Ненадежный регион

Владимирской области присвоили «низкий уровень экономической надежности». В регионе зафиксирован спад в производстве и сельском хозяйстве, а также убыль населения и отток рабочей силы
Новости Автор: 23 апреля 2018, 15:22 37 17990

Эксперты продолжают огорчать команду губернатора Орловой накануне приближающихся выборов главы Владимирской области. Анализ экономической надежности регионов Центральной России свидетельствует о серьезных проблемах 33 региона. Владимирская область отнесена в группу проблемных регионов с присвоением «низкого уровня надежности».

Исследование проведено «Агентством региональных социально-экономических проектов» и опубликовано на портале «Экономика Черноземья и жизнь регионов». Эксперты оперируют открытыми данными статистики за 2017 год с пересчетом показателей на душу населения и в сравнении с предыдущим годом.

Стоит отметить, что Владимирская область проваливается далеко не по всем параметрам - практически на каждый «минус» находится свой небольшой «плюс». Но в целом картина выходит совсем не радужной.

Успокаивает, что из 17 областей Центральной России в «проблемной группе» вместе с Владимирской областью оказались еще и Тверская, Брянская, Костромская и Смоленская области. А два области - Орловская и Ивановская - вообще, отнесены в группу регионов стратегического отставания с «неудовлетворительным уровнем надежности».

ИНВЕСТИЦИИ

Объем инвестиций в основной капитал во Владимирской области в 2017 году вырос на 10,8% по сравнению с 2016 годом и составил 57,3 тысячи рублей на душу населения. Более высокий прирост инвестиций в процентах показала только Рязанская область — плюс 22% к уровню 2016 года. Зато в абсолютных цифрах Владимирская область далеко не в лидерах — всего 79,6 миллиарда рублей инвестиций. Например, в Московской области инвестиции составили 678 миллиардов, в Воронежской области - 294 миллиарда, в Белгородской области — 139 миллиардов. А в пересчете на душу населения инвестиции меньше только в Ивановской, Брянской и Костромской областях.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Индекс промышленного производства во Владимирской области уже который год остается на уровне статистической погрешности — 0,3%. А например, в Московской, Калужской и Ярославской областях промышленность за 2017 год выросла на 12-13%. В Белгородской, Воронежской, Костромской и Тульской областях промышленность выросла за прошлый год на 5-6%. И лишь в Ивановской и Орловской областях индекс промпроизводства оказался отрицательным.

Спад во Владимирской области произошел за счет обрабатывающей промышленности — минус 0,3%. Ситуацию сбалансировал рост индекса в добыче полезных ископаемых (плюс 8,8%) и в сфере обеспечения электрической энергии и газом (плюс 3%).

СТРОИТЕЛЬСТВО

Динамика строительства жилых домов, несмотря на предбанкротное состояние многих крупных компаний, в 2017 году еще дало весомый плюс состоянию экономики Владимирской области. В регионе возведено 695 тысяч квадратных метров жилья. Это рост в 6% к результатам 2016 года. Более высокими темпами строительства жилья могут похвалиться только Калужская и Тверская области (по 17%) и Тульская область (11%). Правда, в абсолютных цифрах Владимирская область по количеству построенных квадратных метров жилья ближе к аутсайдерам.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аграрная отрасль Владимирской области в 2017 году продемонстрировала самое серьезное снижение не только по отношению к результатам 2016 года, но и по сравнению с другими регионами Центральной России. Согласно данным официальной статистики, сельское хозяйство 33 региона стремительно деградирует на фоне бравурных заявлений губернатора Орловой о том, что «село у нас поперло».

Падение индекса производства продукции сельского хозяйства во Владимирской области составил 9,7%. Это самый худший результат среди всех регионов ЦФО. Даже у такого аграрного аутсайдера, как Костромская область, падение составило лишь 8%. А вот почти все остальные области Центральной России на те же самые 9%, что упала Владимирская область, выросли в аграрном секторе.

Из видов сельхозпроизводства самое катастрофическое падение во Владимирской области зафиксировано в растениеводство - минус 16%. Животноводство упало не так сильно - минус 3,4%.

ЗАРПЛАТЫ

По уровню среднемесячной начисленной зарплаты Владимирская область показала рост в 4% к уровню 2016 года. И это самая высокая динамика роста зарплат среди регионов Центральной России. У наших соседей зарплаты за год выросли в среднем на 2%. Но вот в абсолютных цифрах заработок жителей Владимирской области, увы, далеко не самый высокий - в среднем всего 27,8 тысячи рублей. Например, в Калужской области средняя зарплата — 33,8 тысячи рублей, в Московской области - 46,6 тысячи рублей, В Тульской области — 31,3 тысячи рублей, в Ярославской области — 30,5 тысячи рублей. Ниже чем во Владимирской области зарплаты в Брянской области — 24,3 тысячи рублей, Ивановской — 23,1 тысячи рублей, Костромской области 24,2 тысячи рублей.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Владимирская область вымирает вместе со всей Центральной Россией. И делает это достаточно высокими темпами. Если в 2016 году коэффициент убыли населения во Владимирской области составлял -5,3, то в 2017 году стал уже -6. Стремительней нас вымирают Ивановская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская и Тульская области. А вот оставшиеся 10 регионов ЦФО сокращают численность своего населения не такими стремительными темпами.

Гораздо заметная убыль во Владимирской области среди трудовых мигрантов. С одной стороны - гастарбайтеры в социальном и криминальном плане, как правило, добавляют напряженности. А с другой стороны - это важный экономический маркер. Едут туда, где есть работа и за нее платят нормальные деньги. А оттуда, где нет работы или за нее не платят - бегут.

Владимирская область вышла в лидеры по бегству трудовых мигрантов. Если в 2016 году из региона уехало всего 276 гастарбайтеров, то в 2017 году Владимирскую область покинуло уже 2853 законных трудовых мигранта. Больше, чем из Владимирской области мигранты уезжают только из Тверской области. А в 9 из 17 областей Центральной России наблюдается даже миграционный прирост, потому что экономике требуются дополнительные рабочие руки.