Ситуация с палом сухой травы во Владимирской области весной 2019 года является «полным беспределом». Об этом на совещании руководства региона 33 с главами органов местного самоуправления заявил председатель Законодательного Собрания Владимир Киселёв.
Спикер сообщил, что многочисленные возгорания растительности (более 515 случаев на 29 апреля, по данным МЧС) свидетельствуют о «бессилии органов власти вообще», что не осталось незамеченным простыми жителями, которые в соцсетях популярно излагают своё мнение о происходящем.
Владимир Киселёв заявил, что в сельских населённых пунктах и в частном секторе «жгут все и всё подряд», что указывает на полный провал в профилактической работе с населением относительно недопустимости пала растительности. Он добавил, что вынужден лично звонить руководителю региональной госинспекции административно-технического надзора Виктору Придыбайло и начальнику ГУ МЧС по Владимирской области Владимиру Белозерову и информировать их о местах возгораний. Киселёв предположил, что кроме него Придыбайло и Белозерову никто из других должностных лиц не звонит. Он считает это неправильным.
С такой позицией не согласился губернатор Владимирской области Владимир Сипягин. Он заявил, что главы органов местного самоуправления должны сами должным образом выполнять свои функции, связанные с обеспечением противопожарной безопасности на их территориях, и он лично никому из них звонить по поводу возгораний («сопли вытирать») не намерен. Губернатор считает, что и простые жители не должны этого делать.
Вот расшифровка этого фрагмента совещания.
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области: «Я, честно говоря, не помню таких палов травы, как в этом году. Конечно, [происходит] полный беспредел. Создалось такое впечатление, что, ну, какое-то бессилие органов власти вообще. И у людей — тоже [такое же впечатление сформировалось]. Вы посмотрите, что творится в социальных сетях, как нас с вами поливают люди - наши жители — за нашу с вами работу. Все с вами мы помним 2010 год, беспрецедентные пожары, и тогда тоже органы власти расписались, в общем-то, в бессилии. Все — я не говорю, что здесь только муниципалы [бессильны]; здесь и координирующая роль, Владимир Владимирович, областной администрации тоже должна быть, потому что, понятно, что, наверное, земли там [горят] муниципальные, но и КЧС [комиссия по чрезвычайным ситуациям] у нас областная, и вот такое совещание, может быть, надо было чуть пораньше провести, а не уже когда всё свершилось.
Вот сейчас выйти в пойму — там чёрные территории не только около города Владимира, около многих вообще населённых пунктов Владимирской области. И здесь, конечно, говорить о том, что вот сегодня мы можем что-то сделать... Мы уже практически ничего не можем, потому что уже трава, так скажем, в этих местах выросла и подросла.
С населением мы с вами не работаем. То есть, если сегодня войти в любой населённый пункт Владимирской области, в сельской местности, в частный сектор — жгут все и всё подряд. Никто с населением не работает. То есть, люди не понимают, во-первых, то, что они вредят сами себе: они сжигают вот эти мусорные отходы, и получают, вдыхают диоксины, а потом [все задаются вопросом:] откуда у нас рост раковых заболеваний? Понятно, откуда, в том числе.
Я вот периодически звоню то [начальнику государственной инспекции административно-технического надзора администрации Владимирской области Виктору Ивановичу] Придыбайло, то, значит, [начальнику ГУ МЧС по Владимирской области] Владимиру Александровичу [Белозерову, и говорю]: «Вон там жгут, вот тут жгут». А кто ещё звонит [этим руководителям]? И приезжают они, правда, быстро реагируют. Но не я же, наверное, вообще-то, один во Владимирской области существую. Кто там ещё [подаёт сигналы тревоги]? Вот кто-то ещё звонит, Владимир Александрович?».
Владимир Сипягин, губернатор Владимирской области: «Владимир Александрович [Белозеров]! Владимир Николаевич [Киселёв]! Я вам хочу сказать: что? Мы будем звонить, что ли!?».
Владимир Киселёв: «Я вот вынужден звонить сам!».
Владимир Сипягин: «Я вообще считаю, что каждый глава района и глава округа, наверное, самостоятельный человек, который может организовать работу своих сотен людей, которые находятся в подчинении. Что? Губернатор должен звонить пожарным!? Или председатель Законодательного Собрания!? Я поэтому и обращаюсь к руководителям: выполняйте свои функциональные обязанности, которые вам доверило государство! Об этом сказал Владимир Александрович [Белозеров]. Я не собираюсь, честно говоря, звонить всем, отслеживать пожары, которые происходят во Владимирской области, лично. Не собираюсь! Это вы должны делать: профилактику — раз; и тушение — два; и наказание — три! Вот три пункта, которые надо выполнять в этой сфере, и всё будет работать! Мы сопли вытирать не будем никому!».
Владимир Киселёв: «Согласен».
Владимир Сипягин: «И жители не будут тоже [никому] вытирать [сопли]. Это функциональные обязанности главы [органа местного самоуправления]. И если вот то, что сегодня было, мы видели в лесном фонде, в границах сельских поселений, границах населённых пунктов — мы это будем делать вместе с вами. Хороших [руководителей] - поощрять, плохих — наказывать всячески».
Владимир Киселёв: «И ещё я бы хотел добавить. Вот, как показывает анализ, к сожалению, в основном поджигают траву дети, подростки. Это — профилактика в школах, работа с детьми в школах. То есть, здесь надо нам подключить и департамент образования. И я помню, что раньше у нас были кружки юных пожарных в школах; проводилась большая профилактическая работа с детьми. Понятно, что отдельные там ребята всё равно хулиганили. Но, тем не менее, я помню, сами маленькие, мы ходили и тушили вот эти вот палы. Но, конечно, может быть, неправильное дело; может быть, не нужно детям в это дело лезть, но, по крайней мере, ребёнок когда понимает, что поджигать — это вредно и опасно, он не будет этим делом заниматься».
Владимир Сипягин: «Ещё раз хочу подчеркнуть, уважаемые главы: вы все — взрослые люди. Вы все понимаете, каким образом надо работать. Вы все — опытные и профессионалы своего дела. Выполняйте свои функции! Вот и всё, ничего сложного не требуется, потому что такую тему, как профилактика, которую надо делать не сейчас — 25 апреля, а в том году, осенью. Я вообще не вижу здесь проблематики какой-то или [необходимости привлечения] гигантских финансовых ресурсов, там, где проблема существует».