На январском заседании Законодательного Собрания Владимирской области депутатское большинство «Единой России» при поддержке фракций «Справедливая Россия» и КПСС сняло с городов и районов полномочия по обращению с безнадзорными животными, переданные им в 2015 году. Закон под названием «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Владимирской области отдельных государственных полномочий Владимирской области» был разработан единороссами Дмитрием Рожковым и Александром Цыганским. Губернатор Владимирской области Владимирской области Владимир Сипягин прислал отрицательное заключение на законопроект, так как, по его мнению, в его принятии нет необходимости, и, более того, документ противоречит федеральному законодательству. Против инициативы единороссов также выступили депутаты от ЛДПР и КПРФ.
В самом начале заседания депутат от ЛДПР Вячеслав Александров предложил исключить законопроект из повестки дня, но большинство его не поддержало.
Поясним, что обращение с безнадзорными животными — их отлов и передержка — входит в полномочия региональных властей. Но закон позволяет передавать эти полномочия на уровень муниципалитетов при условии выделения из областного бюджета субвенций на выполнение необходимых мероприятий. Работы по отлову бездомных кошек и собак выполняют сторонние организации на основании муниципальных контрактов, а передержкой занимаются приюты, которых в регионе катастрофически не хватает. И именно здесь возникла проблема: главы органов местного самоуправления с 2015 года постоянно жаловались на то, что в соглашениях с департаментом ветеринарии Владимирской области указаны расценки на эти работы ниже рыночных, что приводит к тому, что потенциальные подрядчики не заявляются на участие в торгах. Соответственно, бюджетные деньги не осваиваются. В частности, по итогам 2020 года муниципалитеты потратили менее 25% средств, направленных им на обращение с безнадзорными животными.
На 2021 год и плановый период 2022-2023 годов общий объём субвенций из областного бюджета муниципалитетам на мероприятия по обращению с бездомными собаками и кошками составляет 51,66 миллиона рублей, то есть по 17,22 миллиона рублей в год на всех.
Ассоциация муниципальных образований Владимирской области (в неё входят главы 5 городов и 16 районов) обратилась в ЗакСобрание с просьбой снять с муниципалитетов обязанности по обращению с безнадзорными животными, так как они не в состоянии их исполнить из-за недостаточного финансирования. Прозвучало, что, например, в Нижегородской области расценки в 2-4 раза выше.
Противники этой идеи пытались убедить муниципалов, что те могли бы добавить средства местных бюджетов на осуществление этих полномочий, на что им ответили, что это невозможно по закону — полномочия передаются либо со 100-процентным финансированием, либо не передаются вообще. Впрочем, если объёмы субвенций будут пересмотрены в сторону увеличения, то муниципалитеты могут пересмотреть своё отношение к работе с безнадзорными животными.
Если губернатор Владимир Сипягин не подпишет закон, то депутаты, скорее всего, пойдут на преодоление вето.
Расшифровка (с незначительными сокращениями) дискуссии по вопросу о том, в чьи полномочия должны входить отлов бездомных собак и кошек, а также их содержание в приютах.
Дмитрий Рожков, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
Как показала правоприменительная практика, при осуществлении государственных полномочий [в сфере обращения с безнадзорными животными] у органов местного самоуправления возникают трудности. Средняя стоимость услуг, которая используется для расчета объема субвенций и утверждается департаментом ветеринарии, значительно ниже реальной рыночной стоимости услуг.
-
Самое главное: на территории области нет приютов, отвечающих требованиям нового федерального закона об ответственном обращении с животными.
-
Проектом закона мною внесены две согласованные поправки. Поправки носят технический характер. Прошу поддержать нашу законодательную инициативу.
Сергей Казаков, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:
- А эти две согласованные поправки с кем согласованы? С губернатором?
Дмитрий Рожков:
- С комитетом [Законодательного Собрания Владимирской области по аграрной политике, природопользованию и экологии].
Сергей Казаков:
- Сейчас, если мы прекратим эти полномочия [органов местного самоуправления], то мы сейчас берем на себя ответственность - вы, я, Владимир Николаевич [Киселёв] уважаемый, то есть мы, областная власть вместе с губернатором, конечно, берем на себя ответственность за всех тех бездомных животных, да? С этого момента, как только мы примем закон и опубликуем. Это так? Мы будем отвечать с вами?
Дмитрий Рожков:
- Не мы с вами, а исполнительные органы.
Сергей Казаков:
- А, вы хотите уйти в сторону.
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Вопросы задаём!
Сергей Казаков:
- А я и задаю вопросы! Мне отвечают, я доволен. А нельзя нам с вам как-то законодательно нормативы [расценок] увеличить на отлов собак? Ведь главная проблема, я так понял, в этом. Сегодня не рыночные, как вы говорили в своем докладе, нормативы. Нельзя их как-то увеличить законом, как мы дорожный фонд взяли и муниципалитетам передали?
Владимир Киселев:
- Законодательно нельзя - мы с вами вторгнемся в полномочия исполнительной власти.
Сергей Казаков:
- А кто все-таки сейчас возьмет на себя ответственность после принятия закона за то, чтобы собаки не бегали по нашей Владимирской области любимой?
Дмитрий Рожков:
- Главный распорядитель бюджетных средств - департамент ветеринарии Владимирской области.
Сергей Казаков:
- А у него есть, на ваш взгляд, возможность этой деятельностью сегодня заниматься? У них хватит финансов и всего необходимого?
Дмитрий Рожков:
- Да, они могут. Вы знаете, что в каждом муниципальном образовании у департамента ветеринарии есть свои подразделения, есть ветеринарные врачи, есть свои учреждения. Поэтому в рамках уже этой разветвленной сети по муниципалитетам, пожалуйста, надо расширяться и строить приюты [для безнадзорных животных] в соответствии с федеральным законом
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Я думаю, что вы в курсе того, что практически все регионы Центрального федерального округа [ЦФО] и все наши соседи, в общем-то, передали эти полномочия на уровень органов местного самоуправления. С чем связано, что мы по сути будем единственным регионом в ЦФО, который оставляет эти полномочия на уровне областной администрации в полном объеме? С чем это связано? Почему мы хотим так отличиться?
Дмитрий Рожков:
- Мы не хотим отличиться. Мы анализировали практику других регионов. Посмотрели, какие там расценки. Расценки в других регионах, в Нижегородской, Московской, Ивановской областей и других областей ЦФО, о которых вы сказали, значительно выше наших расценок, которые заложены в новом бюджете.
Шамиль Хабибуллин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Как вы прокомментируете статьи Гражданского кодекса, что к полномочиям органов местного самоуправления по обращению с безнадзорными животными относится содействие розыску собственника животного и остальные полномочия? Как это теперь у нас будет регулироваться? Согласно положению статей 230, 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления по обращению с безнадзорными домашними животными относятся содействие розыску собственника животного, содействие передаче, задержанию животного для временного содержания лицами, имеющими необходимые условия, содержание и использование животного, поступившего в муниципальную собственность и так далее. Как вы видите реализацию вашей инициативы, если по федеральному законодательству, это относится к полномочиям органов местного самоуправления?
Дмитрий Рожков:
- К полномочиям органов местного самоуправления это не может относиться...
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Уважаемые коллеги! Большая просьба не путать Гражданский кодекс и законодательство об обращении с безнадзорными животными. По нормам Гражданского кодекса, любая безнадзорная вещь, будь то чемодан, кем-то оставленный на вокзале или, к сожалению, если чье-то животное оказалось без надзора, то граждане могут эту вещь или это животное передать либо в полицию, либо в органы местного самоуправления. Это норма Гражданского кодекса давно действует и никто ее не оспаривает. А в данном законопроекте идет речь об обращении с безнадзорными животными, поэтому не надо, пожалуйста, нас всех вводить в сумятицу.
Вячеслав Александров, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция ЛДПР):
- Как юрист юриста хочу спросить вас, [Дмитрий Анатольевич Рожков]. У нас обращение с безнадзорными животными регулируется областным законом №54-ОЗ, принятым 8 мая 2015 года. Данный законопроект был принят на основании принятого федерального закона №131-ФЗ [«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»], статьи которого 14.1 и 16.1 гласят, что [в подобных случаях] органы местного самоуправления имеют право использовать собственные материальные ресурсы. То есть ваш ответ по поводу, что расценки [на мероприятия по обращению с безнадзорными животными] невысокие, или еще что-то, они [органы местного самоуправления] в праве выделить [дополнительные средства] из местного бюджета… Вас не смущает, что отмена областного закона №54-ОЗ будет прямо противоречить федеральному закону №131-ФЗ? Вас ничего не смущает?
Связь с Дмитрием Рожковым прервалась.
Евгений Рычков, глава округа Муром, председатель Ассоциации муниципальных образований Владимирской области:
-
Формально авторами данного законопроекта являются депутаты Рожков и Цыганский, но 100% глав органов местного самоуправления-членов Ассоциации муниципальных образований поддерживают его принятия, и во многом даже инициировали его разработку, и просят принять сразу в двух чтениях.
-
У нас эти полномочия [по обращению с безнадзорными животными] являются исключительно полномочиями субъекта [Российской Федерации]. Так прописано в федеральном законодательстве, поэтому здесь никаких разночтений быть не может.
-
Что касается гражданских правоотношений, то они регулируют отношения имущественные, отношения собственности. Если у вас корова ушла, то кому теленок принадлежит? Это я как юрист юристам рассказываю. Поэтому давайте не будем путать административные и имущественные отношения.
-
Что касается позиции Ассоциации муниципальных образований Владимирской области, мы хотели бы, чтобы в области была создана система обращения с безнадзорными животными. Конечно, эту систему должен создавать департамент ветеринарии Владимирской области области. Вся ситуация, которую мы сегодня имеем, вызвана тем, что такая система не создана. Полномочия муниципалитетам передали без финансового обеспечения, поэтому мы еще в ноябре прошлого года проводили слушания, где присутствовали все заинтересованные стороны.
-
На том собрании мы высказали свою позицию, просили департамент [ветеринарии] предложить нам систему, в которой были бы понятны роли муниципалитетов и администрации области, чтобы можно было работать и никаких революций не устраивать. К сожалению, до сих пор никакого видения нам предложено не было. Никаких мер по исправления ситуации также не было предложено.
-
Поэтому мы бы хотели сегодня эти полномочия передать тому, кому они принадлежат вместе с правами и ответственностью по федеральному законодательству - департаменту ветеринарии Владимирской области. Я думаю, это простимулирует их в ближайшее время систему разработать в этой сфере. А муниципалитеты готовы помогать и работать вместе [с областными властями]. Но эта ситуация длится уже годами - каждый год нас просят подождать еще годик, и говорят «а потом мы что-нибудь придумаем». Только мы соглашаемся, об этом сразу забывают. Это, к сожалению, нетерпимо. Нетерпимо не потому, что мы работать не хотим или отказываемся что-то делать...
-
Система вообще не работает. Большинство торгов [на осуществление мероприятий по обращению с безнадзорными животными] по муниципалитетам вообще не состоятся, потому что никто не хочет в них участвовать, так как [недостаточное] финансовое обеспечение приводит к тому, что никто не выходит на эти подряды.
-
Я просил департамент ветеринарии собрать всех потенциальных подрядчиков. Официально собрать на круглый стол, запросить у них финансовую и организационную позиции, чтобы потом заложить их в соглашения [между департаментом ветеринарии и муниципальными образованиями]. Мы же ничего не просим для себя - мы готовы работать, только организуйте все это [по-нормальному]. За три месяца ничего не сделано совсем.
-
Мы просим депутатов поддержать законопроект.
Вячеслав Александров:
-
Я прочитал ваше письмо, которое вы направили от Совета муниципальных образований Владимирской области с формулировкой, что сумма субвенций не позволяет в полном объеме выполнять свои полномочия.
-
Но я напомню, что есть федеральный закон №131-ФЗ, и там есть статьи 14.1 и 14.16, которые говорят о том, что вы можете использовать собственные материальные ресурсы для увеличения объема финансирования, чтобы исполнять эти полномочия. Я задал вопрос и Роману Валерьевичу [Кавинову], и вам сейчас могу задать тот же самый вопрос. Отмена данного областного закона №54-ОЗ прямо противоречит федеральному закону №131-ФЗ, насколько это обосновано? И, как вы считаете, правильно ли это, что мы будем идти в противоречие федеральному закону?
Евгений Рычков:
-
У нас есть общие правила для передачи полномочий с одного уровня власти на другой, одним из которых является стопроцентное обеспечение их финансирования. Нельзя вам передать полномочия с учетом того, что вы будете сами доплачивать. Если завтра Российская Федерация передаст какие-либо полномочия на уровень области и попросит доплатить, как вы к этому отнесетесь? Я думаю, что вряд ли позитивно. Поэтому это будет нарушение.
-
Я вам больше скажу: муниципалитеты исполняют десятки полномочий субъекта, ЗАГС, и прочее, где вопросов не возникает. Почему? Потому что все отрегулировано и мы четко понимаем, сколько и на что мы тратим. Если вы сейчас говорите о том, что мы должны муниципальные деньги тратить на это, так и скажите, что доплатите сами и сами проблему решите. И мы сами решаем по большому счету [вопросы по обращению с безнадзорными животными]. Просто эта система уже годами длится. Она возмутительна тем, что ответственный орган — департамент ветеринарии - никак не реагирует на эту ситуацию. Его устраивает такая ситуация: полномочия передали, ответственность с себя они сняли полностью. А муниципалитеты становятся в такую позу, в которой они подписывают соглашение, уже заранее заведомо являясь нарушителями, так как они смогут выполнять переданные им полномочия. Поэтому записывать в норму, что мы можем доплачивать деньги за это все, является нарушением законодательства, а не то, что муниципалитеты не хотят доплачивать бюджетные деньги местные.
Вячеслав Александров:
- Отсутствуют заявки от органов местного самоуправления на финансовое обеспечение мероприятий по данному закону. Может быть, это не касается лично города Мурома и вас, может быть, это касается каких-то других муниципальных образований, но тем не менее. Мы говорим сейчас о низком финансировании, мы говорим о невозможности исполнения обязанности, о ваших предложениях по созданию каких-то нормативных актов, которые позволят исполнять областной администрации эти полномочия, но есть факт — отсутствие заявок [от муниципалитетов] на финансовое обеспечение мероприятий [по обращению с безнадзорными животными]. Как мы можем говорить, что нет финансирования, если даже заявок от муниципалитетов нет?
Евгений Рычков:
-
Смотрите, как система работает. Мы подписываем соглашение о субвенциях. Там указана сумма. Дальше мы должны на конкурсе разыграть, и если по тем параметрам, которые в соглашении заданы, в том числе до 1 января это были конкретные суммы, которые мы должны заложить на одного животного.
-
Если ни один подрядчик не выходит на этот контракт, то он не заключается. Понимаете? Соответственно, какие заявки на деньги мы будем предоставлять, если у нас нет подрядчика, нет освоения? Мы и деньги не осваиваем поэтому. Именно поэтому все муниципалитеты в ситуации, когда деньги есть, не осваиваются.
-
Если бы такая ситуация была в одном муниципалитете, в двух, или в пяти, то можно было бы вести речь о ненадлежащем качестве работы этих администраций этих территорий. Но когда эта ситуация касается каждого без исключения 21 муниципалитета, то, наверное, можно говорить о системных проблемах. Системные проблемы должен решать уполномоченный орган — департамент ветеринарии. Если он будет решать эти проблемы, то мы все вместе, думаю и Законодательное Собрание к этому вернется, и главы поддержат тоже, мы с удовольствием поможем эту проблему решить. Но не должно быть такого, что главное действующее лицо от нее устраняется.
Сергей Казаков:
- Вы сравнивали с соседними регионами, тем более вы близки к Нижегородской области, какие там расценки на те же услуги, которые оказываются муниципалитетами по работе с этими бездомными животными? Насколько мы отстаем от соседей?
Евгений Рычков:
- Там в среднем в два — четыре раза выше расценки по тем или иным видам работ. У нас можно было бы, в общем-то, просто даже так вот в слепую принять и сделать то же самое. И все были бы довольны, и работали бы по этой системе.
Александр Цыганский, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
Отвечу как соавтор [данного законопроекта] на вопрос Сидорко Антона Сергеевича о том, что во всей России, или в ЦФО, все эти полномочия у органов местного самоуправления. На самом деле, это не так. В Архангельской, Орловской и Смоленской области эти полномочия у субъекта Российской Федерации.
-
Вместе с тем ещё хотел добавить, тоже как соавтор, что проблемой отсутствия приютов для безнадзорных животных озадачены и на федеральном уровне. Наш коллега, депутат Государственной Думы Бурматов Владимир Владимирович обратился в правительство Российской Федерации с просьбой предусмотреть денежные средства на строительство приютов для бездомных животных по типовому проекту. Стоимость такого приюта от 25 до 30 миллионов рублей. Принято положительное решение со стороны правительства Российской Федерации и эти деньги должны прийти в регион. Поэтому сам бог велел субъекту Российской Федерации, департаменту ветеринарии, выстроить эту систему, построить эти межмуниципальные приюты и наладить эту работу.
-
Данный вопрос был рассмотрен на заседании комитета по аграрной политике и природопользованию. Решение комитета: рекомендовать Законодательному Собранию принять данный проект закона в двух чтениях.
Вячеслав Александров:
-
Призываю всех депутатов поддержать меня и не голосовать за принятие данного законопроекта. Позиция моя такова, что принятие данного законопроекта влечет за собой прямое противоречие с федеральным законом №131-ФЗ.
-
Второе: это противоречит пункту 4.9 санитарных правил СанПина, по которому порядок отлова безнадзорных собак и кошек, их содержание и использование устанавливается местными администрациями.
-
И последнее: принятие данного закона создаст прецедент, по которому органы местного самоуправления будут решать, отказаться от государственных полномочий или не отказаться полномочий по принципу «сегодня я это хочу исполнять, сегодня я это не хочу исполнять». Давайте не будем создавать такие прецеденты, но будем руководствоваться здравым смыслом.
Сергей Бирюков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
-
Мы поддерживаем принятие данного законопроекта. Считаем, что с нашей стороны было бы безответственно передавать полномочия тем, кто прямо говорит, что по объективным причинам не может их исполнять. В виду нашего обсуждения у наблюдателей может сложиться ощущения, что безнадзорные животные с принятием этого закона останутся без надзора со стороны органов власти. Я думаю, что это не так.
-
Я считаю, что департаменту ветеринарии следует доложить Законодательному Собранию после вступления в силу данного закона, как будут осуществляться эти полномочия, и самое главное, куда людям обращаться по существующим проблемам.
Алексей Русаковский, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Я просто считаю, что надо заканчивать [прения]. Мы все любим животных, и хотим, чтобы у них всё было хорошо. Значит, надо заканчивать обсуждение и переходить к голосованию, потому что достаточно много других вопросов.
Андрей Маринин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
- Если говорить объективно, то на лицо неприкрытое желание администрации Владимирской области перевалить полномочия и ответственность [за обращение с безнадзорными животными] на хрупкие плечи органов местного самоуправления. Я, работая главой администрации [города Лакинска Собинского района], не понаслышке знаю о проблемах при решении данной задачи, и поддерживаю Евгения Евгеньевича Рычкова, который отметил, что действительно органы местного самоуправления не осваивают средства, а ответственность остается на них, если она им передана. Это должна быть прямая ответственность региональной власти, они должны за это отвечать.
Евгений Рычков:
-
Федеральный закон №131-ФЗ, статья 19, часть 5, просто зачитаю:
-
«Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.»
-
Это про законность.
Законопроект принят 26 голосами «за». 9 депутатов проголосовали «против» при одном воздержавшемся.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.