Регистрация / Вход Сб, 20 июля 2019, 02:31

Мэр или сити-менеджер?

ЗакСобрание Владимирской области дало муниципалитетам право самостоятельно решать, как избирать своих глав - напрямую или из числа депутатов местных советов. Скорее всего, этим правом не воспользуются
1 Декабря 2016, 15:03 14 3862

Городские и сельские поселения Владимирской области получили право самостоятельно определять, каким образом им избирать своих глав — либо всенародно, либо из числа депутатов местных советов. Эти муниципальные образования также вправе будут в своих Уставах определить место глав в своих структурах — то ли они будут возглавлять Советы, то ли администрации.

Такую альтернативу городские и сельские поселения получили после того, как 30 ноября Законодательное Собрание Владимирской области приняло изменения в региональный закон «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области».

Напомним, что этот закон был принят два года назад, и тогда он установил единую схему для всех муниципалитетов — главы избираются из числа депутатов местных Советов и исполняют полномочия их председателей, а главы администраций (сити-менеджеры) назначаются по конкурсу. Наглядный пример - город Владимир с главой Ольгой Деевой и сити-менеджером Андреем Шохиным.

Исключениями из этого правила были лишь города Ковров, Гусь-Хрустальный и Муром - там глав избирают всенародно, и они являются единоличными руководителями.

Во Владимирской области 127 муниципальных образований, изменения в законодательство затрагивают 106 из них (ровно столько в 33-ем регионе городских округов и сельских поселений).

Депутатам Законодательного Собрания о сути изменений в закон доложил председатель комитета администрации Владимирской области по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества Олег Леухин.

Leuhin.jpg

Леухин пояснил, что областное законодательство нуждается в корректировке из-за того, что 1 декабря 2015 года (то есть, ровно год назад) Конституционный суд Российской Федерации издал постановление, в котором указано, что в регионах часто, в трактовке Леухина, «злоупотребляют правом, или пренебрегают правом» предоставлять муниципальным образованиям различные альтернативные возможности избрания глав органов местного самоуправления (то есть, именно это сделали во Владимирской области два года назад).

«В связи с этим было определено, и по тексту, собственно говоря, документа, в мотивировочной части это красной нитью прошло, о том, что для сельских поселений необходимо предусматривать различные альтернативные варианты избрания главы как на прямых выборах, так и иным способом, определённым 131-ым законом [“Об общих принципах организации местного самоуправления”]. Городские поселения фактически также нуждаются в корректировке», - сказал Леухин.

Чиновник владимирского Белого дома особо подчеркнул, что областные законодатели не вправе указывать муниципалам на место глав в структурах местной власти. То есть, в городских и сельских поселениях они должны сами определить, как глава будет избираться, и каким органом он будет руководить - Советом депутатов или администрацией. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Уставы муниципальных образований.

Что же касается городских округов и муниципальных районов (их всего 21), то они по-прежнему, за исключением Коврова, Мурома и Гусь-Хрустального, будут избирать глав муниципалитетов из числа депутатов, а глав администраций (сити- и район-менеджеров) нанимать по конкурсу.

Олег Леухин пояснил, что округам и районам передан ряд государственных полномочий, поэтому здесь региональные власти вправе решать за муниципалов, как им избирать глав.

Единственным из депутатов Законодательного Собрания, кто высказался по данному вопросу стал заместитель председателя ЗС Анатолий Бобров.

Bobrov.jpg

Он сказал, что постановление Конституционного суда, на которое ссылался Леухин, было издано ровно год назад, и если бы к этой теме вернулись сразу после этого, то в сентябре 2016 года можно было бы провести выборы в ряде муниципалитетов по новой схеме.

Напомним, 18 сентября 2016 года параллельно с выборами депутатов Госдумы жители городских поселений Вязники, Судогда и Струнино избирали местные Советы. Кроме этого обновился депутатский корпус в 6 сельских поселениях Вязниковского района.

Анатолий Бобров предложил поправку в закон: всенародно избранные главы должны возглавить администрации городских и сельских поселений:

«Я проголосую за этот проект, не только нажму на кнопку, но и подниму две руки, если примете мою поправку. Предлагаю записать: «И возглавляет местную администрацию». А кто знает, кто в ФРГ президент? Вот [канцлера Германии Ангелу] Меркель все знают. Тот у кого деньги, финансы, аппарат — он должен быть всенародно избранным».

Высказывание Боброва про «деньги, финансы, аппарат» прокомментируем на примере Боголюбовского сельского поселения Суздальского района. Его главой является Иван Решетов, исполняющий полномочия на безвозмездной основе - он является директором местной школы. А главой администрации по конкурсу нанят Сергей Корнилов. За Решетова, как депутата поселкового Совета хоть кто-то из местных жителей, да голосовал. За Корнилова — только несколько членов конкурсной комиссии. А «деньги, финансы, аппарат» - не у Решетова, а у Корнилова.

Олег Леухин повторно напомнил Боброву, что региональным законодателям запрещено определять место главы в структуре представительных органов. Пусть сами депутаты в городских и сельских поселениях и решают.

Рискнём предположить, что с принятием изменений в региональное законодательство реальных изменений в организации власти на поселенческом уровне не произойдёт.