14 февраля во Владимире состоялась встреча директора департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Руслана Баринова с недропользователями, работающими на территории 33 региона. В разговоре с Зебра ТВ Руслан Баринов сообщил, что целью встречи была необходимость объяснить представителям профильного рынка, как в ближайшее время будет развиваться ситуация в сфере недропользования 33 региона.
Руслан Баринов заявил, что, по его мнению, сейчас в сфере добычи полезных ископаемых во Владимирской области царит некоторый хаос. Он пояснил, что ничего катастрофичного в сложившихся до него правилах управления отраслью нет, но новое руководство намерено кое-что «подкрутить, чтобы все пошло по-другому и лучше работало».
Руслан Баринов сообщил, что руководству Владимирской области предстоит оценить необходимость разработки и добычи полезных ископаемых, а затем на основе четкого плана начать эффективно управлять отраслью:
«Я хочу создать нормальную программу минерально-сырьевой базы, где будут расписаны виды добываемого сырья - песок, гравий, торф — чтобы на 10 лет вперед было понимание того, какие объемы область реально потребляет и будет потреблять в будущем. Это даст понимание того, насколько нам нужны, например, новые карьеры добычи песка. И, если мы увидим, что у нас и старых хватает (или их даже больше, чем надо), нужно будет за какой-то переходный период эту историю нивелировать. Это произойдет не завтра, конечно: тут нормальный должен быть подход — убивать бизнес мы не можем себе позволить. Но в будущем там, где нет сейчас песка — будем отыгрывать лицензию. А там, где объемов хватает — пусть сначала их и выберут. А, если, опять же, станет понятно, что гравия, наоборот, то действия будут обратными. То есть, мы посмотрим, где у нас есть не разрабатываемые пока, но разведанные и поставленные в запас карьеры. А затем будем их запускать, отыгрывая через аукционы, подыскивая эксплуататоров и давая ему возможность туда зайти. И здесь в нашу задачу не входит ставить какую-то заградительную плату за лицензионный сбор — нет, задача заключается в том, чтобы навести порядок.
Речь вовсе не идет про откат назад — к госплану и выполнению пятилетки за три года. Но планирование должно быть, потому что недра — это исчерпаемый, невозобновляемый ресурс. Я не хочу, чтобы у нас было так: отковырял что-то, а потом забыл и оставил дырку. Нет, тут такого не будет. А если мы сами не сможем спланировать необходимые объемы добычи, то у нас будет хаос».
Баринов говорит, что сейчас в сфере недропользования Владимирской области все происходит по-другому. В отсутствии единого механизма оценки и планирования потребностей рынка каждый делает то, что считает нужным, в результате чего появляется, в том числе много брошенных месторождений:
«Вы знаете, как часто сейчас карьеры разрабатывают? Сверху снимают все самое сладкое, а потом говорят: все, остальное добывать нам не выгодно и не интересно. Вот этого я не хочу, а хочу, чтобы если пришли какие-то ребята, то уж на 10 лет примерно и работали.
Сейчас процентов 70 всех карьеров у нас расположено в Александровском районе. А в остальных территориях области все очень бедненько. Это неправильно. Что нам мешает небольшие месторождения открывать в других местах, например, в том же Муромском районе на берегу Оки? Это позволит местное производство поддерживать и планировать развитие бизнеса. А не просто так: отдали все в вольный рынок: кто-то поковырялся, а потом закрылся или ушел. В такой ситуации никто не понимает, что у него будет завтра. А, если и банк, например, не понимает, то никогда денег на развитие не даст. А не будет развития, считай все - дырка на карте: откопал сколько успел и убежал. Я хочу, чтобы здесь были правила, чтобы бизнес и производство было защищено, а развитие было подкреплено необходимостью».
Директор департамента природопользования администрации Владимирской области пообещал, что процесс выделения месторождений для разработки будет максимально прозрачным:
Руслан Баринов отметил, что тот документ, на основе которого будет управляться сфера регионального недропользования, останется «живым», то есть в него можно будет вносить изменения в соответствии с меняющимися потребностями рынка. Такие корректировки, например, могут потребоваться в связи с развитием во Владимирской области крупных инфраструктурных проектов:
Руслан Баринов отказался давать оценку действиям предыдущего руководства Владимирской области, связанными с «карьерными историями». По его словам, сейчас его задача — навести в переданном ему хозяйстве порядок, и признался, что многих нюансов пока просто не знает.
Напомним, непрозрачными связями с «карьерными бизнесом» жителям Владимирской области запомнилась ликвидированная минувшим летом «Корпорация развития Владимирской области», по «карьерной статье» было заведено уголовное дело в отношении предыдущего директора департамента природопользования Алексея Мигачева. Кроме того, у СМИ есть вопросы к так называемым «партийным карьерам», управление одним из которых осуществляют коллеги и родственники губернатора Сипягина.