Конкурсы на вывоз мусора, вновь объявленные компанией «ВладЭкоТехПром Владимир», опять могут отменить. Сразу несколько фирм, работающих на региональном рынке работы с ТБО, подали жалобы в управление антимонопольной службы по Владимирской области. Первое заседание, назначенное по жалобе крупнейшего мусороперевозчика 33 региона — компании «УНР-17» - состоится уже завтра, 26 сентября.
Напомним, что процесс торгов серьезно стопорится уже во второй раз. Перевозчики считают, что новые условия, по которым им предлагают работать — вновь нерабочие.
Как поясняет юрист «УНР» Сергей Румянцев, в документах трех лотов (объявленных по количеству передаваемых в управление территорий) опять содержится масса пунктов, делающих невозможным участие в них здравомыслящих бизнес-структур.
Юрист самого крупного регионального мусорного бизнес-игрока обращает также внимание и на ряд других — существенных с его точки зрения моментов. При этом, он поясняет, что часть из них уже обсуждалась в ФАС в процессе первой процедуры оспаривания, но документы были вновь выставлены с теми же неоткорректированными проблемами. Речь, в частности, идет об учете объемов вывоза отходов:
Кроме того, Румянцев считает, что бизнес-структуры старательно уговаривают работать в соответствии с несуществующей схемой работы с отходами. По словам юриста, этот документ был разработан на перспективу и совсем не отражает реального движения существующих на сегодняшний день мусорных потоков. Как в таком случае действовать людям, подписавшим договоры с региональным оператором — непонятно:
При этом, несмотря на то, что до вступления в силу нового федерального закона о работе с отходами остается всего три месяца, Румянцев считает, что время доработать документы и уложиться в предложенные регионам сроки без нарушений — еще есть. Главное, по его словам, чтобы власть поняла, что нужно, наконец, наладить нормальный диалог с бизнесом:
В телефонном разговоре с Зебра ТВ директор компании «ВладЭкоТехПром Владимир» Сергей Семихатов сообщил, что готов прокомментировать позицию регионального оператора по конкретным жалобам после того, как состоятся все заседания ФАС - то есть, на следующей неделе.
При этом Семихатов, действия которого полностью регламентированы руководством 33 региона (напомним, что компания учреждена госструктурами и на 100% подотчетна, в частности, вице-губернатору Лидии Смолиной) дает понять, что в решении этого вопроса многое в ближайшее время будет зависеть от позиции нового руководства области и политической воли избранного главы региона Владимира Сипягина. По словам Семихатова, несмотря на то, что на уровне правительства никак не издадут постановление, позволяющее региональным властям корректировать утвержденные ранее территориальные схемы, эту работу можно начинать уже сейчас — не дожидаясь появления документа. Чтобы потом оперативно решить все накопившиеся в этой сфере проблемы и вопросы.
Напомним, что именно избранный губернатор Сипягин не так давно учредил экспертный совет при мусорном операторе, пообещав представителям бизнеса и жителям Владимирской области скорректировать работу администрации в этой сфере. Как неоднократно говорил Владимир Сипягин вовремя предвыборной кампании и уже после своего избрания, «мусорная тема» является одной из основных, которыми он планирует заняться в самое ближайшее время.
Идентичную с руководством «УНР-17» позицию занимает руководство другого регионального мусорного бизнес-игрока — компании «Спецтранс», успешно внедряющей в регионе работу по раздельному сбору мусора.
Что касается выставленной конкурсной документации, то, по мнению Сивкова, в настоящее врем власть ставит бизнес в совершенно неприемлемые условия:
«Конкурсная документация ставит в абсолютно кабальные условия перевозчиков. Выигравший лот перевозчик, по сути дела, рискует всем бизнесом. С одной стороны, нам говорят: «Пожалуйста, вы можете не заявляться». С другой стороны, если мы хотим сохранить бизнес, мы не можем в этом процессе не участвовать, потому что власть не оставила нам другого выбора. И мы, с одной стороны заявляемся на конкурс, а с другой — находимся с ними в споре.
Первое, что нам не нравится — это срок. Нам публично обещали, что срок договора будет не меньше пяти лет при заключении контракта. А по факту сейчас — один год. И при этом мы получаем какую-то фантастическую сумму банковской гарантии. По первому лоту это было 108 миллионов — у нас «Спецтранс» столько не стоит. А два любых предписания в связи с уборкой территории сразу приведут к тому, что с нашей компанией будет расторгнут контракт и вся работа по уборке этой территории будет покрыта просто за счет нашей банковской гарантии. То есть, мы в этой ситуации сильно рискуем, а они не рискуют ничем. И это при том, что они являются региональным оператором, а отвечаем за состояние области, получается, только мы. И второй момент. У регоператора на сегодняшний день совершенно не выстроены отношения с плательщиками. На носу — 1 октября, но он, по нашим данным, до сих пор ни у одной компании не запросил никаких данных, хотя он по идее уже должен контрактоваться, чтобы с 1 января начать собирать деньги. Но эта работа не ведется — нас это очень сильно настораживает».
В «Спецтрансе» удивлены тем, что региональный оператор определил подобные правила игры после продолжительных консультаций с региональными перевозчиками. По словам Сивкова, руководство "ВладЭкоТехПрома" заранее запрашивало все данные о состоянии рынка, условиях и тонкостях работы профильных компаний — особенностях и рисках ведения бизнеса, в итоге предложив настороживший всех вариант:
При этом в «Спецтрансе» не исключают, что если власть действительно в ближайшее время постарается выстроить с перевозчиками адекватный диалог, то шансы не продемонстрировать на фередеральном уровне мусорный коллапс и полную недееспособность в управлении отраслью — еще вполне реальные:
«Ситуация может превратиться в нормальную и рабочую, но для этого в оставшиеся три месяца нужно будет нормально поработать. Возможно, не стоило в первый год вообще не внедрять всю эту территориальную схему. А правильнее было бы региональному оператору с каждым перевозчиком заключить прямой договор. То есть, по сути в этом случае каждый просто остается при своем. Мы помогли бы им переконтрактоваться и помочь заключить зеркальные договоры. Всем бы было все понятно и в этой ситуации комфортно работать. А сам региональный оператор избавил бы себя от кучи проблем. А сейчас ему никто не хочет помогать.
Мы, например, готовы инвестировать в наше собственное предприятие — закупать оборудование и использовать новые технологии по работе с мусором, создавать рабочие места. Но как любому инвестору, нам нужны понятные правила игры. И второе, чтобы мы понимали, что это не короткий период, а долгий — от трех-пяти лет. А если будет понятный договор, что одни инвестируют, а другие обеспечивают понятные правила игры, то крупные игроки на это точно пойдут. И я знаю, что наши коллеги из Владимира, Коврова и так далее — готовы вкладываться в развитие. Но они хотят понимать правила игры и то, насколько долго государство готово их выдерживать. А, конечно, когда тебе предлагают заключить годовой с гигантскими рисками, ни о какой составляющей речи идти не может».
Антон Сивков рассказывает: считать, что при желании организовать в регионе современный процесс работы с отходами позволяет тот факт, что это в настоящее время это успешно удается целому ряду других территорий. Небольшая владимирская компания в последнее время все чаще становится успешным экспертом для других субъектов и городов РФ в сфере организации работы, связанной с раздельным сбором мусора: