«Мусорный процесс» вновь заморожен

За три месяца до вступления в силу нового федерального закона по работе с ТБО, региональный оператор так и не смог наладить отношения с местными игроками "мусорного бизнеса". Ситуация может измениться в зависимости от политической воли нового губернатора
Новости Автор: 25 сентября 2018, 20:53 7 6289

Конкурсы на вывоз мусора, вновь объявленные компанией «ВладЭкоТехПром Владимир», опять могут отменить. Сразу несколько фирм, работающих на региональном рынке работы с ТБО, подали жалобы в управление антимонопольной службы по Владимирской области. Первое заседание, назначенное по жалобе крупнейшего мусороперевозчика 33 региона — компании «УНР-17» - состоится уже завтра, 26 сентября.

Напомним, что процесс торгов серьезно стопорится уже во второй раз. Перевозчики считают, что новые условия, по которым им предлагают работать — вновь нерабочие.

Как поясняет юрист «УНР» Сергей Румянцев, в документах трех лотов (объявленных по количеству передаваемых в управление территорий) опять содержится масса пунктов, делающих невозможным участие в них здравомыслящих бизнес-структур.

«Во-первых, в документах нормально не прописан срок оплаты — то есть передачи денег от регоператора перевозчику. Этот момент привязан к подписанию акта оказанных услуг. И при этом, когда такой акт должен быть подписан регоператором или когда он может считаться подписанным — не установлено. А понимаете, что, если даже на месяц будет задержано подписание документов, перевозчик на законных основаниях ничего не получит. Регоператор сам решает, когда захочет заплатить. А для перевозчика поступление денег от регоператора станет теперь единственным источником дохода. И получается, что ему в любой момент могут устроить кассовый разрыв и как этом случае оплачивать бензин и покрывать прочие расходы, например, платить зарплату? И, по их правилам игры, сегодня это можно сделать на законных основаниях. В общем, такой срок не может быт привязан к событию, которое зависит от воли сторон», - говорит Румянцев

Юрист самого крупного регионального мусорного бизнес-игрока обращает также внимание и на ряд других — существенных с его точки зрения моментов. При этом, он поясняет, что часть из них уже обсуждалась в ФАС в процессе первой процедуры оспаривания, но документы были вновь выставлены с теми же неоткорректированными проблемами. Речь, в частности, идет об учете объемов вывоза отходов:

«Наш регоператор решил, что правительство, которое регламентирует этот вопрос своим постановлением, наверное, ошибается — что тоже возможно — и указывает, что будет платить деньги за фактический объем отходов. При этом надо понимать, что раз платят они — то они должны и считать каким-то образом этот фактический объем. То есть доказать, что этот объем на самом деле больше — практически невозможно. Потом, совершенно не указано, как считать потери, потому что на сегодняшний день правительство регулирует только объем мусора, накапливаемый в контейнерах, а у нас по области внушительный объем собирается бестарным способом. Что в этом случае делать?».

Кроме того, Румянцев считает, что бизнес-структуры старательно уговаривают работать в соответствии с несуществующей схемой работы с отходами. По словам юриста, этот документ был разработан на перспективу и совсем не отражает реального движения существующих на сегодняшний день мусорных потоков. Как в таком случае действовать людям, подписавшим договоры с региональным оператором — непонятно:

«В терсхеме актуальных потоков отходов нет. Этот документ предусматривает только перспективную картину работы — такой, какая она должна быть. И поэтому туда внесены несуществующие сортировки, несуществующие пункты перегрузки. А как только мы начнем возить, сразу выяснится, что мы эту схему нарушаем. И доказывай потом в суде, что их нет. Всем сегодня понятно, что эту схему потоков никто обеспечить не может. А так получается, что мы соглашаемся на кота в мешке. Потому что, после того, как мы подпишем предложенные документы, с нами может происходить все, что угодно. Кроме того, есть еще банковская гарантия (обеспечение контракта), которая в соответствии с предложенным документом, может быть списана практически за любое нарушение. А это, на сегодняшний день — 170 миллионов. А сами понимаете, получив в случае чего от каждого лота по 170 миллионов, можно самим уже и мусоровозы покупать, и возить самому»

При этом, несмотря на то, что до вступления в силу нового федерального закона о работе с отходами остается всего три месяца, Румянцев считает, что время доработать документы и уложиться в предложенные регионам сроки без нарушений — еще есть. Главное, по его словам, чтобы власть поняла, что нужно, наконец, наладить нормальный диалог с бизнесом:

«А так, они ждут пока им вынесут предписания, потом начинают исправлять — да и то не все. И речь идет еще о том, о каких именно сроках идет. На нужно приступить именно с 1 января — в новогодние праздники? Или хочется заранее что-то сделать и понять, как это работает?»
IMG_5309.jpgСергей Семихатов

В телефонном разговоре с Зебра ТВ директор компании «ВладЭкоТехПром Владимир» Сергей Семихатов сообщил, что готов прокомментировать позицию регионального оператора по конкретным жалобам после того, как состоятся все заседания ФАС - то есть, на следующей неделе.

При этом Семихатов, действия которого полностью регламентированы руководством 33 региона (напомним, что компания учреждена госструктурами и на 100% подотчетна, в частности, вице-губернатору Лидии Смолиной) дает понять, что в решении этого вопроса многое в ближайшее время будет зависеть от позиции нового руководства области и политической воли избранного главы региона Владимира Сипягина. По словам Семихатова, несмотря на то, что на уровне правительства никак не издадут постановление, позволяющее региональным властям корректировать утвержденные ранее территориальные схемы, эту работу можно начинать уже сейчас — не дожидаясь появления документа. Чтобы потом оперативно решить все накопившиеся в этой сфере проблемы и вопросы.

IMG_2198.jpgВладимир Сипягин

Напомним, что именно избранный губернатор Сипягин не так давно учредил экспертный совет при мусорном операторе, пообещав представителям бизнеса и жителям Владимирской области скорректировать работу администрации в этой сфере. Как неоднократно говорил Владимир Сипягин вовремя предвыборной кампании и уже после своего избрания, «мусорная тема» является одной из основных, которыми он планирует заняться в самое ближайшее время.

«Владимир Владимирович понимает, что это большая проблема. И думаю, что он подключится к решению этой проблемы в самое ближайшее время. Времени, действительно, осталось очень мало», - говорит Семихатов

Идентичную с руководством «УНР-17» позицию занимает руководство другого регионального мусорного бизнес-игрока — компании «Спецтранс», успешно внедряющей в регионе работу по раздельному сбору мусора.

«Сама по себе терсхема — достаточно непроработанная, в ней очень много грубых ошибок. Это первый момент. Все перевозчики об этом знают, и все готовы были власти помогать ее дорабатывать. Потому что нас много, а они — одни, и мы всегда готовы были их консультировать. Там есть несуществующие пункты — например, в соответствии с терсхемой перевалочная база должна быть в Тереховицах, хотя реально мусорный полигон — на Марьинке. А уж если мы говорим о том, что эта пункт не должен быть формальным, то база должна быть, наверное, в «УНРе» во Владимире, потому что эта компания имеет хорошие возможности для сортировки мусора и наверняка будет готова свои мощности дофинансировать - в том случае, если будет понимать, что с ней будут выстраивать отношения на нормальных условиях. Потому что ту идею, что все должно сортироваться, мы только приветствуем», - говорит директор «Спецтранса» Антон Сивков.

Что касается выставленной конкурсной документации, то, по мнению Сивкова, в настоящее врем власть ставит бизнес в совершенно неприемлемые условия:

«Конкурсная документация ставит в абсолютно кабальные условия перевозчиков. Выигравший лот перевозчик, по сути дела, рискует всем бизнесом. С одной стороны, нам говорят: «Пожалуйста, вы можете не заявляться». С другой стороны, если мы хотим сохранить бизнес, мы не можем в этом процессе не участвовать, потому что власть не оставила нам другого выбора. И мы, с одной стороны заявляемся на конкурс, а с другой — находимся с ними в споре.

Первое, что нам не нравится — это срок. Нам публично обещали, что срок договора будет не меньше пяти лет при заключении контракта. А по факту сейчас — один год. И при этом мы получаем какую-то фантастическую сумму банковской гарантии. По первому лоту это было 108 миллионов — у нас «Спецтранс» столько не стоит. А два любых предписания в связи с уборкой территории сразу приведут к тому, что с нашей компанией будет расторгнут контракт и вся работа по уборке этой территории будет покрыта просто за счет нашей банковской гарантии. То есть, мы в этой ситуации сильно рискуем, а они не рискуют ничем. И это при том, что они являются региональным оператором, а отвечаем за состояние области, получается, только мы. И второй момент. У регоператора на сегодняшний день совершенно не выстроены отношения с плательщиками. На носу — 1 октября, но он, по нашим данным, до сих пор ни у одной компании не запросил никаких данных, хотя он по идее уже должен контрактоваться, чтобы с 1 января начать собирать деньги. Но эта работа не ведется — нас это очень сильно настораживает».

В «Спецтрансе» удивлены тем, что региональный оператор определил подобные правила игры после продолжительных консультаций с региональными перевозчиками. По словам Сивкова, руководство "ВладЭкоТехПрома" заранее запрашивало все данные о состоянии рынка, условиях и тонкостях работы профильных компаний — особенностях и рисках ведения бизнеса, в итоге предложив настороживший всех вариант:

«Мы все вместе с регоператорами прорабатывали условия конкурсов. И мы их подготовили совместно с регоператором. И это были те условия, которые устраивали всех. Но на торги почему-то выставили совершенно другие условия. И это было для всех шоком. То есть, они собирали с нас информацию, общались, консультировались, иногда нас собирали — в полном составе или не в полном. Но так или иначе, мы понимали как выстраивается работа. Понятно, что «УНР» в этом смысле были хедлайнерами — на их базе отрабатывалась система в Камешковском и Суздальском районах. И все так или иначе в этот момент понимали, что это будут нормальные условия для бизнеса — маленького судогодского или большого владимирского. А по факту мы получили абсолютно кабальные и бесправные условия конкурсов, в соответствии с которыми можно любой бизнес можно уничтожить в течение года. При этом мы остаемся с гигантской дебиторской задолженностью и без денег. Потом — цена вопроса. На наш взгляд стоимость могла бы быть чуть повыше — процентов, может быть, на 10-15. А сейчас это либо просто властный популизм, либо — какая-то мина замедленного действия. Потому что вряд ли стоит считать, что в Петербурге или на Урале люди дураки, и по этой причине немного по другой цене возят».

При этом в «Спецтрансе» не исключают, что если власть действительно в ближайшее время постарается выстроить с перевозчиками адекватный диалог, то шансы не продемонстрировать на фередеральном уровне мусорный коллапс и полную недееспособность в управлении отраслью — еще вполне реальные:

«Ситуация может превратиться в нормальную и рабочую, но для этого в оставшиеся три месяца нужно будет нормально поработать. Возможно, не стоило в первый год вообще не внедрять всю эту территориальную схему. А правильнее было бы региональному оператору с каждым перевозчиком заключить прямой договор. То есть, по сути в этом случае каждый просто остается при своем. Мы помогли бы им переконтрактоваться и помочь заключить зеркальные договоры. Всем бы было все понятно и в этой ситуации комфортно работать. А сам региональный оператор избавил бы себя от кучи проблем. А сейчас ему никто не хочет помогать.

Мы, например, готовы инвестировать в наше собственное предприятие — закупать оборудование и использовать новые технологии по работе с мусором, создавать рабочие места. Но как любому инвестору, нам нужны понятные правила игры. И второе, чтобы мы понимали, что это не короткий период, а долгий — от трех-пяти лет. А если будет понятный договор, что одни инвестируют, а другие обеспечивают понятные правила игры, то крупные игроки на это точно пойдут. И я знаю, что наши коллеги из Владимира, Коврова и так далее — готовы вкладываться в развитие. Но они хотят понимать правила игры и то, насколько долго государство готово их выдерживать. А, конечно, когда тебе предлагают заключить годовой с гигантскими рисками, ни о какой составляющей речи идти не может».

Антон Сивков рассказывает: считать, что при желании организовать в регионе современный процесс работы с отходами позволяет тот факт, что это в настоящее время это успешно удается целому ряду других территорий. Небольшая владимирская компания в последнее время все чаще становится успешным экспертом для других субъектов и городов РФ в сфере организации работы, связанной с раздельным сбором мусора:

«Мы недавно были в Москве, в Иваново и в Туле на встречах, организованных на федеральных площадках — там наш опыт показался достаточно интересным в плане работы с раздельным сбором мусора и с его дальнейшей обработкой. И, судя по проявленному интересу, люди, которые в этом реально заинтересованы, аккумулируют этот опыт у себя в голове и потом эту историю начинают внедрять. В всяком случае в ряде подмосковных территорий — в том числе в городе Долгопрудный — все пошло на ура. И там это на уровне муниципалитетов все активно поддерживается. Сейчас к нам приезжает очень много ребят из других регионов — Питер, Ярославль, Калуга - чтобы посмотреть, как все это устроено. Это интересно в том смысле, что наш спецтрансовский опыт показал, что раздельным сбором можно успешно заниматься и не с гигантским количеством инвестиций. То есть, даже без больших денег при грамотном подходе сегодня можно внедрить раздельный сбор мусора, организовать его переработку и продать конечный продукт».