Большинство Законодательного Собрания Владимирской области воздержалось от голосования по законопроекту, разработанному членом фракции КПРФ Шамилем Хабибуллиным, предусматривающему сокращение сроков вступления в силу решений собственников помещений в многоквартирных домах относительно того, куда им перечислять обязательные взносы за капитальный ремонт — Фонду капремонта или на открытые самими жителями специальные счета в банках.
Напомним, во Владимирской области с 1 апреля 2014 года действует программа капитального ремонта многоквартирных домов, рассчитанная до конца 2043 года. Собственники жилых помещений обязаны перечислять на эти цели фиксированную сумму с квадратного метра. В настоящее время взносы составляют 7 рублей 15 копеек; в течение пяти с половиной лет до этого было 6 рублей 50 копеек. Граждане могут перечислять деньги либо на счета регионального оператора — некоммерческой организации Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области, либо на открытые самими жителями спецсчета в банках.
От уплаты взносов освобождены собственники частных домов, жители новостроек, сданных в эксплуатацию не более пяти лет назад, лица, проживающие в муниципальных квартирах на основании договоров соцнайма, владельцы жилых помещений в ветхих и аварийных зданиях, а также в домах блокированной застройки.
Если граждане перечисляют взносы в Фонд капремонта, то сроки проведения работ и их виды (ремонт кровли, например) определяются по целому ряду факторов — в зависимости от объёма собираемых средств, даты последнего капремонта и так далее. Если собственники добровольно принимают решения об увеличении размера взносов, то капитальный ремонт их домов будет сдвинуты на более ранние сроки.
Принцип работы с Фондом капремонта неофициально называется «котловым» - от словосочетания «общий котёл». Всё происходит приблизительно следующим образом: граждане могут платить длительное время, не получая ремонта — их деньги пойдут на работы на тех объектах, которые стоят в начале очереди. А позже, те, кто получил капремонт, будут финансировать те дома, жители которых ранее оплачивали им ремонт.
Фонд капитального ремонта выбирает подрядчиков по конкурсу.
Если жители какого-либо дома недовольны схемой «деньги сегодня — капремонт через 10 лет», то они могут открыть специальные счета в банках и перечислять взносы туда, и решать проблемы своими силами. Но это выгодно только многоподъездным домам и при условии, что платят все. Если речь идёт, например, о восьмиквартирных двухэтажках, то расходы жителей на ремонт вырастут многократно.
Если собственники недовольны работой Фонда, они могут на общем собрании принять решение об «уходе» от регионального оператора и переходе на работу со спецсчетами и переводом на них средств, ранее уплаченных ими в Фонд. Но это решение по закону может вступить не ранее, чем через год, и всё это время они должны будут продолжать держать деньги на счёт их дома в Фонде капремонта.
Проект закона Владимирской области, разработанный Шамилем Хабибуллиным, предлагал сократить срок вступления в силу решений собственников не через год, а через три месяца, после проведения общих собраний. Депутат заявил, что это неправильно, когда люди ждут год, чтобы вернуть свои деньги, в то время как Фонд капитального ремонта продолжает использовать эти средства.
Против предложения Хабибуллина высказались представители фракций «Единая Россия» и ЛДПР. Они ссылались на отрицательные заключения губернатора и руководства Фонда капремонта. Хабибуллин заявил, мнение регионального оператора можно было и не спрашивать, так как эта организация должна исполнять принятые законы, а не заботиться о сохранности объемов оборотных средств.
И Сипягин, и руководство Фонда излагали примерно одни и те же аргументы. В частности, в заключении, подписанном губернатором, указано, что сроки вступления в силу решений собственников жилья в многоквартирных домах могут быть сокращены областным законом, но они могут вступить в силу только после того, как у собственников не будет задолженности по уплате взносов в Фонд капремонта. Сипягин сообщил, что в 2019-2021 годах собираемость средств на капремонт, перечисляемых на спецсчета, снизилась с 27% до 10% от плана.
Цитата из заключения губернатора:
Оппоненты коммунистов говорили, что специальные счета никем не контролируются и тратятся на любые нужды, кроме капитального ремонта. Был приведён пример Ярославской области, где расследуются 6 уголовных дел, после того как сотни миллионов рублей со спецсчетов растворились в фирмах-однодневках. Кроме этого, сокращение сроков «ухода» от Фонда может дестабилизировать его работу и привести к неисполнению ранее взятых обязательств.
Шамиль Хабибуллин заявил, что большинство из участников дискуссии живут в домах, которые перечисляет взносы на специальные счета. Вице-спикер ЗакСобрания Дмитрий Рожков (фракция «Единая Россия») на личном опыте объяснил, как жители измучились, работая со спецсчётом.
В итоге «за» предложение Хабибуллина проголосовали 8 депутатов, «против» - 5, но большинство - 15 человек - воздержалось.
Расшифровка обсуждения отклонённого закона (с незначительными сокращениями) .
Шамиль Хабибуллин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
-
Данный проект закона Владимирской области разработан в соответствии со статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, и предполагает упрощение порядка реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права на самостоятельное накопление средств на капитальный ремонт на специальном счете, сократив срок вступления в силу решений собственников в многоквартирном доме с одного года до трёх месяцев.
-
Данный законопроект мною был внесен 29 апреля текущего года по итогам рекомендаций круглого стола, который мы проводили. На нем мы рассматривали вопросы и проблемы управления многоквартирными домами. Была такая инициатива. По итогам данного круглого стола, учитывая мнение специалистов в данных вопросах, мной был внесен законопроект, поскольку сегодня во Владимирской области, если даже жители многоквартирного дома соберутся и юридически смогут подготовить протоколы, примут решение, чтобы у них был свой спецсчет по капремонту, это в силу вступит только через год после принятия решения. Прошу поддержать [разработанный мной законопроект].
Андрей Фатеев, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства (фракция «Единая Россия»):
-
Данный законопроект был рассмотрен на заседании нашего комитета.
-
На данный законопроект у нас имеется два отрицательных заключения - от губернатора Владимирской области и от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области.
-
От себя могу добавить, что я собирал информацию по другим субъектам [Российской Федерации]. К сожалению, в большинстве субъектов, где [подобный предлагаемый к принятию] закон работает, опыт достаточно отрицательный.
-
У нас на связи сейчас директор Фонда капремонта, Владимир Новиков. У меня просьба предоставить ему слово для того, чтобы он нам рассказал о тех аргументах, на основании которых сложился отказ в поддержке данного законопроекта.
Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Почему Фонд капитального ремонта против? В чем заключаются аргументы областной администрации, почему они против?
Андрей Фатеев:
- Практически аналогичные были протесты. Они заключались в том, что [у Фонда капремонта] не будет возможности спланировать работу. Не будет возможности провести аукционы на ранее запланированные работы. Могу добавить то, что в других субъектах проблематика заключается в том, что спецсчета — они неконтролируемые никем абсолютно. Деньги, к сожалению, со спецсчета выводят абсолютно на другие нужды, никак не связанные с капремонтом жилых помещений.
Владимир Новиков, генеральный директор некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области»:
-
Фонд считает недопустимым переход [денег собственников со счетов в Фонде капремонта на специальные счета, открытые собственниками жилых помещений] с одного года до трёх месяцев, так как, во-первых, финансовая устойчивость будет подорвана. Фонд формирует краткосрочный план до одного года, и тем самым мы, если дома будут уходить, выводить денежные средства, а сейчас это порядка 20%, в сумме это составляет около 200 миллионов, то с теми подрядными организациями, с которыми были заключены договора, Фонд не сможет расплатиться и выполнить свои договорные условия.
-
Здесь есть другое опасение, что переход на спецсчета, как практика показывает, [часто приходит к тому, что происходит] бесконтрольное расходование денежных средств, выполняются работы, не относящиеся к капитальному ремонту.
-
Наша соседняя Ярославская область: там есть такой печальный пример, когда были выведены сотни миллионов рублей на спецсчета, которые были потрачены не на капитальный ремонт, а на текущий. Не были предоставлены проекты, которые проходят госэкспертизу, нет стройконтроля, не подписана комиссионно приемка работ. В конечном итоге в Ярославской области 6 уголовных дел. Денежные средства вернуть собственникам так и не смогли - они ушли в фирмы-однодневки.
-
Мы считаем, что ситуация, которая складывается на спецсчетах, приводит к тому, что проводятся работы и потом дома возвращаются в Фонд капитального ремонта с нулевым или с очень маленьким количеством на счету денежных средств. Работы, которые там выполнялись, [на них] даже нет нормальных проектов, которые проходили госэкспертизу. В лучшем случае это договора. Фирмы, которые их проводили, уже не существуют.
-
Капитальный ремонт можно отнести к нацпроекту, и здесь надо на законодательном уровне посмотреть, чтобы у спецсчетов были такие же условия, как и у жителей «котловых» домов, [перечисляющих взносы в Фонд капремонта]: чтобы был стройконтроль, было прохождение госэкспертизы; чтобы подрядные организации, которые делают капитальный ремонт, проходили предотборы и были внесены в реестр добросовестных подрядных организаций; приемка [выполненных работ] должна проходить с участием администрации, собственников, стройконтроля, если нужно, ГЖИ [государственной жилищной инспекции], а не так, что подписали на коленке договор, работы выполнены - не выполнены, деньги увели. Позиция Фонда такая.
Шамиль Хабибуллин:
-
Мы не должны запрашивать отрицательное или положительное мнение Фонда [капремонта]. Фонд обязан и будет работать так, какие законы мы примем с вами, поэтому замечание, которое здесь указано «не поддерживает некоммерческий Фонд», [не должно иметь значения].
-
Я их [руководство Фонда] прекрасно понимаю: они отстаивают свои интересы, свой объем оборотных средств. Я считаю, что это неправильно, когда целый год жители дома должны ждать, чтобы их деньги, их кровные средства, которые они собирают, открепились от регионального фонда капремонта на спецсчета их домов.
-
Эта инициатива еще была направлена на то, чтобы максимально привлечь жителей домов к распределению средств капремонта и к управлению их домами. Говорить о том, что это невозможно сделать в таких рамках, абсолютная, я считаю, чушь и неправда. Город Москва, мне кажется, прекрасно справляется с такими требованиями. У них там три месяца. Спокойно они переходят и создают себе спецсчета.
-
С другой стороны, уважаемые коллеги, вы сами, наверно, на всех встречах с жителями, особенно во дворах, слышите такое мнение от людей: «Зачем я буду платить в этот фонд, когда мой дом стоит в очереди на ремонт в каком-то там 2030-м году? Я не знаю, куда я плачу».
-
Другая ситуация, когда ты живешь в своем доме и понимаешь, куда ты платишь деньги. Последнее, что хотел сказать: я уверен, что большинство присутствующих, кто живёт в многоквартирных домах, как раз живут по системе спецсчетов.
Антон Клюев, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
-
Мы даем [жителям многоквартирных домов] право, [а не обязанность в трёхмесячный срок перейти на работу со спецсчетами].
-
Действительно, почему мы будем решать за собственников многоквартирных домов, которые захотели именно перейти на спецсчет? Чем быстрее они это сделают, это будет, на самом деле, правильнее, потому что процедура, которая подразумевает этот переход, достаточно сложна. Не каждое ТСЖ сможет с этим справиться.
-
Если люди решили этим заниматься, вряд ли там найдутся какие-то там, так скажем, умники, которые захотят украсть средства.
-
А позиция Фонда капремонта, я считаю, здесь вообще непонятная. Понятно, что человек, который держит эти деньги, не захочет с ними распрощаться и отдать их именно жителям, которые хотят скорее уже перейти на спецсчет, поэтому я предлагаю поддержать [законопроект, разработанный Шамилем Хабибуллиным].
-
Напоминаю, что это, опять же, всего лишь право людей, которые хотят [перечислять деньги на спецсчета, а не в Фонд капремонта]. На встречах мы очень часто слышали: «Сделайте нам побыстрее, чтобы мы уже сами могли контролировать этот процесс». А к Фонду капитального ремонта есть, на самом деле, очень много вопросов, на которые хотелось бы тоже получить ответы, может быть.
Вадим Серебров, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
-
Уважаемые коллеги, я могу сказать, что позиция КПРФ как партии — это отмена любых поборов с населения за капитальный ремонт и общедомовые нужды. С этой программой мы шли на выборы. КПРФ неоднократно выступала и вносила законопроекты по данным вопросам, но правящая партия голосовать за них отказалась. Эта тема является открытой.
-
У людей до сих пор есть вопросы, почему они должны платить за услуги, которые они не получают?
-
В данном законопроекте, который подготовил наш депутат Хабибуллин, звучат чаяния наших избирателей. Если такой [федеральный] закон [а капитальном ремонте многоквартирных домов] есть на данный момент, а мы законопослушные граждане, [но] отмена этого закона, который мы считаем несправедливым, [будет инициирована] в ближайшем времени. Фракция КПРФ будем выступать в ГосДуме, опять поднимать темы по этому закону, но на данный момент, я считаю, с учетом мнения избирателей, есть смысл поддержать законопроект Хабибуллина, чтобы дать возможность нашим избирателям снизить предел с года на три месяца, право перехода с «котлового» обслуживания на спецсчет.
-
Опять же, я считаю, что спецсчет жители должны использовать сами, как считают нужным. Причем тут Фонд капремонта, выдуманная организация, о которой мы будем в дальнейшем говорить? В данный момент я поддерживаю позицию Хабибуллина и предлагаю депутатам поддержать законопроект нашего депутата.
Сергей Казаков, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:
-
Конечно, когда дом большой и в нем много живет людей и он еще достаточно новый, то, конечно, сразу открывали спецсчета, потому что в общем-то и собрать можно было много денег, какие-то ремонты капитального характера можно было проводить.
-
Когда дом старый, пятиэтажный, панельный, конечно, людям, даже если у них свой спецсчет, они все равно не скопят за долгие годы достаточно средств, чтобы его отремонтировать. Поэтому, наверно, здесь сроки могут быть и три месяца, и полгода, это уже, на мой взгляд, большой роли не играет. Здесь как бы мнение жителей [главное]. Хотят они спецсчет открыть? Давайте сделаем три месяца им. Пусть они быстрее уходят. Тут разум должен возобладать, понимаете, это же все очень такая сложная штука.
-
Если бы сейчас этого Фонда не было, у нас бы вообще капремонт [финансировался], не знаю, за какой счет. Мы бы сейчас сидели и каким-то образом делили областной бюджет, что ли, по домам, чтобы ремонтировать, или муниципальный бюджет? Я не представляю, как бы мы находили способ ремонта старых наших домов.
-
Я поддерживаю этот законопроект, но говорю, что люди, наверно, уже разумно будут в сроки смотреть по переходу, стоит ли им уходить вообще. Здесь принципиально: стоит ли уходить на этот спецсчет? Думаю, жители домов сами решат.
Вячеслав Александров, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция ЛДПР):
-
Добрый день, то же самое хочу отметить, что данный законопроект поддерживает, наверно, только часть, определенная категория граждан, у которых новые, многоквартирные, большие [дома].
-
Есть дома, которые требуют капремонта. Как они будут дальше существовать, если деньги будут выведены из Фонда капитального ремонта? Непонятно. Более того, помимо тех денег, которые аккумулируются в Фонде капитального ремонта, еще есть региональная программа капитального ремонта, где идет софинансирование определенное денежных средств по ремонту многоквартирных домов. Я бы не сказал, что [разработанный Шамилем Хабибуллиным] закон ненужный или неправильный. Наверное, он нужен, но здесь, мне кажется, преждевременно его принимать, не доработав до конца.
Дмитрий Рожков, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
Я буду голосовать категорически против внесенного Шамилем Хабибуллиным законопроекта.
-
Во-первых, Фонд и специальные счета, про которые мы ведем речь, находятся совершенно не в равных условиях. Фонд обязан выполнять огромное количество несвойственных ему работ, в том числе изготовление проектов, прохождение экспертизы и так далее, содержание большого штата контролеров, которые должны все это качество проверять. Они не могут отступить ни вправо, ни влево от норм закона.
-
Что касается спецсчетов, это - совсем другая история. Мы все прекрасно знаем, что такое спецсчета. Уходит дом на спецсчет, потом счета обнуляются и этот же дом приходит со своим нулевым счетом обратно в Фонд капитального ремонта, который отказать собственникам не может. Для чего это делается?
-
Я сам живу в доме, в котором есть спецсчет. Мы сейчас, честно хочу сказать, измучились. Мы не можем поменять лифты. Мы знаем, что сейчас во Владимирской области, в городе Владимире, [реализуется] большая программа по замене лифтов, но мы не можем [в ней участвовать]. Нам говорят: «Ребята, вы на спецсчете, увеличивайте свой тариф». То есть мы должны за свои деньги установить себе лифты, увеличив свой собственный тариф.
-
Третий момент: если уж работать со спецсчетами, то давайте это делать, так чтобы был порядок, как стройки - через эскроу-счета, через банки, ни копейки ни вправо ни налево, чтобы все было под четким контролем банков.
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
Я воздержусь от принятия решения. Хорошие благополучные дома, где хорошие, нормально работающие ТСЖ или управляющие компании, когда закон принимался в 2014 году, как правило, все пошли по пути самостоятельному.
-
А вот что делать с огромным количеством этих двухэтажных, трехэтажных домов, двух-трёхподъездных, где стоимость капремонта их крыши, фундамента, элементов такова, что они без «котлового метода никогда не будут отремонтированы»? Давать лазейку потенциально недобросовестным дельцам к тому, чтобы сейчас провести кампанию по голосованию жителей в каких-то многоквартирных домах, да еще и в сроки-то минимальные?
-
На самом деле, если дом нормально работает, если отчетность перед жильцами правления дома есть, если дом дружный, пусть спокойно переходит [на работу со спецсчётом]. То есть нет сейчас проблем, связанных с тем, что не могут люди перейти - год выжидают и потом переходят на эти счета, причем деньги-то им из «котла» возвращаются через этот год.
-
Мне кажется, это слишком серьезный вопрос, который требует дополнительной проработки.
Шамиль Хабибуллин:
-
Это же мы даем только право, если уже жители приняли решение [о переходе на спецсчёта]. Я же не говорю, хорошо это или плохо, но если жители уже приняли решение, почему они должны ждать целый год? И фонд будет пользоваться целый год этими деньгами, все равно потом их вернет на спецсчет.
-
Понятно, что малоквартирным домам это невыгодно. Это естественно. Это только право жителям, если уж они решили это, чтобы они быстрее воспользовались деньгами, которые сами выплачивают.
Андрей Фатеев:
- Большинство депутатов, входящих в состав нашего комитета [по вопросам ЖКХ], воздержались от принятия данного законопроекта, согласившись с тем, что закон нужно проработать и доработать, учитывая замечания и Фонда, учитывая отрицательный опыт других субъектов [Российской Федерации]. Я Шамилю Рафаильевичу [Хабибуллину] озвучил, что законопроект рабочий и его надо прорабатывать, но на сегодняшний день в таком виде, в котором его озвучили, депутаты поддерживать не захотели. Они [члены комитета по вопросам ЖКХ] воздержались - не проголосовали «против», а именно воздержались.