Председатель областной Общественной палаты Анатолий Аннин призвал устранить коррупциогенные факторы в муниципальной реформе

Научно-консультативный совет при Общественной палате Владимирской области дал заключение на федеральный закон о реформе местного самоуправления и пришёл к выводу, что в тексте документа не сформулированы цели, название не отражает содержание и есть коррупциогенные факторы
Новости Автор: 17 февраля 2022, 08:28 3237

В регионах России идет экспертное обсуждение федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он призван заменить действующие с 2003 года правила.

Госдума приняла новый документ в первом чтении, второе запланировано на середину марта. Реформа начнёт действовать с 1 января 2023 года и завершится через пять лет полной ликвидацией сельских и городских поселений. Все полномочия заберут районы и городские округа, а губернатор получит право увольнять глав местного самоуправления.

В 33-ем регионе на площадке Владимирского филиала РАНХиГС прошёл круглый стол с участием экспертов - учёных, депутатов Законодательного Собрания и глав органов местного самоуправления, членов Ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области». Её председатель, мэр Мурома Евгений Рычков выступил с резкой критикой реформы, заявив, что его мнение разделяют 60% членов Ассоциации.

Мнение общественности по поводу нового закона высказал председатель Общественной палаты Владимирской области (ОПВО) Анатолий Аннин. Он сообщил, что эксперты, привлечённые палатой, выявили ряд недостатков в тексте закона:

  • цели муниципальной реформы не сформулированы, что затрудняет общественный контроль за её реализацией;

  • название закона не совсем отражает его содержание;

  • обнаружены несколько коррупциогенных факторов.

Анатолий Аннин выразил мнение, что, в случае устранения последних, общественники не возражают против принятия закона. А доработать его можно будет за время переходного периода — до 1 января 2028 года.

IMG_0037.JPG Пресс-служба ВФ РАНХиГС

Анатолий Аннин, председатель Общественной палаты Владимирской области, профессор кафедры государственного и муниципального управления Владимирского филиала РАНХиГС:

  • Передо мной лежат три экспертных заключения, которые подготовили специалисты научно-консультативного совета при Общественной палате Владимирской области.

  • На некоторые моменты мне хотелось бы обратить внимание.

  • Во-первых, палата в 2020 году обеспечила прозрачность, чистоту голосования по поправкам к Конституции, более пяти тысяч человек участвовало [в общественном наблюдении], и принятие этого закона федерального [«Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»] станет продолжением движения на этом пути, это - однозначно.

  • Мы обсуждали этот законопроект с участием членов научно-консультативного совета. Во-первых, действительно, есть проблемы, связанные с целеполаганием. Вот этого нам не хватило. Наличие цели в законе даёт возможность общественникам осуществлять общественный контроль за его исполнением. Если там этого нет, это большая проблема.

  • Вообще, есть заключение Конституционного суда Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 1-3, где чётко обозначено, что принцип единства публичной власти предполагает согласованные действия различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан. Нам кажется, что как раз благо граждан является той целевой установкой, которая должна присутствовать в законе. Там есть отсылка к пояснительной записке, но в самой пояснительной записке к проекту закона речь идёт о совершенствовании организации местного самоуправления.

  • Есть вопрос к названию самого закона, поскольку, как представляется, [его текст] не отражает, содержательно выходит за рамки самого названия, то есть, там речь идёт не столько о принципах, сколько о системе, местного самоуправления. Есть вопросы и предложения, соответственно, связанные с сельскими старостами, исходя из опыта, накопленного во Владимирской области и других регионах. Это касается полномочий, требований по кадровому составу, и многое другое.

  • Есть предложения, связанные с понятийным аппаратом.

  • Но, несмотря вот на эти недостатки, как нам кажется, закон всё-таки должен быть принят.

  • Есть и отдельные заключения, связанные с наличием коррупциогенных факторов в самом законе. Здесь расписано по пунктам и статьям - статьи 29, 49, 36, 68, и есть документ, который называется «Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Здесь есть целый ряд замечаний, мы тоже бы просили обратить на них внимание, поскольку без устранения этих замечаний, принятие этого закона в том виде, в каком он [представлен] сейчас, может вызвать нарекания со стороны общественности.

Напомним, на круглом столе в филиале президентской Академии был высказан ряд экспертных мнений как «за», так и «против» закона о муниципальной реформе.

Подпись видео

В частности, доктор политических наук, ведущий сотрудник ВФ РАНХиГС Роман Евстифеев сообщил, что оригинальность текста, принятого в первом чтении законопроекта, составляет всего 2,3%. Около 70% заимствовано из пока ещё действующего закона об общих принципах организации местного самоуправления, а остальное взято из других нормативно-правовых актов.

Подпись видео

Глава Собинского района Александр Разов заявил, что упразднение администраций в городских и сельских поселениях позволит сэкономить средства на оплате труда муниципальных служащих и на проведение выборов. На примере своей территории он назвал сумму в 150 миллионов рублей.

Позицию Разова поддержали глава Камешковского района Надежда Игонина, а также главы администраций Александровского (Анна Кузнецова), Петушинского (Александр Курбатов) и Вязниковского (Игорь Зинин) районов.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.