Постдефолтный инсайт Кириенко

Первый замруководителя администрации президента России Сергей Кириенко рассказал участникам форума «Территория смыслов» об озарении, которое он испытал после принятия решения о дефолте в августе 1998 года
Новости Автор: 24 июля 2017, 09:55 9 4607
фото и видео пресс-службы форума

На берегу озера Запольское Камешковского района Владимирской области продолжает работу всероссийский молодёжный форум «Территория смыслов на Клязьме». 21 июля перед юношами и девушками, занимающимися реализации проектов некоммерческих организаций (НКО), выступил первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко. Он в течение полутора часов рассказывал участникам форума о важности сектора НКО для будущего России, а затем ответил на вопросы. Полное видео его выступления можно посмотреть на официальном Youtube-канале «Территории смыслов на Клязьме».

girl.jpg

Одна девушка спросила Кириенко, который с апреля по август 1998 года возглавлял правительство Российской Федерации, как ему далось принятие решения об объявлении дефолта по государственным обязательствам и «какой инсайт» у него появился после этого?

defolt.jpg

Напомним, 17 августа 1998 года правительство Российской Федерации и Центральный Банк РФ объявили технический дефолт по основным видам государственных ценных бумаг и отказалось от сдерживания курса рубля. Это привело к самому серьёзному финансовому кризису в истории новой России — рубль по отношению к доллару подешевел более, чем в три раза; сбережения большей части населения в банках или пропали, или обесценились; западные инвесторы утратили доверие к финансовой и банковской системе страны; наблюдались массовое закрытие предприятий, спад производства, рост безработицы и скачок инфляции. Вместе с тем, удорожание импортных товаров дало конкурентные преимущества оставшимся на плаву отечественным производителям, и уже с 2000 года экономика России стала демонстрировать внушительный рост. Многие связывают быстрый выход из кризиса с усилиями правительства под руководством Евгения Примакова, сменившего Сергея Кириенко на этом посту.

Поясним, что слово «инсайт», про который спросили Кириенко, в переводе с английского означает «внезапную догадку», «прозрение» или «озарение».

Экс-премьер, отвечая на вопрос, пожелал молодым людям, чтобы им никогда не пришлось принимать решений, аналогичным тому, что было сделано 17 августа 1998 года. Но у него, как у руководителя, тогда не было другого выбора:

«Объявлять дефолт для страны — это не лучшее решение, которое достаётся. Но, знаете как? Уж если достаётся, я исхожу из того, что профессия руководителя — это принимать решения. Вот профессия станочника — производить токарные детали; если они их не производит, он не выполняет свою работу. Если руководитель не принимает решения — он не нужен».

Кириенко пояснил, что не всегда на руководителей сваливаются решения, принимать которые легко и приятно:

«Многие из вас этого не помнят, конечно, но, понятно, что решения тогда, в 1998 году, были сложные — была большая девальвация рубля, у многих людей обесценились, значит, сбережения, и это тяжело, действительно, тяжело».
yr-6BYawVQk.jpg

Что касается инсайта, то Сергей Кириенко рассказал такую историю. Спустя некоторое время после дефолта, он находился в самолёте, и рядом с ним находилась компания пьяных товарищей, очень похожих на бизнесменов из криминальной среды. Один из них узнал Кириенко и сказал ему, что если бы они встретились в августе 1998 года, то экс-премьеру не поздоровилось бы, но в тот момент, бизнесмен уже испытывал к Сергею Кириенко исключительно чувства благодарности. Со слов первого замглавы президентской администрации, мужчина объяснил это так:

«У нас там был какой-то сырьевой бизнес, мы им занимались и не думали ни о чём другом. А когда в результате кризиса это развалилось, и мы были вынуждены начать думать, сегодня у нас совершенно другое предприятие, у нас совершенно другой масштаб».

И после этого Сергей Кириенко прозрел — оказывается, всё зависит от отношения человека к происходящим обстоятельствам. Это он и назвал своим главным инсайтом:

«Нет непреодолимых препятствий. Нет невозможного. На самом деле, нет в жизни человека ничего невозможного. Невозможное возникает только в том случае, если ты сам сдаёшься и признаёшь своё поражение. Тогда всё становится невозможным. До той поры, пока ты не сдаёшься, в жизни человека возможно всё».

Вопрос от участницы форума «Территория смыслов на Клязьме»:

  • В нашей истории, и вы — человек, который делал эту историю, [возглавлял правительство Российской Федерации] был очень сложный период времени. Это я говорю сейчас о 1998 годе, [финансовом кризисе в России]. Скажите, пожалуйста, как далось это решение [объявить дефолт по государственным долговым обязательствам]? Какой инсайт у вас появился после этого решения? И что вы можете посоветовать нам, молодым руководителям, при принятии таких серьёзных и судьбоносных решений?

Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации президента России, с апреля по август 1998 года — председатель правительства РФ:

  • Ну, знаете, я хочу вам пожелать, чтобы вам такие решения принимать не приходилось, потому что объявлять дефолт для страны — это не лучшее решение, которое достаётся. Но, знаете как? Уж если достаётся, я исхожу из того, что профессия руководителя — это принимать решения

  • Вот профессия станочника — производить токарные детали; если они их не производит, он не выполняет свою работу. Если руководитель не принимает решения — он не нужен

  • Не все решения бывают приятными. С точки зрения инсайта, знаете, такую смешную историю расскажу

  • Многие из вас этого не помнят, конечно, но, понятно, что решения тогда, в 1998 году, были сложные — была большая девальвация рубля, у многих людей обесценились, значит, сбережения, и это тяжело, действительно, тяжело

  • И я помню , что я потом, через некоторое время летел, значит, из Владивостока в Москву, дальний перелёт. Напротив меня, через несколько кресел, сидела компания таких крепких, накаченных ребят, по всему виду — [представителей] такого бизнеса, который вышел скорее из криминальной среды

  • Дорога дальняя, они несколько часов выпивали. Потом стали поглядывать на меня, значит, перешёптываться. После этого, значит, один из них встал, прошёл через салон и сказал: «Кириенко»? Интересно, думаю, если у него бизнес в 1998 году разорился, меня ждёт душевное время. Я говорю: «Да». [А он говорит:] «Брат, я после августа 98-го полгода думал: “Встречу [тебя], убью”». Неплохое начало. Я говорю: «И чего»? [А он говорит]: «А ты знаешь, сейчас два года прошло, я тебе спасибо хочу сказать». Я говорю: «А почему»? А он говорит: «Ну, потому что у нас там был какой-то сырьевой бизнес, мы им занимались и не думали ни о чём другом. А когда в результате кризиса это развалилось, и мы были вынуждены начать думать, сегодня у нас совершенно другое предприятие, у нас совершенно другой масштаб»

  • Знаете, для меня это как-то так врезалось в память, потому что на самом деле всё зависит от отношения человека к происходящим обстоятельствам. Это то, о чём я пытался сказать до этого — всё в нашей жизни определяется тем, как мы сами к этому относимся

  • Нет непреодолимых препятствий. Нет невозможного. На самом деле, нет в жизни человека ничего невозможного

  • Невозможное возникает только в том случае, если ты сам сдаёшься и признаёшь своё поражение. Тогда всё становится невозможным. До той поры, пока ты не сдаёшься, в жизни человека возможно всё. Не знаю, вот это — мой главный инсайт