10 ноября — последний день пребывания Валерия Янина в должности регионального министра здравоохранения. Срок действия контракта с чиновником, которого в настоящее время судят за превышение должностных полномочий, истёк, и, как стало известно Зебра ТВ, губернатор Владимирской области Александр Авдеев уведомил Янина, что трудовое соглашение с ним продлено не будет.
Таким образом, кресло главы минздрава станет свободным. С огромной долей вероятности его займёт исполняющая обязанности министра Тамара Томаева, в конце июня переехавшая на работу в 33-регион из Северной Осетии-Алании, где она занимала должность заместителя республиканского министра здравоохранения.
Назначение Тамары Шамильевны Томаевой полноценным главой владимирского минздрава может состояться при условии согласования её кандидатуры на этот пост на федеральном уровне. Источники редакции во властных структурах затруднились ответить на вопрос, как скоро это произойдёт, но сошлись во мнении, что губернатор Авдеев приложит максимум усилий, чтобы «смотрины прошли успешно и как можно быстрее», так как «чехарду в министерстве надо прекращать». Один из собеседников Зебра ТВ уверен, что кроме Томаевой других кандидатур нет, иначе зачем надо было предлагать ей «переезжать за тридевять земель»?
С момента назначения во Владимирскую область Тамара Томаева проинспектировала практически все муниципалитеты и поменяла ряд главных врачей. Некоторые из принятых и анонсированных ею решений восприняты как медицинским сообществом, так и пациентами неоднозначно.
Проработав в регионе четыре месяца, Томаева созвала пресс-конференцию, на которой в течение часа отвечала на вопросы СМИ.
Зебра ТВ приводит ряд высказываний Тамары Томаевой с пресс-конференции, которые характеризуют её как чиновника и как личность, а также раскрывают её отношение к новому месту работы, вышестоящему руководству, подчинённым и пациентам.
О ПРАВДЕ
«Я не склонна врать и говорить неправду. Я в первый день [работы в министерстве здравоохранения Владимирской области] сказала, что моя проблема в том, что я всегда говорю правду».
О ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ОТ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Прекрасная, красивая, намоленная область с великолепной природой, замечательными людьми.
Владимирская область с первого момента мне очень понравилась. Когда я впервые приехала сюда на собеседование, все было абсолютно по-честному. Чтобы вы понимали: откуда я взялась, я сама вам готова рассказать.
Я состояла в федеральном кадровом резерве и моё резюме просто порекомендовали курирующему [здравоохранение] вице-губернатору [Владимирской области Владимиру Куимову] с учетом того, что были проблемы у региона.
У нас сначала состоялась видеоконференция с ним, потом состоялась видеоконференция с ректором Приволжского медицинского исследовательского университета. А далее уже, конечно, была финальная встреча с губернатором [Владимирской области Александром Авдеевым].
Это было начало июня, прекрасная погода. Мне удалось посетить смотровую [площадку у Успенского собора] основную. Очень понравилось.
Я поняла, что природа мне нравится, воздух - мой, люди — добрые, приятные, а это значит, что все получится, и поэтому решила рискнуть.
Переезжать всегда сложно, особенно когда ты переезжаешь с малолетними детьми - здесь нет родственников, пока еще не было друзей, и это естественно накладывало какие-то отпечатки. Вместе с тем, я справилась - спустя 4 месяца я точно могу сказать.
На самом деле, за это время удалось, наверное, сделать многое, но еще в тысячу раз больше придется сделать в ближайшее время».
О ВЛАДИМИРЦАХ, МАХНУВШИХ РУКОЙ НА «МИНИСТЕРСТВО ОТПИСОК»
«[Во Владимирской области] есть ряд медицинских учреждений, которые действительно являются образцовыми, и это радует. Такие учреждения, как Центр специализированной медицинской помощи в Пиганово, Областной перинатальный центр. Этими учреждениями действительно мы можем смело гордиться на всю страну.
Есть другие учреждения, в которых мы будем работать интенсивно для того, чтобы улучшать обязательно качество оказываемой медицинской помощи населению Владимирской области. А самое главное, не только качественной она должна быть, а именно безопасной.
Пришлось начинать с основания, благо у нас в министерстве образовалась прекрасная команда, опытные управленцы, спасибо моим начальникам отделов, моим заместителям, которым действительно пришлось очень сложные времена пережить, но они действительно большие молодцы, я могу констатировать этот факт.
К моменту моего прихода, в министерстве здравоохранения был лишь один профессиональный доктор - это начальник детского отдела. Конечно, такую ситуацию я в принципе даже не могла представить. В первое время я не могла понять, почему не приходят сюда люди и не просят помощи. Потом поняла, что люди, наверное, за много лет махнули как-то рукой на министерство и сразу ходили туда, куда нужно — в следственные органы, в прокуратуру, в суд и отстаивали свои права там.
На самом деле это очень печально, потому что орган здравоохранения в первую очередь должен помогать. А когда запускаются такие сложные механизмы, то это уже говорит о том, что система не работает. Констатирую, что и сейчас система пока не работает.
Первые дни работы в министерстве, я, честно скажу, много ругалась с коллективом. Кого-то даже пришлось уволить. Я изучала до ночи каждый исходящий документ. Я собирала все медицинские наши отделы и пыталась до них донести, что мы не министерство отписок.
И если гражданин сегодня приходит с проблемой в министерство или пишет инвалид первой группы обращение об оказании помощи, а мы ему ссылаемся на прекрасные статьи законов, пишем, что "это - не наша компетенция; это — не наше подведомственное учреждение"... Ответ примерно из серии "идите туда, не знаем, куда, и делайте то, не знаем что". Конечно бедный пациент растерян. И он правильно делает: идёт в прокуратуру, идёт в суд, идёт в Следственный комитет, и на одно некомпетентно составленное обращение мы получаем как минимум пять жалоб — на президента, на губернатора, в Следственный комитет, в Росздравнадзор, в прокуратуру. И очень часто — судебные решения.
Конечно изучая в первый месяц до ночи весь этот сумасшедший документооборот, мне, в принципе, ситуация стала ясна. Ну, понятная история: с одной стороны, Москва рядом, и это прекрасно; а, с другой стороны, она лучшие кадры съедает, которые могут границу, грубо говоря, пересечь, и получать там другую заработную плату, совершенно иную. И я своих коллег отчасти понимаю, они в первое время не понимали, чего я от них хочу. А я просто от них хотела гуманности, доброты, неравнодушия и решения проблем пациентов».
О РАССТАВАНИИ С ТЕМИ, КТО ДУМАЕТ ТОЛЬКО О ДЕНЬГАХ
«У нас большое количество замечательных врачей, но вместе с тем есть и другие, кому необходимо повысить квалификацию.
И, самое главное, о чём я всегда хочу говорить: если человек выбирает медицину, система ценностей у него должна быть определена в сторону гуманности. То есть, в медицину человек должен приходить не за зарабатыванием денег, а за тем, чтобы протягивать руку помощи, помогать и спасать. Вот если этого нет, то с такими сотрудниками нужно прощаться».
О НЕРАВНОДУШНОМ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРЕ КУИМОВЕ И НЕКОТОРЫХ РАВНОДУШНЫХ ВРАЧАХ
«[Кто виноват?] - замечательный, актуальный вопрос. На самом деле, никто не виноват [в том, что в сфере здравоохранения столько проблем]. Просто упущено большое количество времени, когда не была осуществлена постоянная необходимая системная работа.
Скажу вам честно: в 40 лет, правда, нелегко переезжать в другой регион, но основную роль [в том, что я согласилась переехать из Северной Осетии во Владимирскую область] сыграла именно неравнодушная позиция, которую я увидела в курирующем моём вице-губернаторе [Владимире Куимове] в последующем. Я именно поняла, что человек хочет исправить [ситуацию], человек хочет, чтобы людям стало легче, человек хочет спасать жизни. Это именно то, что с детства у меня вызывало в людях восхищение - неравнодушная позиция.
Я приехала во Владимирскую область, и я поняла, что кроме меня наладить ту систему, которую нужно наладить, ну, наверное, сложно это.
И та текучка кадровая, в том числе и министров, вы сами понимаете, о чем речь, [только усугубляла ситуацию]. Как сказал мой курирующий вице-губернатор [Владимир Куимов], "вы просто ничего больше не умеете делать, вы 20 лет работаете в министерстве". Поэтому просто эта работа мне хорошо знакома. Конечно, уровень проблем во Владимирской области иной, [в отличие от Республики Северная Осетия-Алания]. Я, правда, не могла представить себе, что в ряде центральных районных больниц настолько удручающее материально-техническое положение.
И это очень печально. Лучшие врачи уехали в Москву. Остались те, которые остались. [Некоторые из них] иногда не сильно хотят работать над повышением своей квалификации. Поэтому либо мы их все-таки обучим, либо мы с ними расстанемся.
Вы слышали, наверное, что мы недавно с Владимиром Алексеевичем [Куимовым], с курирующим вице-губернатором, открыли центр карьеры.
Этот центр карьеры при нашем медицинском информационно-аналитическом центре сегодня со всей страны, со всех ресурсов ищет докторов, которые готовы приехать во Владимирскую область, которые готовы спасать жизни людей. Таких здесь не сильно много, к сожалению.
Я ряд этих системных ошибок вижу. Я провожу разборы летальных случаев много лет, и мне абсолютно сразу картина бывает понятна. Да, наверное, даже у хороших докторов есть врачебные ошибки, к сожалению. Но они не должны быть такими тотальными, чтобы из-за неушитого сосуда умирала молодая женщина и трое детей оставались сиротами. Но вам понять этой ситуации, слава богу. Вы понимаете, о чём я».
О ТОТАЛЬНОМ ДЕФИЦИТЕ КАДРОВ
«Я хотела бы спросить вашего объективного мнения: скажите, в условиях, когда под час мы имеем тотальный кадровый дефицит во врачах? Как нам быть? Как вы поступите?
Когда я пришла в министерство, из 100 человек только один врач был. Понимаете? Один! Представьте, как тяжело [в таких условиях] выполнять все федеральные показатели. От нас сегодня Федерация требует реализации всех нацпроектов, и большая часть показателей министерства здравоохранения - это непосредственно медицинские показатели. У нас нет возможности найти столько врачей.
Сегодня врачи в больницах получают зарплату больше, чем в министерстве, поэтому найти специалисты с высшим врачебным образованием в минздрав сегодня не представляется возможным. И я прошу вашей помощи здесь, чтобы вы тоже проводили просветительскую работу, чтобы вы привлекали людей.
Мы сейчас с нашим курирующим вице-губернатором [Владимиром Куимовым] продумываем, какую еще можно создать программу по привлечению [врачей в регион]. Служебное жилье - уже над этим работаем. У нас сейчас в нашем новом кадровом центре компетенций будут прорабатываться и вопросы [предоставления врачам, пожелавшим приехать на работу во Владимирскую область] служебного жилья. У каждого молодого специалиста, мне кажется, основная проблема — это жилищная, так ведь? Поэтому это будет большим таким подспорьем, мне кажется».
О ВАЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ВРЕДЕ СПЛЕТЕН
«Нам нужно от реактивной медицины переходить к предиктивной, то есть мы обязаны развивать профилактику в большей степени. Именно поэтому у нас новые показатели появляются. Мы сегодня не просто больных людей должны на диспансеризации находить, а выявлять обязаны и лиц, имеющих факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. То есть любой человек, грубо говоря, у которого есть вредные привычки, курит, пьет, но еще пока не болеет, он уже в группе риска. Поэтому его нужно ставить на дополнительное наблюдение, давать ему рекомендации по питанию, по здоровому образу жизни. Сегодня здоровый образ жизни — это самое важное.
Очень было приятно с вами [представителями СМИ] сегодня увидеться. На самом деле, хотелось раньше это сделать, но просто хочется больше погрузиться, углубиться во все проблемы [системы здравоохранения во Владимирской области] и с вами разговаривать уже с точки зрения информированности, а не со слухов, сплетен, склок и всего остального. Это — не про нас. Мы - про работу, созидание.
И сегодня я прошу вашей помощи. Мы с вами все должны превратиться в одну дружную, сплоченную команду, чтобы наконец-то здравоохранение Владимирской области вышло на достойный уровень. У меня уже есть здесь друзья. Я благодарю своих главных врачей, я благодарю свою группу главных внештатных специалистов, я благодарю своих сотрудников министерства — каждого, потому что мы все одна команда и у нас принцип - "один - за всех, и все — за одного". И только с таким подходом у нас есть возможность наладить ту ситуацию, которая сегодня есть».
***
Другие материалы с пресс-конференции Тамары Томаевой:
«Ряд владимирских главврачей могут уволить из-за роста кредиторской задолженности больниц»;
«Ещё не открытый акушерский корпус в Коврове станет филиалом Областного перинатального центра»;
«Во Владимирской области вместо районных родильных отделений появятся ургентные родовые залы»;
«Гаглоеву могут понизить до и.о. главврача детской поликлиники №1 города Владимира»;
«В минздраве уверены, что Владимирская область станет лучшей в России по лечению инфекций»;
«Капитальному ремонту поликлиники в Радужном пошёл пятый год»;
«Минздрав еще не решил, что делать с больницей №2 города Владимира».
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.
