Муниципальная версия «ритуальных войн» на Улыбышевском кладбище

Заместитель директора муниципального казенного учреждения «Центр управления городскими дорогами» Сергей Ершов считает, что кто-то хочет выставить ситуацию так, будто муниципальное предприятие ЦУГД препятствует захоронениям
Новости Автор: 27 февраля, 10:30 2515

Заместитель директора муниципального казенного учреждения ЦУГД Сергей Ершов прокомментировал конфликтные ситуации, которые с начала 2025 года происходят на владимирском городском кладбище «Высоково» («Улыбышево»).

Напомним, в конце декабря 2024 года в действие вступило новое «Положение о погребальном деле на территории города Владимира». Документ подписан главой столицы Владимирской области Дмитрием Наумовым. Предыдущие подобные документы утверждались в 2014 и 2016 годах.

В начале 2025 года на кладбище произошел ряд инцидентов: похоронные процессии застревали в очередях перед недоразрытыми могилами, зафиксирован факт избиения сотрудника муниципального предприятия частными ритуальщиками. В соцсетях распространяются посты с критикой мэрии Владимира, МКУ ЦУГД и МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» за непрозрачность работы на кладбище по новым правилам, за выделение участков под могилы поздно утром, за запрет частникам копать землю экскаваторами, за хаотичный порядок захоронений, за уменьшение размера участка под захоронение, за отказы в захоронении. Стала распространяться информация, что Улыбышевское кладбище «прибрала к рукам» Москва.

Происходящее на кладбище Улыбышево стали называть «ритуальными войнами». Одни обвиняют муниципальные организации в желании прижать частных игроков похоронного бизнеса. Другие видят саботаж частников, их желание раздуть конфликт.

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ

Сергей Ершов пояснил Зебра ТВ, что захоронением умерших и оказанием ритуальных услуг во Владимире занимается МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» и более 20 частных компаний.

МКУ ЦУГД отвечает за уборку городских кладбищ, а также принимает заявления на захоронения, подзахоронения, установку памятников, оград и выдает разрешения на эти действия. В административных зданиях на кладбище находятся сотрудники ЦУГД.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛИ ОЧЕРЕДИ ИЗ ПОХОРОННЫХ ПРОЦЕССИЙ

По словам Сергея Ершова, очереди перед недокопанными могилами возникают из-за действий частных компаний. Набрав заказов, они назначают ряд похорон утром, не успев к этому времени подготовить ямы. Ершов предполагает, что, возможно, это делается нарочно, чтобы создать пробки, снять вирусное видео и кинуть камень в огород ЦУГД:

«К нам пришли люди, подали заявление. Просим предоставить земельный участок для захоронения родственников. Мы им предоставили, указали участок, ряд, место. С утра ритуальные агенты, землекопы подходят, им мастера показывают: вот ваш ряд, вот ваш участок, вот ваше место.

Кто-то хочет выставить ситуацию, что МКУ "ЦУГД" препятствует захоронениям. Хочу обозначить, что МКУ "ЦУГД" не ставит время, когда захоранивать умершего. ЦУГД ставит промежуток с 9 утра до 15 дня. Если частные агенты ставят, что у них захоронение будет в 10 часов утра и они не справляются с копкой к этому времени - какие могут быть вопросы к МКУ "ЦУГД"? Мы разрешение выдали, участок им показали: где копать — все, мы больше ответственности не несем.

Мы должны потом выйти и посмотреть, что захоронение состоялось, мы в разрешении отметили это, людям выдали удостоверение на это место. На этом наши полномочия кончаются.

У нас в Улыбышево от 10 до 20 захоронений ежедневно. И получается, что они в одно время всем назначают, и, конечно, там, ну, получается, как пробка. Конечно, скопление людей.

У нас одна частная компания есть - Бюро ритуальных услуг, у которой, ну, наверное, 70%, она копает могил, если не больше. Естественно, они не справляются».

Зимой ситуация осложняется замороженным грунтом. Сейчас проморозка земли составляет около метра. Копка могилы занимает 1,5-2 часа. При назначении времени похорон это нужно учитывать.

В ответ на обвинения авторов анонимных гневных постов на то, что ЦУГД поздно выделяет частникам участки под захоронения, Ершов ответил следующее:

«Как мы можем раньше, если у нас есть рабочий день? Никто с ними там в шесть утра не пойдет и не будет выдавать эти места. Рабочий день у нас с восьми, с девяти они могут приступать копать могилы».

КАК ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВОШЛО В ОСТРУЮ ФАЗУ

22 февраля конфликт на кладбище дошел до кулаков - был избит сотрудник муниципального предприятия, который задал вопрос о законности действий людей, копавших могилу. После этого были сорваны похороны.

«В субботу наш тракторист подошел к сотруднику частной компании, который копал трактором на новом кладбище. Он подошел, спросил: чем вы тут занимаетесь. Ответа не последовало, к нему подбежали четыре человека и начали его избивать. У него на лице синяки были. Все сотрудники МУПа разбежались. Все испугались. Их целый час потом собирали по кладбищу. Поэтому похороны задержались, возникла очередь», - рассказал Сергей Ершов.

ЗАЧЕМ ЧАСТНИКАМ РАСКАЧИВАТЬ ЛОДКУ?

По словам Ершова, частные похоронные компании устраивают провокации из-за нежелания работать по новым правилам:

«Потому нововведение есть, что надо теперь разрешение, мы не берем справки о смерти, потому что мы не можем по ним оформлять. У нас есть книга строгой отчетности, куда мы вносим все номера, свидетельства о смерти, также паспортные данные мы туда вносим. Раньше у них была свобода воли, ну, была анархия, делали все, что хотели.

Сейчас у нас все упорядочено. Если вам надо получить новое место, новое захоронение - вы даете паспорт, свидетельство о смерти, все. Никаких больше документов нет. Если оформляет агент, то доверенность от агента рукописная, не нотариальная, ничего сложного нет. Какие могут быть проблемы? Почему они не хотят в рамках закона двигаться?».

РАЗМЕР МОГИЛ НЕ ПРИХОТЬ, А РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНСТРОЯ

Ранее на Улбышево под родственное захоронение выделяли участок размером 2,2 на 2,2 метра. Согласно новому постановлению о владимирских кладбищах теперь будут выделять участок 2 на 2 метра. Такие параметры предписаны российским Минстроем еще 24 года назад. Заявления, что в ограду такого размера нельзя положить гроб человека, чей рост превышает 2 метра — безосновательные претензии не умеющих копать людей, заявил Сергей Ершов:

«У нас есть порядок действия, который в Минстрое еще с 2001 года. Там все четко прописано. Родственный участок земли должен быть не менее 2 на 1,80 метра. У нас 2 на 2. Два захоронения туда влазят спокойно. Через 20 лет еще два можем. Если гроб 2,10 или 2,20 или 2,30 - вскрывается могила два метра, делается снизу подбой и все туда спокойно залезает. В чем проблема? Если их землекопы не умеют копать могилы - эта проблема не наша.

Это было заведено давным-давно, это не какие-то новшества, сами землекопы специально вскрывают меньше, чтобы меньше земли вытаскивать оттуда».

Сергей Ершов дал пояснения по новым требованиям к установке оград и памятников:

«У многих вопросы возникают в пабликах, почему сейчас надо брать разрешения на установку надгробных сооружений. Разрешения должны были с 2008 года на ограды и памятники.

Заявление принесли и все, мы там тоже многого не просим. Мы не берем малые архитектурные формы - там крест, лавку, стол. Мы берем только вот большие памятники, гранитные, потому что сами люди их изготовить не могут. У нас есть лицензия на добычу ровных материалов. Сами люди их нигде не могут взять. И мы только можем посмотреть размеры этих и оград и памятников только в бланках строгой отчетности, где прописаны все размеры.

На ограду нужен только бланк строгой отчетности, они приносят нам, показывают, что она 2 на 2. Если сами ставят - пусть сами ставят. Если ставит сторонние фирмы - нужен бланк установки. В бланке строгой отчетности это все прописано. Он специализированной формы, где все прописано: размеры ограды, кто устанавливает, печати, росписи».

ПОЧЕМУ ЗАПРЕТИЛИ КОПАТЬ ЭКСКАВАТОРОМ?

Авторы гневных постов, обвиняющих МКУ ЦУГД и МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» в монополизации рынка, пишут что долбить промороженный песок теперь может только трактор муниципальной службы. А если частные ритуальщики пробуют использовать свою технику, дело заканчивается вызовом ГАИ. Поэтому частникам приходится копать землю вручную. Сергей Ершов пояснил, что все дело в санитарных нормах:

«У нас есть СанПиНы. В СанПиНах четко указано, что если идет механизированная или любая другая копка, весь инструмент должен обрабатываться после захоронения. У нас Спецкомбинат - он специализированная служба. Даже в постановлении прописано, что он может копать захоронение механизированным способом. Другие никто не может. Мы не можем отследить: прошли они сами обработку или не прошли. К десяти он выкопал могилу, а в двенадцать он уехал уже колодец копать или там фундамент. Это не по санитарным нормам. Вам было бы приятно, если бы он сначала копал могилу, а потом приехал вам колодец копать?»

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.