Администрация Владимирской области приняла решение помогать муниципалитетам дешевыми деньгами. Схема распределения средств примерно такая же, какую применяет федеральный центр по отношению к регионам: коммерческие кредиты заменяются бюджетными, а в обмен на это муниципалитеты попадают под финансовый контроль областной власти.
За последний год на помощь самым закредитованным муниципалитетам бюджет Владимирской области направил около 1,1 миллиарда рублей. Деньги получили, в первую очередь, города и районы с самой большой кредиторской задолженностью, гасить которую предстояло в 2018 и 2019 годах.
«Только в этом году мы освободили муниципальные бюджеты от возврата коммерческих кредитов на 700 миллионов рублей — эти деньги они просто должны были отдать коммерческим банкам и еще заплатить 120 миллионов процентных расходов. Мы их освободили от этой беды. А, прямо скажем, для них это беда: у них зачастую просто денег нет. И они опять бежали в коммерческий банк, и тот с удовольствием давал им новый кредит, но уже под более высокий процент. Так и растет этот долговой ком. Мы лишили банки этой возможности использовать муниципальные бюджеты, мягко говоря, в своих интересах.
Если уже в прошлом году на эту дату в объеме муниципального долга — а он был в районе 3 миллиардов рублей — 72% были коммерческие кредиты, то на сегодня он серьезно сократился. А объем коммерческих кредитов стал ниже 40% - то есть, вдвое. Причем срок возврата всех кредитов теперь наступает уже после 2020 года. А это значит, что мы расчистили им не только 2018, но и 2019 год. Кстати, мы единственный субъект России, который пошел по этому пути. А все потому, что мы не имеем коммерческого долга и имеем такую возможность. Это бюджетная политика уже в области межбюджетных отношений, которая была реализована, в том числе и во втором полугодии прошлого и первом полугодии этого года, которая дала вот такие результаты. Итог: и муниципальные образования тоже не имеют своих неисполненных расходных бюджетных обязательств на сегодняшний день», - рассказал вице-губернатор Владимирской области Вячеслав Кузин.
По словам главного финансиста владимирского Белого дома, значительные финансовые вливания получили, например, Вязниковский район и город Гусь-Хрустальный. У этих муниципалитетов размер долга составляет более 50% всех средств бюджета — в настоящее время коммерческие долги превращены в бюджетные заимствования.
Вице-губернатор Вячеслава Кузина говорит, что, несмотря на то что меры по спасению экономической ситуации в муниципалитетах приняты, к местному руководству есть серьезные вопросы - муниципалы очень неэффективно используют свою «кормовую базу», зачастую неграмотно прогнозируя соотношение доходов и расходов и получая на выходе неисполненные бюджетные обязательства:
Вячеслав Кузин уточняет, что администрация Владимирской области раздает кредиты не по принципу «люблю — не люблю», а на основании четкой методики:
Курирующий финансовые вопросы вице-губернатор отметил, что проблемы с закредитованностью в коммерческих банках решены также и в городе Владимире:
Вице-губернатор Кузин пояснил, что пойти на такой шаг руководству региона помогла собственная выверенная бюджетная политика - у областного бюджета сейчас нет коммерческих кредитов, просрочек по платежам и невыполненных финансовых обязательств:
«Мы не имели и не будем иметь в ближайшем будущем коммерческих заимствований. Банки с удовольствием предлагают деньги в бюджеты. Даже к губернатору приходил тут один из ведущих банков: «Возьмите 10 миллиардов». Мы говорим: «Кредитуйте реальный сектор экономики». Они: «Понимаете, они же могут не вернуть, у них может быть все, что угодно. А бюджет: куда вы денетесь? Из бюджета мы всегда у вас заберем». Такой вот подход. Но мы не будем конкурировать с реальным сектором экономики. Будем жить по средствам — не будем в долг жить у будущих поколений.
А банки вынуждены идти на смягчение своей кредитной политики, потому что они в этом случае терпят убытки (это показатель работы их эффективности, за который их головные конторы тоже очень серьезно стригут), поэтому это тоже элемент политики. А когда какие-то субъекты неразумно пользуются коммерческими кредитами — они, на самом деле, занимают их с реального сектора, который им же должен платить налоги. А мы не создаем этих проблем — это наша особенность.
И бюджетный долг у нас весь реструктурирован до 2034 года. Он у нас на сегодня чуть больше 4 миллиардов, процентные расходы, вообще, ничто, они близки к 1/1000%. То есть, 4-5 миллионов рублей — это все процентные расходы, которые мы платим по году. Такого низкого долга и таких низких процентных расходов в ЦФО точно ни у кого нет. По Российской Федерации у нас где-то 4-6 место».
У раздачи муниципалитетам бюджетных кредитов есть и обратная сторона. Власти городов и районов, которые по закону независимы от руководства области, после получения бюджетных заимствований попадают в прямую зависимость от владимирского Белого дома. И это повторяет федеральный сценарий: к пользованию дешевыми деньгами прилагается жесткий внешний финансовый контроль:
«По Конституции они не входят в систему государственной власти — они полностью самостоятельны в своей бюджетной и налоговой политике. Но когда эта самостоятельность приводит к таким вот последствиям — страдать будут люди. И, безусловно, мы вмешиваемся в эти процессы и стараемся на них тоже влиять.
Соглашаясь на получение бюджетного кредита, они сегодня не имеют права нарушать законодательство о дефиците — то есть, принимать расходные обязательства, превышающее доходные источники, это первое.
Во-вторых, они не имеют права тратить на содержание своих органов власти больше нормативов, утвержденных нашим законодательством, даже если это Владимир. Еще они не могут нарушать предел долга и наращивать долг, а теперь могут только снижать этот долг, если идут на эту схему. Таким образом, мы опять работаем на будущее, чтобы эта проблема не возникла вновь: чтобы этот пресс долговой только ослаблялся, а ни в коем случае не возрастал. Муниципалитеты на эти условия могут не согласиться, но тогда — извините».
Вице-губернатор Вячеслав Кузин подчеркнул, что бюджет Владимирской области с опережением рассчитывается с муниципалитетами и по своим финансовым обязательствам, опираясь в своих решениях не на букву закона, а учитывая реальное положение вещей:
«В этом году мы уже перечислили 11 миллиардов рублей или 54% от всех запланированных средств — то есть, чуть вперед рассчитались с ними. Все это делается для того, чтобы и там не было той проблемы, о которой я говорю — то есть, неисполненных бюджетных обязательств.
От этого зависит подготовка на муниципальном уровне в зимних условиях: если они этого не сделают летом, потом, извините, поздно будет плакать по волосам, когда голова будет потеряна.
Транспортный налог платится в последнем квартале года. Но кому в декабре нужны эти деньги? Зимой дороги не делают — дороги делают летом».