На первой в 2023 году пресс-конференции губернатора Александра Авдеева подняли тему существенно выросшего госдолга Владимирской области. Журналист Иван Ростовцев напомнил, что долг Владимирской области увеличился вдвое - до 6,7 миллиарда рублей. Губернатора попросили оценить приемлемый уровень государственного долга Владимирской области и объяснить, как его планируется погашать.
Авдеев ответил на вопрос, прибегнув к сравнению госдолга Владимирской области и соседних регионов и отослал к такому понятию как «магия цифр». Например, в Московской области один из самых внушительных долгов, но люди все равно едут туда жить и работать. Губернатор подчеркнул, что уровень долга региона ни при каких обстоятельствах не ляжет бременем на граждан.
Глава региона объяснил, что рост госдолга произошел из-за того, что Владимирская область получила государственный инфраструктурный бюджетный кредит. По словам Авдеева, за его получение сейчас борются все регионы России. Важно, чтобы увеличение госдолга отвечало целям: нельзя просто «проесть» эти деньги, но если вместе с инфраструктурным кредитом придут кратно бОльшие частные инвестиции, что позволит региону впоследствии получить внушительные налоги — это приемлемо.
«По поводу долга: знаете ли вы магию цифр — когда у тебя был рубль долг и ты взял копейку, то это прирост на 1%, а если долг был копейка и ты взял копейку, то прирост долга — 100%. Знаете ли вы, какие долги у наших соседей, примерно — в Костроме, в Рязани, Московской области? И проведите корреляцию — один из самых крупных долгов, как ни странно, у Московской области. И люди едут. Когда говорят — вот люди будут долги раздавать, начинают пугать. Но при этом люди, получается, перемещаются туда, где долги гораздо больше. Никак это не связано с жизнью простого человека.
Второе — магия цифр — у нас был один из самых низких долгов в Центральном федеральном округе, да и по стране тоже. Поэтому когда была инициирована президентская программа предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) для финансирования проектов в перспективных точках развития. Инфраструктурный кредит, подчеркну — это не просто так взял на зарплату или на проведение мероприятий, а перспективные точки развития: где растет жильё, появляются рабочие места, растет налоговая база, инвестиции частные. На фоне того, что тебе на 15 лет предоставляет в долг государство, частная инвестиция должна быть кратно выше. Рост долга произошел по причине привлечения ИБК, регионы сейчас бьются за инфраструктурные кредиты, лишь бы их получить.
Вопрос о том, какой долг приемлемый — трудно сказать. Есть порог долга, который определен бюджетным кодексом, — он может составлять и 20-30% от собственных доходов. То есть, сейчас у нас долг 6,7 миллиарда, но если доход у нас 60 миллиардов, долг может быть 12-15 миллиардов. Приемлемо или нет? Все зависит от цели, которую мы преследуем. Если цель — проесть деньги и в будущем ничего не получить, то я категорически против. Если цель — взять миллиард, привлечь еще пять миллиардов и от этого получить потом пять миллиардов налогов за 15 лет, я - за. Потому что как раз те регионы, которые вкладывают в инфраструктуру, растут гораздо быстрее. Есть неразумная политика, когда взяли и проели — такие регионы я тоже знаю», - пояснил свою точку зрения Авдеев.
Губернатора попросили прокомментировать выделение 3,9 миллиарда рублей инфраструктурного бюджетного кредита на городское поселение Доброград в Ковровском районе. В рамках освоения кредитных средств, проект должен планомерно достигать установленных на несколько лет вперед целевых показателей. В частности, число рабочих мест, должно составлять 4,3 тысячи, но за последний год создано всего 188 мест, а из 24 миллиардов инвестиций привлечено меньше 5 миллиардов, вместо 7,5 тысячи жителей — не набирается и тысячи. У губернатора спросили, не придётся ли региону возвращать этот инфраструктурный кредит, если проект просто «схлопнется», а показатели не будут достигнуты.
Александр Авдеев ответил, что область ожидает от федеральных инвестиций, вложенных в Доброград, доход не менее 15 миллиардов рублей за 15 лет — на это время дается сам кредит. Губернатор довольно резко ответил, что ждать видимых результатов за столь короткое время рано — все равно, что ждать, что посаженная картошка вырастет за несколько дней.
При этом глава региона не стал отрицать проблем, которые сказались на темпе освоения бюджетных инвестиций и реализации частных инвестпроектов уже работающими в регионе предприятиями:
«Начну издалека: как вы думаете, сколько в советское время было создано новых городов? Я к тому, что советское правительство было неглупое, создавая новые города - порядка 70 на территории Советского Союза. Городу Радужный в прошлом году было 50 лет, население — 18 тысяч человек. Там детские сады, школы, жилье, единственный минус, что тогда были моногорода - было одно предприятие, если там что-то происходит, люди теряют работу. Задача современная — создавать многопрофильную диверсифицированную экономику.
Доброград — это город, уже не частный проект. Уже там 257 прописанных жителей, тысяча реально проживающих, 188 постоянных рабочих мест, более тысячи мест временных, связанных с активной инвестиционной деятельностью. Те средства, что туда привлечены со стороны государства, должны нам вернуться в течение 15 лет — это не менее 15 миллиардов в доход.
Ещё раз подчеркну, ИБК — это профинансированные правительством бюджетные кредиты на финансирование проектов роста. Роста. Вы рассуждаете как человек, который 31 мая посадил картошку, а 2 июня прибежал и спрашивает, почему она не растёт, должна же расти. И через месяц прибежали — а чего она не растет? Подождите. Вырастет.
В Доброграде сейчас строятся три предприятия, несмотря на зиму, готовится к заключению еще ряд инвестиционных соглашений. Мы только в прошлом году начали, а уже три строятся, а кредит — на 15 лет. В прошлом году сдано 18 тысяч квадратных метров жилья, в следующем будет — 50 тысяч квадратов жилья, а должно быть сдано 150-180 тысяч квадратов за весь период. С такими темпами строительства - это три года. Даже со смещением на год-два, более выгодного проекта во Владимирской области нет.
Объективные сложности есть — это мы понимаем. Мы, конечно, храбримся, что на нас зарубежные санкции не подействовали. Подействовали. Мы по стройкам своим видим, что оборудование сложное не купишь или идет оно по полгода-год, инвестиционная составляющая зашаталась, потому что кто-то пересматривает свои планы. Но появляются новые ниши по импортозамещению, которые позволяют заключать новые контракты».
Напомним, в 2019 году Доброград получил статус поселка. В конце октября 2020 года вышло постановление правительства России о создании ОЭЗ «Доброград-1». А в начале 2022 года построенному частной компанией «Аскона» Доброграду согласовали статус городского поселения.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.