Шум вокруг: что говорят о запрете хиджабов во владимирских школах

Почти неделю в российском медиапространстве обсуждают приказ министерства образования Владимирской области о запрете хиджабов, никабов и другой религиозной одежды в школах. Участники заочной дискуссии разделились на два лагеря — судя по развитию событий, абсолютно непримиримых
Новости Автор: 31 октября, 18:18 7233

Российские политики и государственные деятели четвертый день подряд спорят о запрете хиджабов в школах Владимирской области. Приказ регионального министерства образования и молодежной политики стал заглавной темой шоу на федеральном ТВ и в личных телеграм-каналах депутатов Госдумы. Комментировать инициативу владимирского Белого дома пришлось даже пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову. Зебра ТВ подготовила саммари наиболее заметных эпизодов дискуссии, которая, кажется, все дальше уходит от изначальной темы.

***

Министр образования Владимирской области Светлана Болтунова подписала приказ о запрете «одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося, в том числе хиджабов, никабов и т. д.» во вторник, 22 октября. Через три дня документ появился на государственном сайте правовой информации.

Одним из первых на нововведение отреагировал журналист, бывший депутат Законодательного Собрания Владимирской области Максим Шевченко. Он заявил, что «в принципе, полностью поддерживает желание учителей сосредоточить внимание учащихся на учебном процессе», однако формулировка запрета несколько настораживает:

«Религиозные нормы жизни большинства населения. В Чечне одни, во Владимирской области — другие. Эти правила ношения одежды в школе должны касаться не только религиозной одежды, но и одежды с разными политическими или иными конфликтными надписями и изображениями, включая атрибутику спортивных клубов.

К сожалению, сосредоточенность авторов этого приказа именно на исламских видах религиозной одежды, свидетельствует не о заботе о детях и учебном процессе, а о непродуманном желании поучаствовать в мутной политической игре, задачи и правила которой авторы приказа (уверен!) до конца не понимают».

AVO_0460_Shevchenko.jpg Максим Шевченко, фото пресс-службы правительства Владимирской области

В министерстве образования уже на следующий день после издания приказа опубликовали официальный комментарий. В ведомстве заявили, что требования к внешнему виду школьников «обеспечивают светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений и поддержание в них религиозного нейтралитета».

В понедельник, 28 октября, советник главы Чечни Рамзана Кадырова, муфтий республики Салах Межиев назвал приказ владимирского минобра нарушением Конституции РФ. Межиев высказал свое недоумение от того, что в приказе владимирского минобра «особо отмечается запрет именно и только исламской религиозной одежды»:

«Надеемся, что это лишь по причине недостаточной его проработки составителями документа, а не целенаправленные действия против мусульман, направленные на дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его отношения к религии».

Заместитель губернатора Владимирской области Владимир Куимов в тот же день объяснил журналистам, что хиджабы запретили по просьбам родителей: «Дети по-разному реагируют, на этой почве происходят некоторые конфликтные ситуации». Чиновник де-факто назвал запрет мерой по предотвращению буллинга в школах.

0842-2-Kuimov.jpg Владимир Куимов, фото пресс-службы правительства Владимирской области

Вечером во вторник, 29 октября, в дискуссию включился депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов. В своем телеграм-канале он назвал запрет хиджабов во владимирских школах «абсолютной провокацией», а тех, кто придумал такое (имен депутат не упоминал) «безответственными людьми, подрывающими стабильность общества».

Delimhanov.jpg Адам Делимханов, фото duma.gov.ru

Делимханов заявил, что обсудил нововведение со своим коллегой, депутатом Госдумы от Владимирской области Игорем Игошиным и заявил, что вместе с ним будет «добиваться отмены этого запрета». Чеченский политик также пообещал непонятливым «доходчиво объяснить, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать».

Игорь Игошин после этого сообщения от Адама Делимханова пропал из публичного поля. Ни Зебра ТВ, ни федеральные издания не смогли узнать его позицию: телефон депутата был выключен, на сообщения в мессенджерах единоросс не отвечал. В думском аппарате Игошина заявили, что комментировать ситуацию не будут.

Igoshin_19.jpg Игорь Игошин, фото duma.gov.ru

На защиту министерства образования Владимирской области встала патриотическая организация «Рокот-центр» и «военкоры». В своих телеграм-каналах он призывали региональных чиновников «не прогибаться», а некоторые даже предполагали, что заявление Адама Делимханова ослабляет федеральный центр во время СВО.

Другой депутат Госдумы от Владимирской области — Алексей Говырин — попробовал примирить сторонников запрета и его противников. В среду, 30 октября политик попросил спорщиков «не допускать спекуляций», потому что «поддаваться излишним эмоциям — это сыграть на руку противнику, заинтересованному в “раскачивании лодки”»:

«Дети приходят получать знания, которые им потом пригодятся в жизни, позволят продолжить учебу в колледже или вузе, позволят получить профессию. И эта образовательная цель — главная. Ребенок не должен от нее отвлекаться, и, конечно, в самую последнюю очередь — отвлекаться на внешний вид.

Сейчас активно обсуждается идея вернуть в школы форму. Многие родители и педагоги считают, что форма дисциплинирует, настраивает на учебу. Конечно, она должна быть удобной, экологичной, практичной, но обязательной для всех российских школ. И это вопрос не только о форме, но и о содержании».

SKRVC0014-5086.jpg Алексей Говырин, фото из архива Зебра ТВ

Вечером того же дня, 30 октября, правительство Владимирской области распространило свою официальную позицию по запрету хиджабов. В Белом доме еще раз подчеркнули, что требование к внешнему виду школьников полностью соответствует Конституции России и нормам федерального закона об образовании.

Источник «Коммерсанта», близкий к руководству региона, признался, что областные власти испытали «легкое недоумение» из-за скандала вокруг запрета, но «идти на попятную не собираются». Собеседник издания предложил всем, кто считает, что его права нарушены, обратиться в суд, ведь «мы же в правовом государстве живем».

«По его [источника, близкого к руководству региона] словам, „небольшое и дружное“ мусульманское сообщество Владимирской области недовольства по поводу приказа никак не выражало, „но почему-то люди извне (из других регионов) пытаются обсуждать наши внутренние дела“», — отмечает «Коммерсант».

Пока в прессе обсуждали правовую основу запрета, член комитета Госдумы по безопасности Бийсултан Хамзаев назвал владимирских чиновников «идиотами, [которые] решили противодействовать этой большой, важной и нужной политике» (приказ о запрете хиджабов был издан, когда в Казани проходил саммит БРИКС):

«Глава региона — кто он такой, вообще? Почему он должен запрещать то, что родитель в тяжелом современном агрессивном мире воспитывает ребёнка в религиозном правильном состоянии, отправляет в школу, а вы говорите: нет, это неважно, снимай и уходи. Вы что, важнее, чем Конституция России?»
Видео «Подъем»

Высказыванием Хамзаева обсудили на телеканале «Россия 1». Ведущий программы «60 минут», депутат Госдумы Евгений Попов обозвал коллегу «хайпожором». Хамзаев в ответ предложил «задавать вопросы прямо в лицо, а не за спиной разгонять шум по трубам прямого эфира». Спустя время Попов сообщил, что ему «звонил Хамзаев. Угрожал».


Пока по телеграм-каналам распространялись слухи, будто бы «Единая Россия» может приостановить членство Бийсутлана Хамзаева в партии, запрет хиджабов прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он был краток: «Каждый регион реализует свои полномочия. Мы в этой дискуссии не принимаем участие».

Peskov.jpgДмитрий Песков, фото kremlin.ru

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.