Федеральная Счетная Палата (СП РФ) проанализировала ситуацию с освоением инфраструктурных кредитов в нескольких тестовых регионах России, в том числе и во Владимирской области, и пришла к выводу, что необходимо закрепить ответственность регионов за недостижение плановых показателей. Проверки проводили во Владимирской, Рязанской, Омской, Воронежской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Чувашской Республике.
Всего, по данным Счетной палаты РФ, в 2022-2023 годах и первом полугодии 2024 года семь рассмотренных регионов получили из федерального бюджета кредиты на развитие инфраструктуры на общую сумму 56,7 миллиарда рублей. Из них 39,5 млрд составили инфраструктурные бюджетные кредиты и 10,5 млрд – специальные казначейские кредиты. Проверка показала, что во всех проверенных регионах не соблюдались установленные сроки реализации и стоимость проектов. Среди причин - корректировка объемов работ, некачественная проектно-сметная документация, рост стоимости ресурсов и неисполнение обязательств подрядчиками.
В документе под названием «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию инфраструктурных проектов в субъектах Российской Федерации в 2022–2023 годах и истекшем периоде 2024 года» - уделим внимание анализу данных по Владимирской области. Бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры предоставляются в виде бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также в виде специальных казначейских кредитов, бюджетных кредитов в целях опережающего финансового обеспечения.
Так, согласно отчету по результатам проверки, с 2022 года до середины 2024 года, расходы на обслуживание госдолга во Владимирской области выросли в 3,7 раза — это аналитики связывают с привлечением значительного объема кредитов из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, имеющих повышенную процентную ставку в сравнении с иными бюджетными кредитами. Более того, по итогам 2023 года процентные платежи по инфраструктурным бюджетным кредитам (ИБК) составляют основную долю всех процентных расходов из казны региона-33 — 96,8%.
Во Владимирской области реализация всех инфраструктурных проектов предусмотрена только за счет ИБК. Деньги осваиваются путем предоставления муниципалитетам областных субсидий — для заключения муниципальных контрактов с подрядчиками.
При этом Владимирская область, судя по данным федеральной Счетной палаты, в проверенном периоде получила в общей сложности 6,1 миллиард бюджетных кредитов, а использовала 4,8 миллиарда. Сумма неиспользованного остатка — 1,2 миллиарда.

Отмечается, что во Владимирской области наибольшая часть средств ИБК направляется на реализацию инфраструктурных проектов жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры.

Во Владимирской области средства специальных казначейских кредитов в общем объеме 3,5 миллиарда рублей направлены на реализацию четырех мероприятий по строительству и ремонту коммунальной инфраструктуры:
- «Модернизация объектов теплоснабжения на территории города Покрова Петушинского района» – в сумме 672,2 млн, из них направлено подрядчикам – 312,8 млн рублей, по состоянию на 1 июля 2024 года - остаток неиспользованных средств составил 359,4 млн;
- «Строительство центра омниканальной торговли Вайлдберриз» (реконструкция очистных сооружений, станции второго подъема, строительство системы транспортировки сточных вод) – в сумме 1 миллиард 787,5 миллиона рублей, из них направлено подрядчикам – 663,0 млн рублей, по состоянию на 1 июля 2024 года остаток неиспользованных средств составил 1,124 миллиарда рублей;
- «Фармацевтическая долина» МО «Поселок Вольгинский Петушинского района Владимирской области» – в сумме 284,0 млн рублей, из них направлено подрядчикам – 1,9 млн рублей, по состоянию на 1 июля 2024 года остаток неиспользованных средств составил 282,1 млн рублей;
- «Инженерная инфраструктура для развития инвестиционных площадок муниципального образования город Суздаль Владимирской области» – в сумме 763,4 млн рублей, из них направлено подрядчикам – 82,6 млн рублей, по состоянию на 1 июля 2024 года остаток неиспользованных средств составил 680,8 млн рублей.
На строительство и ремонт автомобильных дорог власти региона направляют средства кредитов на опережающее финансирование — на эти средства проведен капитальный ремонт автомобильных дорог протяженностью 22 км. В 2024 году бюджетные кредиты на опережающее финансирование погашены регионом в полном объеме. Кстати, другие анализируемые регионы также считали нужным направить средства бюджетных кредитов, например, на модернизацию первичного звена здравоохранения, ремонт и реконструкцию объектов культуры. Во Владимирской области эти сферы опережающими бюджетными кредитами не затронуты.
В федеральной Счетной палате отмечают, что одна из проблем с бюджетными кредитами в проанализированных регионах заключается в том, что, на момент подачи заявки на получение ИБК, проектно-сметная документация (ПСД) часто находится в стадии разработки и отсутствуют заключения госэкпертизы, из-за чего первоначальная стоимость проекта была заниженной.
Другая сформулированная претензия в адрес чиновников Владимирской области - «излишнее» авансирование работ по контрактам. В пример приводят ту же историю с Доброградом: в рамках реализации инфраструктурного проекта с нижегородской компанией «Академия интерьера. Декор» были заключены два договора на строительство детского сада на 220 мест и физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном. Аванс, перечисленный подрядчику, составил 493 миллиона рублей (75 % от цены договоров). Однако подрядчик нарушил сроки выполнения работ, и контракт с ним расторгли, власти потребовали вернуть 483 миллиона рублей (за вычетом выполненных работ на 9,2 миллиона), но до настоящего времени денежные средства не возвращены.
Вторая «авансовая» история также связана со строительством инфраструктуры для поселка Доброград. С компанией ООО «ПСК» заключены три договора общей стоимостью свыше 600 миллионов рублей на строительство сбросного коллектора осветлённых вод от комплекса очистных сооружений хозяйственно-бытового и поверхностного стока, системы электроснабжения, водоснабжения и водоотведения в Доброграде. Подрядчику перечислен аванс в объеме 172,9 млн рублей (80 % от цены договоров). Однако и с этим подрядчиком договор пришлось расторгнуть из-за нарушения сроков выполнения работ, аванс так и не возвращен. Обеими историями заинтересовалась прокуратура Владимирской области. Власти Ковровского района пытаются вернуть неотработанные авансы через Арбитражный суд.
А вот по поводу закупки общественного транспорта на средства бюджетных кредитов к Владимирской области претензий нет: в указанный период на средства казначейских кредитов приобретена 81 единица транспорта, фактическая стоимость автобусов соответствует плановой. Более того, во Владимирской области по итогам проведенных муниципальными заказчиками торгов на поставку автобусов сложилась экономия в 2 миллиона рублей.
В целом, по данным Счетной палаты, Владимирская область, наряду с Омской областью и Чувашской Республикой, относится к регионам с наибольшей долей недостигнутых показателей.
На основе проанализированных данных федеральная Счетная палата предлагает правительству РФ установить в соглашениях о реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств бюджетных кредитов, ответственность за недостижение плановых значений показателей.
Также аудиторы рекомендуют губернатору Владимирской области до 1 июля 2025 года принять меры к возврату ООО «Академия интерьера. Декор» и ООО «ПСК» денежных средств в размере 483,8 млн и 172,9 млн рублей, соответственно, выплаченных в качестве аванса по договорам, профинансированным на бюджетные кредиты, а также обеспечить контроль за достижением плановых значений по инфраструктурным проектам.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.