Вице-губернатор Владимир Куимов представил точку зрения властей Владимирской области на реформу по объединению школ и детсадов и на разгорающийся вокруг этой ситуации скандал. В целом аргументы областного правительства в пользу «укрупнения» организаций образования и мэрии города Владимира, настаивающей на объединении школ и садиков, оказались идентичными.
Напомним, мэрия Владимира приняла решение об объединении 16 школ и более 40 детских садов в так называемые образовательные центры. По замыслам чиновников это позволит сократить административный персонал, уменьшить нагрузку на учителей и предоставить ученикам равномерный доступ к материальной базе, организовать продлёнку и избавиться от второй смены. Кроме того, присоединение детских садов позволит обеспечить плавный переход детей в школы. Постановление горадминистрации №2298 от 11 октября 2024 года подписал и.о. главы города Владимир Гарев.
Недовольные родители учащихся лицея №17 и школы №38 направили обращения в прокуратуру. Затем это сделали представители родительского комитета школы №24.
Вице-губернатор Куимов настаивает, что реформа должна решить проблемы второй смены, а также распределения материальных ресурсов и помещений. По словам вице-губернатора, объединение поможет уравновесить возможности школ — и тех, что переполнены учениками, и тех, где детей мало, а помещений много (правда, чиновник не уточнил, в какой именно школе Владимира учеников меньше, чем на то рассчитана школа, - прим.ред.). Куимов повторил мантру о том, что объединение поможет первоклашкам быстрее адаптироваться в новой школе:
«Когда одна школа у нас 500 мест, а посадочных 800, полупустая, нет возможности сделать группу продлённого дня, нет возможности получить дополнительное образование, просто физически нет места. А другая школа, которая на 1100 мест, там 1700 или 1500 детей. И вот по сути два здания, да, можно использовать для организации всех процессов с этим связанным.
Самое главное, что в этом должно соблюдаться, это гарантии учителей, преподавателей, которые там работают, которым предусмотрены законы, и, конечно, гарантии детей. То есть, не должно снизиться качество образования. Еще важный вопрос, он родился не у нас, а от жителей Владимирской области. К вопросам [объединения] детских садов вместе со школой. Должен происходить такой бесшовный переход из подготовительной группы и, соответственно, в первый класс. Мы бы тогда уже детей на подготовительные группы водили бы в школу, дети бы привыкали. И конечно, очень жестко стоит вопрос и второй смены, и группа продлённого дня».
Другой аргумент, на который напирают областные власти, - дефицит учителей, который предполагается преодолеть за счет того, что учителя смогут по желанию (?) перераспределять нагрузку между несколькими школами, входящими в образовательные центры, и иметь прибавку к зарплате. Владимир Куимов отметил, что реформа предполагает уменьшение административного персонала с одновременным снятием со школьных директоров хозяйственных задач. Этим, по задумке, будет заниматься руководитель образовательного центра:
«Законом предусмотрена рабочая неделя 36 часов для учителя. Это именно у доски и сколько-то еще на подготовительную работу и внеурочную работу и так далее. Должна быть распределенная справедливая нагрузка. Когда мы понимаем, что мы еще решаем кадровые задачи, когда у одного учителя, условно говоря, три учителя физики, у каждого нагрузка, ну вот средняя у Владимира нагрузка 29,14 часов. И кто-то говорит, я могу взять чуть побольше: взял два часа физики, - уже нагрузка 31 час. Это связано с зарплатой. Другой взял. Три учителя распределили нагрузку в восемь часов в двух или в трех разных школах, которые теперь являются одним образовательным учреждением, но при этом здания остаются разными. Но у учителя есть возможность перейти дорогу. У нас есть у Владимира, например, такие школы. Он не может работать в двух юридических лицах, так как есть законодательные ограничения. Но город Владимир - это одна территория, это один муниципалитет, поэтому здесь нет таких больших расстояний.
И между прочим, даже при объединении педагогических коллектив, они только выиграют с точки зрения профессии. Во-первых, произойдет объединение более опытных преподавателей с молодыми или с неопытными преподавателями. Второе, будут интересные методические объединения, потому что они должны происходить. Методы объединения учили физики, географии, химии и так далее. Поэтому должна быть и распределенная нагрузка на учителей, и эффективное использование зданий и сооружений: где-то пусто, где-то густо, значит и надо же понять, как это использовать.
Плюс мы неоднократно говорили, что не может быть в школе, где учится 800 человек, пять заместителей директора — [а оказывается, что] может, - если у директора нагрузка 20 часов и он читает уроки. Но я каждый раз говорю: директор может читать уроки только при условии, что у него крыша не течет, хозяйственные вопросы решены, кадровые вопросы все закрыты, финансирование более-менее все в порядке, внеурочка нормальная, снижена нагрузка на педагогов».
Что касается обращения недовольных родителей в надзорные органы для организации проверки законности объединения школ и детсадов в образовательные центры, Владимир Куимов дал понять, что ни у городских, ни у областных властей нет сомнений в том, что проверка будет в пользу властей. Белый дом готов при необходимости присоединиться к остановке волны недовольства среди родительского и учительского сообщества:
«В соответствии с законом, учредителем любого муниципального учреждения является администрация, и она вправе принять любые решения, поскольку мы им передали эти полномочия много лет назад местным муниципалитетам.
Значит, что будет смотреть прокуратура? Я общался с коллегами из прокуратуры, мы внимательно отсматриваем эту ситуацию. Значит, не должны быть нарушены права учителей как работников и не должны быть нарушены права администрации школы, и, самое главное, детей: не должно пострадать качество образования. Прокуратура будет проверять, конечно, вопросы, связанные с качеством образования, чтобы не ущемили права детей. А будет ли это объединено или разъединено, какая-то целесообразность связана с этим, но это право учредителя. Прокуратура будет проверять по факту нарушение прав работников, нарушения прав качественного образования детей. Но что касается создания тех или иных учреждений, назначения руководителей этих учреждений, это прерогатива главы города, ну и по рекомендации кого-то, заместителя, начальника управления. Здесь даже мы не можем вмешиваться в этот процесс.
Я считаю, что если есть вопросы, управления образованием города Владимира должно выходить в коллективы учительские и в родительские, столько раз, сколько это нужно. Это позиция министерства образования и молодежной политики Владимирской области и моя. Если нужно будет, мы приведем и областное общешкольное собрание тех, где есть какие-то переживания, волнения. Мы поможем и подскажем. Я уверен, что придем к общему знаменателю».
А вот что касается объединения школ в других муниципалитетах Владимирской области, Владимир Куимов назвал это «очень преждевременным, поскольку нет еще никакого опыта». Единственная подходящая под определение «укрупнения» ситуация сейчас складывается в Камешковском районе, где в одном населенном пункте ветшает здание школы, а в другом — всего несколько детей в детском саде. Сейчас по решению областных властей школа переведена в здание детского сада.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.