.

  • Я почему так подробно [рассказываю]? Мы с вами находимся на государственной гражданской службе, и мы знаем, как выглядит базовая единица расчётная, и дальше, связанные с нашей деятельностью, как и на любом предприятии, коэффициент трудового участия, плановые задачи, которые ставятся... Вот всё то же самое есть в учительских эффективных контрактах. Кроме того, есть квалификационные категории, которые прописываются.

  • Вот если говорить об учителе, который значит у нас приходит с 1 сентября 2024 года на работу. Учебная нагрузка 26 часов. Есть внеурочная деятельность - 2 часа. Есть, соответственно, классное руководство, которое с 1 марта уже не 5, а 10 тысяч рублей, и региональная доплата в 4 тысячи рублей, которую оплачивает бюджет Владимирской области. Кроме того, за проверку тетрадей 10%, за ведение кабинета 10%, за красный диплом коэффициент 1,8, за синий - 1,7. То есть, мы до первой квалификационной категории из регионального бюджета доплачиваем им.

  • На сегодняшний день, если человек придёт 1 сентября 2024 года, со всеми уже выплатами, если это будет городская школа, то это будет порядка 38-39 тысяч рублей до уплаты НДФЛ; если это будет сельская местность, где доплачивается 25%, порядка 44-45 тысяч рублей.

Ольга Хохлова:

  • Мы понимаем, насколько сложно высчитывается заработная плата учителя. У нас создаётся рабочая группа по всем этим вопросам. Может быть, мы на рабочей группе рассмотрим, как формируется, что можно изменить, что можно предложить?

Владимир Куимов:

  • Пока не сможем. На сегодняшний день будут разработаны нормативные требования, которые... Дано поручение президента федеральному правительству. Мы постараемся войти в пилотный регион на 2025 год - не уверен, но постараемся войти, поскольку президент предложил с 1 января 2026 года, в связи с тем, что неравномерная средняя зарплата по экономике.

  • Никто не отменял майские указы 2012 года, в Российской Федерации считается, что учителя в разных регионах получают разную зарплату. Это не очень справедливо. Позвольте, я всё-таки процитирую...

Ольга Хохлова:

  • [Ваше] время [для доклада] закончилось. Нашим депутатам некогда будет выступить.

Владимир Куимов:

  • Что ещё хотелось бы добавить? Это говорит президент:

  • «В 2018 году майскими указами были установлены требования по оплате труда учителей для работников бюджетной сферы. Эти положения, так называемые майские указы, и впредь должны строго выполняться. При этом нужно совершенствовать систему оплаты труда в бюджетной сфере, добиваться роста доходов занятых здесь специалистов. Безусловно, нужно решать вопросы, связанные со справедливой системой оплаты труда. Прошу правительство в 2025 году отработать новую модель в пилотных проектах в субъектах, а в 2026 году принять окончательное решение для все страны».

Ольга Хохлова:

  • Я думаю, что каждый депутат изучил уже послание президента, и поэтому, может быть, мы на комитете отдельно, потому что система оплаты труда учителя очень сложная, поэтому мы не успеем сейчас разобрать начисления все.

***

Сергей Бирюков:

  • Я хотел бы продолжить некоторую дискуссию по поддержке педагогических работников, которые у нас в области действуют.

  • У нас, конечно, гораздо меньше доступа к иинсайдам. Если по вакансиям смотреть, у нас 700, около того, незакрытых вакансий [учителей] находится. И даже если вот принять во внимание то, что, если область всю брать, как отдельное образовательное учреждение, и учитель может закрывать потребности в преподавании в разных местах, и не хватает при такой ситуации 70 педагогов, то всё равно это около 2500 детей, которые не получают качественного образования. То есть проблема кадров всё равно стоит остро. И в том числе, потому что молодой учитель когда приходит в школу, я надеюсь, действительно, будет получать достойную заработную плату с 2026 года, или даже с 1 сентября 2024 года, но пока без повышающих коэффициентов, без какой-то работы директора школы, чтобы повысить ему заработную плату, он получает 15 тысяч рублей до прохождения аттестации. Льготной ипотекой он может воспользоваться через год где-то. Если у него нет жилья, в том муниципальном образовании, где он преподаёт, то ему надо уходить с работы, потому что снимать [жильё в другом муниципалитете] нельзя.

  • Я бы хотел обратить внимание на то, что мы совместно проводили большую работу и продолжается эта работа по привлечению и удержанию медицинских кадров во Владимирской области. Я предлагаю и депутатам, и правительству, я знаю, что депутаты готовы в эту работу включаться, посмотреть, какие идентичные меры поддержки мы можем распространить и на педагогических работников, в том числе и доплаты какие-то из областного бюджета, и компенсации за поднаём жилых помещений, просчитать, в том числе, какой у нас эффект прогнозируемый будет от внедрения этих мер, даже с учётом того, как мы получим федеральное финансирование на увеличение заработной платы педагогических работников.

  • Совместно давайте примем программу и сократим кадровый дефицит педагогических работников.

Напомним, в самом начале 2024 года федеральное издание «Известия» сообщило, что Владимирская область вошла в число как минимум 20 регионов России, которые испытывают дефицит школьных учителей. Тогда со ссылкой на региональные власти, указывалось, что на конец 2023 года были вакантными 100 ставок учителей математики, русского языка и литературы, иностранных языков, физики, начальных классов, логопедов и педагогов-психологов. «Известия» указывали на то, что причиной кадрового дефицита могли быть низкие оклады учителей.

SKRVC0015-3149.jpgСветлана Болтунова
SKRVC0008-6617_Naumov.jpg Дмитрий Наумов

Добавим, что в конце октября 2023 года с разницей в два дня министр образования и молодёжной политики Владимирской области Светлана Болтунова и глава города Владимира Дмитрий Наумов назвали взаимоисключающие цифры, характеризующие нехватку школьных учителей. Сначала Наумов на пресс-конференции заявил, что на 50 образовательных организациях только областного центра «не хватает 180 специалистов» и «это много», потом Болтунова показала слайды на заседании Законодательного Собрания, из которых следует, что по всей области в школах не хватает 100 учителей. На это противоречие обратил внимание депутат от фракции КПРФ Антон Клюев, предложивший доверять сведениям Болтуновой, так как она компетентнее Наумова в подобных вопросах.

После этого несколько источников, знакомых с общими принципами организации образовательного и учебного процессов, пояснили Зебра ТВ, что расхождения в статистических данных областных и городских чиновников могут быть вызваны разными методиками подсчёта. Например, в Минобре могли исходить из того, что если ставку условного учителя математики взял на себя условный учитель труда, или если ставку другого педагога «раскидали» на троих совместителей, то вакансий вроде бы и нет. В управлении образования администрации города Владимира, со своей стороны, могли просто взять общее количество необходимых педагогов и вычесть из него число имеющихся в наличии учителей, не учитывая при этом совместительство.

Если же говорить о зарплатах учителей, то те же вышеупомянутые «Известия» приводили в пример историю молодой учительницы русского языка из Красноярска, которая при нагрузке в 27 часов получала 23 тысячи рублей, в которую входили все возможные доплаты и надбавки, включая так называемые «северные».

IMG_0325_Kushpita.jpgДмитрий Кушпита

Во Владимирской области тему низких зарплат учителей на ноябрьском заседании Законодательного Собрания поднимал директор школы №40 города Владимира Дмитрий Кушпита. Он сообщил депутатам, что учитель высшей категории на ставку (18 часов в неделю) зарабатывает 18,4 тысячи рублей, что на конец 2023 года было на две с небольшим тысячи больше минимального размера оплаты труда, а с 1 января 2024 года это уже меньше МРОТ. Чтобы получить более приемлемую зарплату, учителя должны брать сверхнагрузку, из-за которой они света белого не видят. Кушпита предложил установить для педагогов региональную надбавку, чтобы уравнять зарплату учителей со средней по промышленности.

Депутаты ЗакСобрания приняли слова Дмитрий Кушпиты к сведению, в отличие от вице-губернатор Владимирской области Владимир Куимова, который воспринял их близко к сердцу. Он обвинил Кушпиту во лжи и пообещал проверить его деятельность по начислению зарплаты педагогическим работникам. После этого в школу №40 пришли проверяющие и забрали ряд документов.

SKRVC0015-2893.jpgСергей Корнишов

В поддержку Кушпиты, являющегося лидером регионального отделения партии «Яблоко», высказался координатор Владимирского областного отделения ЛДПР Сергей Корнишов, заявивший, что вице-губернатор Куимов просто «спасает честь мундира».

Дмитрий Кушпита рассказывал Зебра ТВ, что адекватные цифры, характеризующие нехватку учителей во Владимирской области, могут в разы превышать официальные. Он пояснил, что в возглавляемой им школе №40 (это вторая по количеству учащихся - 1600 человек — образовательная организация в регионе, больше только в другой школе областного центра - №36) работают 66 учителей, и у каждого нагрузка составляет минимум полторы ставки. Получается, что эти 66 человек выполняют работу 100 педагогов, то есть только в его школе штат не доукомплектован на 33% (34 вакансии). Другими словами, только в одной из 50 школ только в городе Владимире нехватка кадров может составлять треть от официально заявленного областного кадрового недокомплекта. А если взять на веру последние заявления вице-губернатора Куимова о том, что Владимирской области не хватает всего 70 педагогов, то получится, что половину проблемы всему 33-му региону «создаёт» школа под руководством строптивого Дмитрия Кушпиты.

И добавим, что своими статистическими обоснованиями к призывам прекратить спекуляции в СМИ на тему нехватки учителей, заместитель губернатора Владимирской области Владимир Куимов мог только подлить масла в этот огонь.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.