11 сентября 2022 года, в единый день голосования, параллельно с выборами губернатора, во Владимирской области должны пройти 22 избирательные кампании депутатов городских и сельских поселений. Всего в ходе этих выборов должны быть «разыграны» 160 депутатских мандатов. Однако они могут не состояться из-за того, что на 1 января 2023 года запланировано вступление в силу части положений федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти в РФ», предусматривающего упразднение городских и сельских поселений и включение их в состав районов.
Закон был принят в первом чтении, и изначально его утверждение было запланировано на 16 марта, но после того как с мест пошёл шквал критики реформы, в Госдуме решили отложить рассмотрение на июнь, а региональным парламентам было предложено направить на федеральный уровень свои поправки, уточнения, предложения и пожелания.
На сайте ЗакСобрания Владимирской области, со ссылкой на председателя комитета по местному самоуправлению, земельным отношениям и административно-территориальному устройству Александра Цыганского, сообщается, что владимирские депутаты приняли три поправки к закону о муниципальной реформе. Сам Цыганский в беседе с Зебра ТВ уточнил, что поправки были утверждены путём телефонного опроса депутатов и уже направлены в Госдуму.
В одной из поправок ЗакСобрание предлагает наделить регионы правом своими законами продлить не более чем на год сроки полномочий органов местного самоуправления, в которых выборы Советов запланированы на 2022 год. Это позволит с 1 января 2023 года плавно приступить к исполнению закона о муниципальной реформе.
Вот как об этом сообщается на сайте Законодательного Собрания Владимирской области:
Если называть вещи своими именами, то речь идёт не столько о продление полномочий низовых уровней власти, сколько об отмене выборов депутатов местных Советов в следующих муниципалитетах:
-
город Александров;
-
Денисовское, Куприяновскоое и Фоминское сельские поселения Гороховецкого района;
-
Демидовское, Краснооктябрьское и Уляхинское сельские поселения Гусь-Хрустального района;
-
Вяткинское, Головинское, Лавровское, Мошокское и Муромцевское сельские поселения Судогодского района;
-
Селецкое и Павловское сельские поселения Суздальского района.
Также могут быть отменены дополнительные выборы депутатов местных Советов — всего 10 мандатов.
В беседе с Зебра ТВ Александр Цыганский сказал, что отмена выборов в этом году позволит не только исполнить требование федерального законодательства о муниципальной реформе, но также приведёт к экономии бюджетных средств и торжеству здравого смысла — зачем тратить деньги на то, что придётся через 4 месяца упразднять? Правда, стоит отметить, что новым законом об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрен переходный период до начала 2028 года, когда он полностью вступит в законную силу. Ряд юристов на условиях анонимности пояснили Зебра ТВ, что выборы в сентябре можно было бы провести без проблем, и ликвидировать сельские и городские поселения к концу 2027 года. Вместе с тем, как сказал один из собеседников, «соревнования по самой экстраординарной трактовке законодательства — сегодня самый популярный в России спорт».
Кстати, о деньгах. Организация и проведение выборов обходится бюджету в среднем в 100 рублей на одного избирателя. Например, затраты на недавний референдум по самостоятельности Доброграда, где работали шесть избирательных участков, составили 700 тысяч рублей. Если оперировать не аптекарскими, а приблизительными цифрами, и предположить, что во всех 21 сельском поселении (без учёта крупного города Александров), где в сентябре запланированы выборы, проживает столько же избирателей, как и в Новосельском поселении, то бюджет может сэкономить около 15 миллионов рублей.
В этой истории есть ещё один нюанс — временной. По закону, даты муниципальных выборов назначают местные Советы; если речь заходит о дополнительных выборах, то решения принимают территориальные (районные) избирательные комиссии (ТИК). Учитывая, что все кампании пройдут в единый день голосования — 11 сентября, Совнардепы и ТИКи обязаны принять соответствующие решения не позднее 22 июня 2022 года; если они этого не сделают, их поправит прокуратура. Но дело в том, что региональный закон о продлении полномочий указанным органов местного самоуправления может быть принят только после вступления в силу федерального закона о муниципальной реформе, обсуждение которого во втором чтении назначено на июль. В идеале для ЗакСобрания Владимирской области ситуация должна складываться так: Госдума принимает новые правила 1 июня; Совет Федерации утверждает его в тот же день, а президент подписывает в течение нескольких часов, чтобы они моментально вступили в силу; облпарламент после этого молниеносно принимает закон о продлении полномочий указанных муниципалитетов и избавляет местные Советы и ТИКи от необходимости вмешиваться в эти игры. В противном случае дата голосования будет определена по действующему законодательству.
Если все органы власти уложатся в сроки, то в этом году во Владимирской области пройдёт только одна муниципальная избирательная кампания — дополнительные выборы депутата Карабановского горсовета по округу №15. Эти выборы нужно провести до 5 июля включительно, и они пройдут по действующему в настоящее время законодательству.
Две другие поправки, предложенные депутатами ЗакСобрания Владимирской области к федеральному закону о муниципальной реформе, касаются того, что местными администрациями должны руководить не коллегиальные органы, а единолично главы, а сельские старосты должны получать вознаграждение за свою работу.
Напомним, ранее на площадке Владимирского филиала РАНХиГС в ходе круглого стола был высказан ряд экспертных мнений — как «за», так и «против» - по поводу нового закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти в Российской Федерации.
Глава округа Муром, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области» Евгений Рычков выступил с резкой критикой реформы, заявив, что его мнение разделяют 60% членов Ассоциации.
Доктор политических наук, ведущий сотрудник ВФ РАНХиГС Роман Евстифеев сообщил, что оригинальность текста, принятого в первом чтении законопроекта, составляет всего 2,3%. Около 70% заимствовано из пока ещё действующего закона об общих принципах организации местного самоуправления, а остальное взято из других нормативно-правовых актов.
Глава Собинского района Александр Разов заявил, что упразднение администраций в городских и сельских поселениях позволит сэкономить средства на оплате труда муниципальных служащих и на проведение выборов. На примере своей территории он назвал сумму в 150 миллионов рублей.
Позицию Разова поддержали глава Камешковского района Надежда Игонина, а также главы администраций Александровского (Анна Кузнецова), Петушинского (Александр Курбатов) и Вязниковского (Игорь Зинин) районов.
Председатель Общественной палаты Владимирской области Анатолий Аннин указал на то, что в законе не сформулированы цели реформы, а его название не отражает содержание. Он также призвал устранить коррупциогенные факторы из текста документа.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.