Глава округа Муром Евгений Рычков: «Мы упираемся в эти искусственные границы»

В рамках начатой во Владимирской области муниципальной реформы с 1 июня 2024 года будет упразднён Муромский район — территории обоих его сельских поселений будут присоединены к округу Муром
Новости Автор: 1 мая, 09:30 4112
Фото из архива Зебра ТВ

Экономическое развитие округа Муром Владимирской области тормозится искусственными границами между ним и соседним Муромским районом. Об этом на апрельском очередном заседании Законодательного Собрания заявил глава округа Муром Евгений Рычков, представляя депутатам два проекта региональных законов в рамках начавшейся муниципальной реформы. Речь идёт об упразднении с 1 июня 2024 года обоих сельских поселений Муромского района — Ковардицкого и Борисоглебского - с целью включения их территорий в состав округа Муром. Соответственно, своё существование прекратит и Муромский район.

Как известно, в 2024 году во Владимирской области началась муниципальная реформа, подразумевающая ликвидацию двухуровневой системы функционирования местного самоуправления в пользу одноуровневой. Двухуровневая система, действующая с 2004 года, предусматривает наличие городских и сельских поселений в составе 16 муниципальных районов Владимирской области со своими администрациями, Советами народных депутатов и бюджетами. При переходе к одноуровневой системе предполагается создание вместо районов муницпальных округов через упразднение поселений (со всеми их атрибутами) путём их объединения с районами и передачей властных функций и полномочий окружным администрациям. В правительстве Владимирской области подчёркивают, что цель реформы — повысить эффективность управления на местах. В сельских территориях будут работать территориальные отделы окружных администраций, что позволит сохранить доступность власти для жителей. Кроме этого, будут сохранены все сельские льготы и выплаты. Представители региональных властей ранее неоднократно заявляли, что преобразование муниципальных образований происходит с согласия местного руководства и жителей, мнение которых зафиксировано в протоколах публичных слушаний.

До принятия решения по округу Муром и Муромскому району депутаты Законодательного Собрания проголосовали за преобразование в муниципальные округа Собинского и Меленковского районов, чтобы 8 сентября 2024 года прошли выборы в Советы народных депутатов уже Собинского и Меленковского муниципальных округов. Против проголосовали только члены фракции КПРФ Антон Сидорко и Антон Клюев, а также представитель «Справедливой России» Сергей Бирюков.

Новое муниципальное образование округ Муром будет создано по несколько иному алгоритму — сельские поселения Борисоглебское и Ковардицкое будут не объединены в составе Муромского района, а упразднены вместе с районом, земли которого присоединят к округу Муром.

Евгений Рычков в своём выступлении пояснил депутатам, что при существующей организации местного самоуправления главы администраций сельских поселений не нашли своего места в системе власти; более того, люди на селе не понимают, для чего вообще нужны поселения со своими органами управления. Рычков заявил, что сохранение муниципалитетов двух уровней является издевательством над населением сельских территорий, так как людям не совсем понятно, кто за что отвечает и какие проблемы решает. Он призвал депутатов не навязывать жителям искусственные схемы, а прислушаться к тому, чего они на самом деле хотят, так как ранее в поселениях Муромского района и в округе Муром на публичных слушаниях большинство граждан высказалось за проведение реформы.

Примечательно, что при голосовании по преобразованию Муромского района в округ Муром вопросу справедливоросс Бирюков проголосовал «за»; «против» выступили только коммунисты Сидорко и Клюев. В частности, Антон Сидорко предложил не ликвидировать городские и сельские поселения, так как именно депутаты этого уровня местного самоуправления наиболее активно отстаивают интересы жителей, например, по вопросам экологии. Он считает, что было бы правильнее по-другому распределять финансовые потоки и полномочия между разными уровнями местного самоуправления, а не ликвидировать поселения.

Представители парламентского большинства предложили отправить тех, кто не понимает сути реформы местного самоуправления (то есть, представителей КПРФ в ЗакСобрании), поработать в статусе глав сельских поселений. Спикер облпарламента Ольга Хохлова сравнила эту работу с поднятием целины. Кроме этого, глава округа Муром, единоросс Евгений Рычков поблагодарил первого секретаря обкома КПРФ за поддержку «старой» системы местного самоуправления, 20 лет назад принятой с подачи «Единой России». Под смех и аплодисменты зала Рычков намекнул, что Сидорко стоило бы перейти в другие партийные ряды. Последний эти предложения оставил без ответа.

Расшифровка парламентской дискуссии вокруг увеличения территории округа Муром за счёт упразднения Муромского района.

Евгений Рычков, глава округа Муром Владимирской области:

  • При принятии предложенного законопроекта с 1 июня два сельских поселения Муромского района Ковардицкое и Борисоглебское объединятся с городским округом Муром, войдут в его состав и утратят свое существование. Соответственно, также утратит существование и Муромский район. Это отличает наше преобразование от предыдущих двух муниципальных образований [Собинский и Меленковский районы]. Но при этом при всем мы также получим одноуровневое муниципальное образование городской округ Муром, в котором не будет сельских поселений, будет одна администрация, один городской совет. У нас два процесса вместе - устранение сельских поселений и объединение города и района.

  • Я не буду такие длинные какие-то теоретические выкладки делать. Я просто поясню каждый из этих моментов на примерах.

  • Первый пример - объединение города и района. У нас сейчас в Муроме, кто приезжает, воочию это может наблюдать, при поддержке губернатора и правительства Владимирской области, происходит настоящий промышленный бум. Строятся новые заводы, и предприятия, построенные за последние 5 лет, сегодня по объему выручки уже превосходят весь объем выручки, производимый старыми советскими заводами, которые также работают в две смены.

  • У нас есть такое предприятие - «Муром Технологии». Они строят сегодня новые цеха. Один из цехов, его половина находится на территории округа Муром, а вторая половина на территории Муромского района. У нас, на самом деле, город уже просто стоит на грани развития, потому что уже надо дальше развиваться, а мы уже упираемся в эти границы искусственные.

  • С другой стороны, Муромский район, его администрация находится в здании, которое находится в собственности округа Муром.

  • Трудовое население Муромского района - 3% от трудового населения округа Муром. Можно много таких примеров приводить. Мы понимаем, что это - две неразрывные единицы, которые для жителей Муромского края не делятся между собой.

  • Что касается сельских поселений, тоже пример приведу.

  • Сегодня житель села Панфилова [Ковардицкого сельского поселения], чтобы решить свой вопрос, должен сесть на автобус, доехать до центра города Мурома, пересесть на другой автобус, доехать до села Ковардицы, там зайти в сельскую администрацию. Поскольку у сельской администрации ресурсов, как правило, мало, и для решения вопроса он должен вместе с главой сельского поселения поехать обратно в центр города Мурома и там обратиться к главе района или округа для решения своего вопроса. Такая, если не грустная, то комичная уже ситуация, когда мы вполне сложившиеся общественные социальные отношения запихиваем в искусственно придуманные конструкции. Эти искусственно придуманные конструкции точно так же сейчас как-то основываются на искусственно придуманных принципах. Нет ничего хуже, чем реальные отношения заставлять подстраиваться под искусственные отношения.

  • В истории России никогда не было двухуровневой системы самоуправления. Так было и в самые древние время, так было и в петровские, дореволюционные, так было в Советском Союзе. Естественным образом сложилась система власти в России как трехуровневая: волости, уезды, районы, области, губернии и федеральная власть. Поэтому, к сожалению, эта конструкция, которая называется сельские поселения и городские поселения, она во многом навязанная не по решению самих жителей, не по их запросу, а исходя из определенных каких-то принципов, она до сих, скажем так, не набрала самодостаточность.

  • Если вы спросите жителей любой территории и попросите их назвать, какими полномочиями обладают сельские поселения, а какими обладает районный уровень власти, то я вас уверяю, что 99% людей не смогут назвать этих отличий. Если вы сможете, сами спросите себя, внутри себя. Сможете? Протестируйте себя.

  • Поэтому я просил бы, опираясь на то, что [сегодня] услышал о ценности самоуправления, о ценности того, когда мы даем право людям самим определить, как они строят систему власти у себя на территории, не навязывать нам даже со стороны области искусственных конструкций, а поддержать то, что решили мы, муниципалитеты, главы и люди, проживающие на местах. Спасибо.

SKRVC0014-5215.jpg

Антон Сидорко, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):

    • Будет вопрос к вам не как даже к главе округа Муром, а как к председателю Ассоциации муниципальных образований [Владимирской области]. На самом деле, вопрос по местному самоуправлению родился не сегодня, дискуссия идет уже давно. Внимательно углубился я в дискуссию 2022 года, в которой вы активно участвовали. Вы привели одну интересную статистику тогда. Как раз, когда речь коснулась не других вопросов о полномочиях другого, а именно двухуровневой системы, ликвидации системы сельских поселений и так далее. Вы тогда сказали, что 60% глав поселений против ликвидации этой системы. Сегодня ситуация изменилась? Если да, то почему?

Евгений Рычков:

  • Антон Сергеевич, и тогда и сейчас я говорил о том, что это искусственная конструкция. Поселения никогда ни в истории, ни на практике не находили себе не то, что места в органах власти, они даже не находили понимания у людей, зачем они нужны. Про 60% [глав поселений] вы, наверно, не меня цитировали.

  • Что касается оценки этой, если глобально говорить, позвольте на вашем примере [прояснить].

  • Два факта. С одной стороны, вы говорите, что надо отдать [деньги] на самоуправление и сохранить все уровни власти, хотя мне непонятно, сколько должно их быть? Два? А почему не десять? Почему не пятнадцать? Так сложилось, что два. Может быть, скажете, что надо вообще пять их сделать? С другой стороны, смотрите, при голосовании по выделению денег на дороги муниципалитетам, [вы] голосуете против. То есть, получается...

  • Я почему такой пример привожу? К сожалению, во многом встречается такая позиция и на других уровнях. С одной стороны, [муниципалам говорят:] «вы должны быть самодостаточны и самоуправляемы, занимайтесь там сами, но деньги мы централизуем». Отсюда все и проблемы.

  • Мы сегодня над главами местного самоуправления уровня поселений по сути издеваемся.

  • Почему сегодня так безболезненно проходит это объединение? Потому что депутаты сельских поселений прекрасно видят и понимают, что они бессильны решать те проблемы, с которыми к ним обращаются люди. Они первые голосуют за то, чтобы эту систему поменять. Они ощущают себя полезными и способными решать проблемы на местах.

Антон Сидорко:

  • Коллеги, если честно, не хотел выступать уже крайний раз, но Евгений Евгеньевич [Рычков] ответил на вопрос и вынудил, потому что моя позиция - она иная.

  • Я не говорил о том, что у нас справедливое распределение сегодня финансовых полномочий между уровнями власти. Отнюдь не справедливое, именно поэтому мы сегодня и говорим о том, что по сути второй уровень сегодня мало, что может. Это - первое.

  • Второе: когда мне прямо или косвенно некое лицемерие кто-то хочет предъявить, давайте поднимем действительно все СМИ, которые были при дискуссиях 2022 года. Там же интернет всё помнит. Давайте внимательно посмотрим.

  • И третье: в конце концов скажу, что эта власть [на уровне сельских поселений] играет свою роль и неплохую. Давайте вспомним не только Филипповское [сельское поселение Киржачского района, а вспомним ещё городское поселение] Карабаново [Александровского района], когда встал разговор о том, чтобы там была мусороперегрузка компании [регионального оператора по обращению с отходами ООО] «Хартия». Либо [давайте вспомним,] как спасались жители деревень Судогодского района от трассы М-12, когда районные власти были за, а муниципальные депутаты [поселений] - второй уровень - были против, и спаслись. Политически этот уровень безусловно нужен. Экономически нужно подстраивать полномочия и финансы. Спасибо.

SKRVC0014-5539.jpg

Сергей Бирюков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):

  • Я хочу только сказать, что я стою на позициях программных социалистической политической партии "Справедливая Россия-Патриоты-За правду", которая отстаивает право граждан на местное самоуправление, но учитываю сложную, действительно, ситуацию жителей Муромского района, как правильно сказано, над ними происходит некоторое издевательство. Конечно, правильно было бы создать некоторую точку напряженности, чтобы не фиксировать ту ситуацию неправильную, когда мы ликвидируем второй уровень власти, а продолжить дискуссию, потому что реформа публичных органов власти и органов местного самоуправления нужна, но не та, которая проводится.

  • Я все-таки поддержу предложение, которое Евгений Евгеньевич [Рычков] озвучил.

SKRVC0014-6029.jpg

Александр Цыганский, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • Сижу, слушаю и удивляюсь.

  • Есть у нас уважаемые практики, которые проработали в органах местного самоуправление продолжительное время и выступают за преобразование.

  • Есть население, которое выступает за преобразование.

  • Есть коллеги из нашего числа, которые теоретики, которые выступают против этих преобразований.

  • Я хотел обратиться к [первому заместителю губернатора Владимирской области-руководителю аппарата администрации главы региона] Дмитрию Николаевичу Лызлову.

  • У нас же преобразование не в одночасье по всей области происходят. Может быть, дать коллегам [не согласным с преобразованием муниципальных образований] возможность поработать [на муниципальной службе], может быть, они что-то действительно не понимают.

SKRVC0014-6074.jpg

Ольга Хохлова, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • Я бы хотела озвучить предложение на целину отправить, в сельских поселениях поработать.

Законы об упразднении Муромского района и включении его территорий в состав округа Муром приняты 33 голосами «за» при двух голосах «против».

Евгений Рычков:

  • Спасибо, уважаемые депутаты, за внимание к местному самоуправлению, которое вы оказываете в ходе дискуссии. Я думаю, что в ходе этой реформы мы получим экспериментальную несколько модель, но я уверен, что результаты будут позитивными, и мы, уверен, это все вместе с вами оценим, посмотрим, где-то, может, подкорректируем. В целом, огромное спасибо.

  • Антон Сергеевич [Сидорко], и вам спасибо за то, что вы так отстаиваете реформу [местного самоуправления] 2003 года, принятую «Единой Россией». Может, пора партию поменять?

Смех, аплодисменты.

Ольга Хохлова:

  • Я понимаю, что на глав муниципальных образований, по которым приняты сегодня законы, конечно, нагрузка возрастает, но я уверена, что результаты будут положительные. Люди доверили вам это. Успехов в работе! Будем за вами очень трепетно наблюдать.

Добавим, что жители округа Муром в его новых границах 8 сентября выберут депутатов окружного Совета. Кроме этого, в ходе прямого всенародного голосования будет избран глава округа. Как известно, во всех остальных территориях Владимирской области в 2010-2023 годах прямые выборы глав органов местного самоуправления были отменены.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.