Коррупционные закупки в медицине

Генпрокуратура России выявила нарушение законодательства о закупках в системе здравоохранения Владимирской области и уделила внимание кумовству, которое может повлечь конфликт интересов
Новости Автор: 4 июля 2017, 12:41 20 10625

Генеральная прокуратура России подтвердила факты кратного завышения стоимости медицинских товаров на закупках для нужд здравоохранения Владимирской области. Нелицеприятная для владимирской медицины позиция надзорного ведомства была озвучена в ответ на обращение мужа погибшей владимирской роженицы Анны Бобриковой Сергея Плаксина.

Plaksin_med.jpg Сергей Плаксин

Вопрос о коррумпированности закупок медицинского оборудования Сергей Плаксин поднял на дискуссионной площадке Общественной палаты «О нарушениях в сфере здравоохранения на территории Владимирской области» в начале июня.

Сергей Плаксин перед членами Общественной палаты, представителями департамента здравоохранения и владимирскими медиками заявил, что во Владимирской области нет конкуренции в сфере госзакупок медицинского оборудования, так как технические задания формируется, по его мнению, под определенного поставщика, а цены на недорогие товары искусственно завышаются.

Тогда в качестве примера Плаксин привёл тендер на закупку медицинского оборудования для нужд Центральной больницы города Коврова на 10,4 миллиона рублей. По данным Плаксина, в списке закупаемого оборудования значился «кабель сетевой» по цене 89 тысяч рублей за штуку. То есть - почти 100 тысяч за обыкновенный компьютерный шнур.

Контракт больница заключила с единственной компанией, подавшей заявку на участие в электронном аукционе, ООО «НПВЛ Лиана», в которой, по данным Плаксина, работает сын руководителя департамента здравоохранения Михаил Кирюхин. Материалы своего расследования Сергей Плаксин разместил в социальных сетях.

4 июля Плаксин пояснил Зебра ТВ, что заявление по непрозрачным медицинским госзакупкам во Владимирской области, а также по родственным связям в сфере здравоохранения, он направил «во все федеральные инстанции, которые занимаются коррупцией» 23 марта 2017 года, в том числе и в управление президента России по вопросам противодействия коррупции, откуда его перенаправили в Генпрокуратуру РФ.

Ответ из Генпрокуратуры России Плаксин получил 19 июня 2017 года. По результатам проверки надзорное ведомство подтверждает, что в сфере здравоохранения Владимирской области «возможен конфликт интересов» в связи с наличием родственных связей между директором департамента здравоохранения Александром Кирюхиным и его женой главврачом ГБУЗ ВО «Родильный дом № 2 города Владимира» Ириной Кирюхиной, которая находится в его непосредственном подчинении:

«Поскольку при таких обстоятельствах не исключается возможность возникновения у Кирюхина А.В. конфликта интересов, связанная с получением его супругой выгод и преимуществ, способная повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. 16.06.2017 прокуратурой области в адрес председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Владимирской области направлена информация, в том числе для принятия решения о рассмотрении данного вопроса на заседании указанной комиссии».

Генпрокуратура не нашла подтверждения причастности Михаила Кирюхина, работающего в ООО «НПВЛ Лиана», к закупкам. Зато надзорное ведомство установило, что в «НПВЛ Лиана» в должности менеджера по тендерам работает сын главного врача ГБУЗ ВО «Городская больница № 6 города Владимира» Марины Крыловой, который отвечает за оформление конкурсной документации и подготовку заявок на участие в торгах. Этот факт, по мнению Генеральной прокуратуры России, также не исключает конфликта интересов в «семье медиков»:

«В 2016-2017 годах между ООО «НПВЛ Лиана» и ГБУЗ ВО «Городская больница № 6 г. Владимира» заключались государственные контракты на поставку медицинского оборудования и расходных материалов. Заключение Крыловой М.А. сделок с организацией, в которой её сын осуществляет деятельность, непосредственно связанную с проведением торгов, не исключает возможности возникновения у нее заинтересованности при совершении данных действий и конфликта интересов. По данному факту 13.06.2017 прокуратурой области внесено представление заместителю Губернатора области (вероятно, имеется ввиду вице-губернатор Михаил Колков, курирующий здравоохранение)».

Ну а самый важный факт, который вскрыла проверка федеральных прокуроров, - реальные нарушения учреждениями здравоохранения Владимирской области № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Генпрокуратура России сообщает о выявленных закупках медицинских товаров «по кратно завышенной стоимости» и создании условий для участия в торгах аффилированных лиц:

«Кроме того, проверкой вскрыты факты, свидетельствующие о нарушениях требований статьи 34 Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенных в ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница», ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира», ГБУЗ ВО «Городская больница № 4 г. Владимира», ГБУЗ ВО «Городская больница № 6 г. Владимира», ГБУЗ ВО «Центральная городская больница г. Коврова», ГБУЗ ВО «Гусь-Хрустальная центральная городская больница» и ГБУЗ ВО «Александровская районная больница» при формировании начальной (максимальной) цены контрактов на закупку медицинского оборудования и расходных материалов для нужд здравоохранения, что повлекло закупку медицинских товаров по кратно завышенной стоимости и создание условий, при которых поставщиками становятся аффилированные лица.

В этой связи прокуратурой города Владимира директору департамента здравоохранения Владимирской области 06.06.2017 внесено представление.

Кроме того, органами прокуратуры Владимирской области направлены информации в УФАС по Владимирской области для установления факта нарушения вышеуказанными учреждениями здравоохранения законодательства о защите конкуренции и материалы в территориальные органы внутренних дел для проведения процессуальных проверок по вопросу законности расходования бюджетных средств по государственным контрактам и завышения по ним цен».

prokuratupa_answer_med01.jpg
prokuratupa_answer_med02.jpg

Сергей Плаксин удовлетворен ответом из Генпрокуратуры РФ, поскольку, по его мнению, теперь расследование коррупции в закупках в системе здравоохранения Владимирской области проходит под контролем федералов.

«Теперь Генпрокуратура контролирует нашу прокуратуру. Пришлось им начать реальную проверку. И сразу все подтвердилось. Сейчас реально работает ОБЭП и ФАС. Я контролирую процесс. ОБЭП собирает материалы о переплатах на закупках. Планируется наказать врачей по статье УК халатность. Но пока расследование только началось», - заявил Сергей Плаксин в разговоре с Зебра ТВ.