На декабрьском заседании ЗакСобрания Владимирской области депутаты 38 голосами «за» при одном «против» во втором чтении приняли закон о региональном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Между двумя чтениями правительством и депутатами были подготовлены 106 поправок, после их принятия основные параметры областного бюджета на ближайшие три года выглядят так:
доходы - 329 миллиардов рублей (по итогам первого чтения в ноябре доходы прогнозировались в объёме 311,3 млрд — рост почти 18 миллиардов рублей);
-
расходы - 345,6 миллиарда рублей (в первом чтении — 327,5; плюс 18 миллиардов рублей);
-
дефицит бюджета (превышение расходов над доходами) — 16,5 миллиарда рублей (практически не изменился с момента принятия закона в первом чтении);
-
государственный долг на конец 2027 года спрогнозирован в размере 20,3 миллиарда рублей (менее 20% доходной части бюджета).
Свыше 60% расходов бюджета будут направлены на социальную сферу.
Поясним, что ежегодно происходит как минимум три уточнения областного бюджета в сторону увеличения его доходной части — это связано с дополнительными поступлениями в регион финансовой помощи с федерального уровня, а также с ростом налоговых поступлений и сборов со штрафов и аренды (продажи) госимущества. Как правило, к концу года бюджет удаётся исполнить без дефицита.
Что касается государственного долга Владимирской области, он сформирован за счет бюджетных и казначейских кредитов под минимальный процент на развитие инфраструктуры, и по своим размерам является одним из самых низких в стране.
О проекте закона о региональном бюджете на 2025-2027 годы во втором чтении депутатам доложил первый вице-губернатор, министр финансов Владимирской области Вячеслав Кузин.
Он отметил, что в поправках ко второму чтению учтено большинство рекомендаций участников публичных слушаний. Предложения, которые не нашли отражения в итоговом варианте документа, находятся на учёте в профильных министерствах Владимирской области, и могут быть рассмотрены при уточнении бюджета по мере его исполнения:
«В целях реализации рекомендаций участников публичных слушаний увеличены расходы на благоустройство, на модернизацию коммунальной инфраструктуры, на восстановление прав дольщиков, на инициативные проекты жителей муниципальных образований, на организацию отдыха и оздоровления детей, обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами, укрепление материально-технической базы состояния колледжей.
Губернатором области все рекомендации поставлены на учет в отраслевых министерствах. В процессе исполнения бюджета мы будем с вами к ним регулярно возвращаться.
И самый главный вывод. Задачи, поставленные президентом Российской Федерации, в законопроекте учтены в полном объёме».
Председатель комитета ЗакСобрания по бюджетной и налоговой политике Михаил Максюков (фракция «Единая Россия») проинформировал коллег, что члены комитета положительно отметили тот факт, что большинство рекомендаций участников публичных слушаний были учтены исполнительной властью.
Председатель бюджетного комитета акцентировал внимание на том, что регион за счёт собственных ресурсов намерен решать проблемы обманутых дольщиков. При этом он напомнил, что заявки Владимирской области на получение финансовой помощи на эти цели на федеральном уровне были отклонены. В связи с этим Максюков обратился к присутствовавшему в зале заседаний облпарламента члену фракции «ЕР» в Госдуме Алексею Говырину с инициативой помочь региону в 2025 году получить соответствующее финансирование:
«Отдельно отмечаем 2 миллиарда 100 миллионов рублей дополнительно - для восстановления прав граждан-участников долевого строительства, так называемые обманутые дольщики. Конечно, сумма беспрецедентная на три года выделяется.
Пользуясь тем, что у нас сегодня федеральный коллега присутствует, Алексей Борисович Говырин, хотел бы отметить, что существует и механизм финансирования таких проблем через федеральные структуры, из Фонда развития территорий. Пока у нас отклонили, к сожалению, заявки эти. Вот если бы можно было посодействовать тому, чтобы эти расходы были замещены, было бы очень хорошо: нам 2 миллиарда есть куда направить. Поэтому, возможно, совместно сможем [этот вопрос] проработать».
Особых дискуссий об областном бюджете не было, так как они при существующих политических раскладах в ЗакСобрании бесполезны: 35 мандатов из 40 контролируются фракцией «Единая Россия».
Традиционно против бюджета голосуют коммунисты, во фракцию которых входят два депутата — Антон Клюев и первый секретарь обкома КПРФ Антон Сидорко. Последний на декабрьском заседании отсутствовал, поэтому от имени фракции выступал Клюев. Он назвал многие расходы неоправданными и обвинил единороссов в отсутствии политической воли для решения насущных проблем:
«Мы с вами видим, что в 2025 году в соответствии с предлагаемым бюджетом, мы столкнемся с дефицитом почти в 15 миллиардов рублей. Видим, что эта цифра беспрецедентная и, в принципе, за всю историю Владимирской области это происходит первый раз.
Можно сказать, что, как [министр финансов Владимирской области] Вячеслав Павлович Кузин сказал, что при исполнении бюджета дефицит будет сокращаться. Однако у нашей фракции КПРФ есть опасение, что из-за высокого уровня реальной инфляции расходы будут только расти, а постоянное повышение ключевой ставки Центрального банка даст отложенный эффект в части снижения собираемости ряда налогов - налога на прибыль, например, или НДФ.
Регион продолжает стремительно накапливать долги, которые когда-то придется отдавать, и проценты платить по ним придется ежегодно, и никто их списывать не собирается, как мы тоже это слышали [на самом деле, решение о возможности списания до двух третей долгов региона по инвестиционным, бюджетным и казначейским кредитам может быть принято на федеральном уровне, при соблюдении ряда условий, - примечание Зебра ТВ].
Многие расходы не оправданы, например, если мы сейчас говорим по поводу аэропорта в Семязино, если он нам так нужен, может быть, если мы копим долги, эти деньги потратить, например, на объездные дороги Александрова, Киржача, Гороховца, о которых мы так говорим долго.
Новые ИБК [инвестиционные бюджетные кредиты], которые мы набираем, более 1 миллиарда рублей, включая бюджетные средства, на дорожное хозяйство, коммунальное хозяйство, пойдут на обеспечение сбалансированной жилой застройки в Коврове, Киржаче и Вольгинском. По логике КРТ [комплексного развития территорий], это все же обязанность застройщиков, по идее, а не нашего бюджета.
Есть лишние деньги, давайте лучше вернёмся к вопросу областного дворца спорта, о котором мы тоже говорим постоянно, по станции скорой помощи в городе Владимире.
В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне чиновники на четверть увеличивают опять расходы на пиар власти в СМИ, более 70 миллионов дают на гастроли и концерты, а ввести ежемесячную выплату поколению «Детей войны» не хватает политической воли. Поэтому фракция КПРФ категорически здесь поддержать такой подход к формированию бюджета не может».
Заместитель председателя ЗакСобрания, руководитель фракции «Единая Россия» Вячеслав Картухин призвал поддержать принятие закона об областном бюджете во втором чтении, назвав позицию коммунистов ошибочной:
«Мы считаем, что бюджет очень сбалансирован, соответствует реальной ситуации. Мы видим, что предприятия и промышленность региона работают очень эффективно, не сбавляя обороты. Это обеспечивает формирование налоговой базы, за счет которой мы можем выплачивать вовремя и индексировать зарплаты работникам бюджетной сферы.
Министерство финансов очень качественно отработало все позиции - учтены мнения представителей депутатского корпуса, активная работа была проведена и проводится по наказам избирателей.
Я прошу всех коллег проявить реальное видение ситуации, понимание того, что без бюджета область не сможет развиваться. Критиковать можно, но не голосовать за бюджет, на мой взгляд, это достаточно ошибочная позиция, которая не в интересах жителей Владимирской области».
Депутата-единоросса от Гусь-Хрустального Николая Балахина задели слова коммуниста Клюева об отсутствии целесообразности тратиться на реконструкцию аэропорта в Семязино:
Член бюджетного комитета ЗакСобрания Сергей Бирюков (фракции «Справедливая Россия») предложил коммунистам не просто выступать против расходов, а оформлять предложения в виде поправок к бюджету. Он пообещал Антону Клюеву свою помощь в этом вопросе:
Поясним, что регламентом ЗакСобрания предусмотрено так называемое заочное голосование. Для этого депутатам, которые не могут участвовать в работе облпарламента по уважительным причинам, необходимо до начала заседания написать заявления, что они по вопросам повестки дня голосуют либо «за», либо «против». И тогда их голоса учитываются при общем подсчёте. Но кроме членов фракции «Единая Россия» этой возможностью никто, как правило, не пользуется. Более того, коммунисты время от времени критикуют это положение регламента, заявляя, что считать можно голоса только тех, кто находится в зале заседаний. Поэтому и получилось, что фракция «Единая Россия» при двоих отсутствующих членах проголосовала за принятие областного бюджета в полном составе (35 голосов), а фракция КПРФ при одном находящемся в отъезде депутате выступила «против» только половиной имеющихся в её распоряжении голосов.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.