Потерянные земли

Вице-губернатор Елена Мазанько заявила, что больше половины земель сельхозначения во Владимирской области не используются
Новости Автор: 16 марта 2016, 10:33 21 6449

Из 560 тысяч гектаров сельскохозяйственной земли Владимирской области 240 тысяч гектаров используются не по назначению или «простаивают», - сообщила Елена Мазанько, заместитель губернатора, директор департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО).

ОТДАВАТЬ СЕЛЬХОЗЗЕМЛИ ПОД ДАЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО - СОВЕРШЕННО НЕПРАВИЛЬНО

По информации вице-губернатора, во Владимирской области 100 тысяч гектаров не используются более 5 лет, а еще 110 тысяч гектаров сельхозугодий не обрабатываются свыше 10 лет.

«Безусловно, нас не может как власть это не тревожить», - заявила Мазанько.

Вице-губернатор назвала сельхозземли «невосполнимым ресурсом» и заявила, что до 2015 года в этой сфере было «очень много нарушений», «органы местного самоуправления злоупотребляли», переводя земли сельхозназнаения под индивидуальное жилищное строительство. Елена Мазанько сообщила, что в 2014 году прокуратура отменила 7 таких постановлений руководителей муниципальных образований. Региональные власти взяли проблему под контроль, «с главами местного самоуправления провели большую работу», и в прошлом году подобных постановлений не принималось.

Вместе с тем, в 2015 году в ДИЗО приходило 500 генеральных планов, предполагающих включение земель сельхозназначения в черту населённых пунктов, отметила Елена Мазанько:

«Наш департамент такие вопросы не согласовывает. Это должна быть очень объективная причина — либо земли выделяются под газопроводы, под ЛЭП, либо это должен быть какой-то важный для области инвестиционный проект, либо это должно быть связано с расширением города, тогда мы идём на согласование».

Отдавать сельскохозяйственные земли под дачное строительство - «совершенно неправильно», считает директор ДИЗО.

Елена Мазанько сообщила, что с 2005 года из сельхозоборота во Владимирской области было безвозвратно выведено 50 тысяч гектаров. Эти земли были включены в черту населённых пунктов:

«Всё, мы уже потеряли эту землю, это беда», - констатировала вице-губернатор.

За два последних года вернуть в оборот сумели 26 тысяч гектаров пахотных земель, в том числе паи «в очень хороших местах». Этого добивались, в том числе, и мерами экономического воздействия на нерадивых собственников:

«Мы пользовались различными способами. Вводили максимальную ставку земельного налога 1,5% - если земли не использовались, и за два года налоговая насчитала 9,5 миллионов рублей».

Кроме этого, в 2015 году власти подавали 16 судебных исков об изъятии неиспользуемых участков, 12 из них были удовлетворены. Изъятые земли выставлялись на продажу, но… их никто не покупал.

Сейчас на федеральном уровне разрабатывается новый закон регулирующий вопросы связанные с землями сельхозназначения, и Елена Мазанько надеется, что, в случае его принятия, возвращать пашни в сельскохозяйственный оборот будет проще.

Пока действует норма, по которой собственнику, купившему участок, даётся 2 года на его освоение и 3 года - на начало использования. По истечении 5 лет, если земля «простаивает», её можно изымать.

Если владелец чувствует, что запахло жареным, то он продаёт участок, и новому собственнику также даётся 5 лет на организацию сельхозпроизводства. Новым законодательством предполагается, что начать использование нужно в течение 3 лет вне зависимости от смены собственника. Елена Мазанько полагает, что при таком раскладе не каждый рискнёт покупать сельхозземли для использования их не по назначению.

«НАРОД ДОЛЖЕН СОЗРЕТЬ, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Вице-губернатор Мазанько считает, что изъятые земельные участки не удаётся продать, потому что «они не интересны» потенциальным покупателям. В связи с тем, что ужесточается контроль со стороны государства за целевым использованием сельхозземель, люди бояться штрафа или изъятия.

«МНОГИЕ ПРИХОДЯТ И ПРОСЯТ ЗЕМЛЮ»

Елена Мазанько сообщила, что чаще всего земли сельхозназначения выводились из оборота для дачного и индивидуального жилищного строительства в территориях, граничащих с Московской областью — в Александровском, Киржачском и Петушинском районах. Но в последнее время подобная активность спала по экономическим причинам и в связи с угрозой изъятия участков. Вице-губернатор отметила, что деньги, полученные от продажи изъятых земель, поступают не в бюджет, а собственнику, за вычетом издержек государства на оценку и организацию торгов.

Ранее заместитель директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области области Константин Демидов заявлял, что «изъятие земельного участка сельхозназначения у нерадивого собственника, это не изъятие, а помощь нерадивому собственнику в распоряжении данным земельным участком». Другими словами, есть риск, что одного нерадивого собственника сменит другой при помощи государства.

Вице-губернатор Мазанько такого настроя не разделяет, так как необходимо использовать все возможности для возврата участков в сельхозоборот, что особенно важно в условиях решения задач по импортозмещению. Вице-губернатор назвала преступлением использование пахотных земель не по назначению.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕДР ПО ОЧЕНЬ НИЗКОЙ СТОИМОСТИ

Елена Мазанько рассказала, что в прошлом году с помощью прокуратуры было установлено, что ряд товарищей на землях сельхозназначения вырыли карьеры для добычи песка. Директор ДИЗО назвала такую схему «прямым нарушением законодательства» и «использованием недр по очень низкой стоимости». Под давлением прокуратуры собственники в 6 случаях были вынуждены перевести участки в категорию использования под промышленность, а в таких случаях платятся более высокие налоги, чем с относительно дешёвой сельскохозяйственной земли.