Кто-то хочет резать курицу, несущую золотые яйца?

Часть депутатов ЗакСобрания Владимирской области опасается, что предложенные Белым домом поправки в закон о работе с инвесторами могут стать миной замедленного действия с коррупционными последствиями
Новости Автор: 20 июля 2017, 09:31 10 3756

19 июля состоялось заседании комитета по промышленной политике, инвестициям, инновациям, малому и среднему бизнесу и стратегическому планированию Законодательного Собрания Владимирской области, в рамках которого депутаты обсудили проект закона «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области». Документ внесен в ЗакСобрание за подписью исполняющего обязанности губернатора Владимирской области Алексея Конышева.

В законопроекте, в частности, идет речь об изменениях требований к инвесторам, работающим на территории 33 региона и претендующим на государственную поддержку.

Свои опасения, возникшие в связи с возможным утверждением проекта закона коллегам и присутствующим на заседании представителям исполнительной власти высказал депутат ЗакСобрания, председатель бюджетного комитета Максим Васенин.

По оценке Васенина, часть вносимых владимирским Белым домом изменений, возможно и без злого умысла, но создают в региональном законодательстве непрозрачный механизм, который может стать способом в том числе и совершения коррупционных преступлений.

Vasenin В центре - Максим Васенин

Депутат Васенин пояснил, что имеет ввиду вводимые дополнительные условия расторжения соглашений о господдержке, основанием для которого может стать самая незначительная ошибка в документации или незначительное отклонение от проектной документации.

«При этом само понятие недостоверности и условия, при которых эти сведения могут быть отнесены к достоверным или недостоверным, законом не описываются. Нас смущает то, что мы, может быть, руководствуясь очень правильными соображениями, на самом деле, можем заложить в проект закона своего рода мину — последствия применения данной нормы могут быть разрушительными. Речь идет о том, что норма, которая вводится в закон — императивная, норма прямого действия, которая не дает возможности принимать решение о том, расторгать или не расторгать, а, в той редакции, которая предлагается, она обязывает расторгать эти соглашения. Любая простая нелепая ошибка в отчетности которая не носят содержательного характера, и которая не позволяет говорить о недобросовестности инвестора. И в данном случае, администрация области обязана будет расторгнуть соглашение с этим инвестором».

Максим Васенин подчеркнул, что в случае обнаружения документальных неточностей, инвестор должен будет не просто вернуть все полученные в виде господдержки средства, но и заплатить серьезные штрафы:

«Он должен будет не только вернуть все налоговые льготы, которые инвестор получал. Будут еще в полном объеме наложены штрафные санкции. То есть, в этом случае инвестор может даже больше пострадать, чем в том случае, если бы он вообще не обращался за государственной поддержкой. Это произойдет в случае, если вместо юридического адреса по ошибке будет, например, указан фактический. Или, если в отчете будет указана не та маркировка оборудования. Допустим, инвестор изначально предполагал установить трансформаторную подстанцию мощностью, грубо говоря, 15 киловатт, а в результате принятия разных решений установил подстанцию мощность 13 киловатт. И, если эти разночтения возникнут, опять-таки, в той редакции, которая предполагается проектом данного закона, возникнет обязанность со стороны администрации расторгнуть соглашение, доначислить все налоги и еще взыскать санкции. В случае утверждения проекта данного закона, возможности гибко подойти к решению этого вопроса уже не будет».

Председатель бюджетного комитета ЗакСобрания Васенин поясняет, что не выступает против введения эффективного механизма контролирования инвесторов. Но, по его мнению, требования о недостоверности представленных данных стоит исключить из оснований расторжения инвестиционных соглашений и перенести в раздел «порядок осуществления мониторинга»:

«В целом требование о недостоверности является вполне обоснованным. Мы рассчитываем, что инвесторы, обратившиеся за господдержкой, будут обязаны обеспечивать достоверность сведений. И, если эта недостоверность выявляется, он обязан в течении какого-то разумного срока эти данные исправлять. Точно такой же механизм должен касаться и внесения изменений в проект».

Депутат Васенин предостерегает от безосновательного введения избыточных запретов и требований к участникам инвестиционной деятельности на территории Владимирской области.

Васенина поддержало сразу несколько коллег. Например, представитель ЛДПР Владимир Сипягин заявил, что предложенные чиновниками администрации Владимирской области меры «могут иметь колоссальные последствия для инвесторов»:

«Это точно недопустимая ситуация для инвесторов, которые приходят во Владимирскую область».

Председатель комитета по промышленной политике ЗакСобрания Вадим Захаров обратил внимание на то, что инвесторы, которые уже реализуют свои проекты на территории Владимирской области, не могли знать, что в будущем у них могут возникнуть такие серьезные проблемы:

«Это те требования, которые не содержались в законе на тот момент, когда инвестиционный проект был одобрен, а с инвестором заключено инвестиционное соглашение. То есть, речь идет о соглашениях одобренных до 1 января 2016 года».

Депутаты ЗакСобрания считают, что уже имеющихся в действующем областном законе условий предоставления господдержки (в виде отказа от уменьшения изначально заявленного объема финансирования и неизменности целей инвестпроекта) вполне достаточно для эффективного контроля за инвесторами.

Максим Васенин не хочет думать, что представители обладминистрации, вносящие «бюрократические поправки», хотели банально сэкономить бюджетные деньги на поддержке инвесторов. По его мнению, авторы поправок, просто не задумались о возможных проблемах, которые будут возникать в ходе правоприменительной практики.

Васенин подчеркивает, что документ, составленный, судя по всему, без злого умысла, способен подорвать сложившуюся и обкатанную схему работы с инвесторами во Владимирской области:

«Этим решением мы можем создать колоссальные риски для ведения инвестиционной деятельности на территории Владимирской области. Более того, от решения одного чиновника, который принимает решение относительно того, считать сведения достоверными или не считать, будет зависеть решение вопросов стоимостью десятки, а то и сотни миллионов рублей. Мы, может быть, и не руководствуясь каким-то злым умыслом, рискуем создать потенциально опасную коррупционно-емкую схему, которая в будущем может позволить даже без нашего участие и какой-то злой воли, в будущем осуществлять злоупотребления в ходе администрирования государственной поддержки инвестора».

Отвечая на вопрос Зебра ТВ о суммах господдержки, оказываемой сейчас инвесторам во Владимирской области, Васенин сообщил следующее:

«Сумма поддержки определяется из самих параметров бизнес-проекта. Основной объем поддержки предоставляется в виде налоговых льгот. Он тем больше, чем больше объем инвестиций и чем лучше финансовые результаты деятельности. На сегодняшний день разброс объема господдержки — от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов рублей в год».

По информации депутатов ЗакСобрания Владимирской области, они не слышали, чтобы подобные «драконовские» меры контроля инвесторов применялись в других регионах страны.

Shalomenceva.jpg Елена Шаломенцева

Доводы владимирского Белого дома, который и внес спорные поправки в закон о поддержке инвесторов, на заседании комитета так и не были представлены. Председатель государственно-правового комитета администрации Владимирской области Елена Шаломенцева заявила, что не уполномочена губернатором озвучивать официальную позицию. Шаломенцева пояснила, что государственно-правовой комитет еще не получил все отзывы на законопроект, в частности от вице-губернатора, курирующего сферу инвестиционной политики, Романа Русанова.

«Это важный закон для Владимирской области и , конечно, хотелось бы видеть здесь представителей администрации области», - среагировал на такое отношение Белого дома депутат Сипягин.

Вадим Захаров заявил, что депутаты ждут позицию разработчиков законопроекта до следующего заседания ЗакСобрания, намеченного на 26 июля. Председатель комитета по промышленной политике заметил, что из-за традиционного сезона отпусков, августовское заседание ЗакСобрания, вероятно, не состоится, и тогда принятие закона, содержащего и другие важные нормы, придется отложить до сентября.