«Система образования находится не в самом худшем положении»

Выступление представителя Законодательного Собрания Владимирской области в Совете Федерации Сергея Рыбакова на августовской конференции педагогических работников региона
Новости Автор: 30 августа 2015, 15:33 8 3707

27 августа в конференц-зале администрации Владимирской области прошла августовская конференция педагогических работников региона. Это мероприятие традиционно проходит перед началом учебного года, его ещё называют «Большим августовским педсоветом».

В числе официальных лиц, поздравивших учителей с приближением Дня знаний, был и заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков. Он представляет в верхней палате российского парламента Законодательное Собрание. (Напомним, что с июня 2012 по август 2013 года он был главным федеральным инспектором по Владимирской области и многие наблюдатели были уверены в том, что именно его назначат врио губернатора).

AVO_00011.jpg

Кроме тёплых слов в адрес педагогического сообщества, сенатор Рыбаков отметил, что система образования в России находится не в столь уж и плохом состоянии, так как есть отраслевой федеральный закон, применение которого хоть и вызывает массу вопросов, но по нему можно и нужно работать.

Рыбаков также подчеркнул, что образование - главная сфера в жизни страны, и роль учителя в развитии России огромна. Перефразировав немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, Сергей Рыбаков заявил, что «ту великую страну, в которой мы живём, создали сначала земские, а потом советские учителя».

Вот полный текст выступления сенатора Рыбакова:

Сергей Рыбаков, представитель Законодательного Собрания Владимирской области в Совете Федерации, заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре:

  • Дорогие друзья, коллеги!
  • Прежде всего, хочу передать вам самые искренние приветствия и поздравления с предстоящим началом учебного года от председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко и от председателя нашего профильного комитета по науке, образованию и культуре Зинаиды Фёдоровны Драгункиной и пожелать вам всего-всего самого лучшего, успехов, здоровья и плодотворной работы в вашей столь важной деятельности по воспитанию наших детей
  • Спасибо вам за ваш труд

(Аплодисменты)

  • Я здесь по долгу службы, потому что не могу не посетить это мероприятие, являясь заместителем председателя профильного комитета, но, конечно, я здесь и по зову сердца, потому что я родился и вырос в учительской семье, оба моих родителя были учителями, я сейчас являюсь профессором МГУ на протяжении уже многих лет, и не могу не посещать такие мероприятия
  • Мне всегда радостно от встречи с вами, уважаемые коллеги
  • Конечно, как представитель Федерального Собрания я, наверное, должен вам что-то сказать про федеральную повестку, потому что уважаемый Алексей Валерьевич (Марченко, первый заместитель губернатора Владимирской области по промышленности и экономической политике) прекрасно рассказал про то, что делается в области, и вклад владимирских учителей и педагогов (в социально-экономическое развитие региона), вообще, огромен, конечно, и все эти изменения (к лучшему), которые происходят, они очевидны
  • Если же говорить о том, что происходит на федеральном уровне, мне бы хотелось сказать следующее: вообще-то, система образования и вся эта сфера, несмотря на то, что она достаточно часто критикуется, как мы все знаем, в общем-то, находится не в самом худшем положении, мягко говоря, потому что в образовании есть свой (федеральный) закон, свой отраслевой закон, который достаточно чётко и системно описывает то, что здесь должно происходить. В отличие, например, от сферы культуры, где, как вы знаете, с большими проблемами идёт законодательный процесс, и никак, в общем-то, общий (федеральный) закон (о культуре) не выходит у нас на финишную прямую
  • Конечно, с принятия закона (об образовании) прошло уже определённое время, теперь есть возможность оценить, как он работает, понять, какие есть недостатки, а недостатков не может не быть в таком большом и объёмном законе
  • Хочу поделиться с вами маленьким профессиональным секретом: несмотря на то, что существует некое негласное такое как бы решение, негласное обязательство, чтобы не вносить пока изменения в этот закон, (до тех пор) пока недостаточно полно промониторена ситуация с его действием, тем не менее, вы знаете, что целый ряд изменений уже вносились, потому что просто назрели
  • Но, на самом деле, конечно, по этому закону нужно работать, и ситуация не так, наверное, печальна, хотя, есть, конечно, определённые моменты, которые до сих пор вызывают вопросы, может быть, с точки зрения недостаточной продуманности последствий применения этого нормативного акта
  • В частности. эти разговоры поднимаются на комитете, идут обращения в Министерство образования, чтобы поправить ситуацию. Например, про аспирантуру высшего образования, которая вызвала неожиданные проблемы у научных организаций, которые никогда не занимались образованием, но сейчас будут вынуждены заниматься такими банальными вещами, как общежития, столовые и так далее
  • Или, например, про дошкольный уровень образования, про него говорить не буду, потому что вы знаете все проблемы, связанные, например, с созданием сайтов в сельских детских садах и так далее
  • Конечно, сейчас большой вопрос возникает в стыковке между средним профессиональным и высшим профессиональным образованием. Да и, вообще, те потрясения, которые испытала система среднего профессионального образования, они, конечно (негативно на ней) сказались
  • Что тут говорить, ни для кого это не секрет - (завершилось) приведение на определённый уровень среднего профессионального образования, а теперь получается, что мы переходим к системе бакалавриата и магистратуры повсеместно, и сейчас есть проблемы с некоторыми специальностями, кстати, проблемы очень острые, потому что вообще непонятно, что делать, например, с медиками
  • Понятно, что дипломированный медик не может быть бакалавром вообще
  • Сейчас очень актуальной стала тема с архитекторами, потому что получается объективно, что архитектор-бакалавр никуда вообще не годится, потому что, на самом деле, мировая практика такова, что архитектор ведь должен не просто иметь диплом о выпуске из высшего учебного заведения, но пройти ещё определённую систему аттестации и лицензирования, которая у нас в стране ещё не отработана, и сейчас, в принципе, готовятся некие изменения достаточно серьёзные в (федеральный) закон об архитектурной деятельности
  • Но, наверное, всё-таки, если подвести черту, хочется подчеркнуть, что, по всей видимости, акцент (в действиях государства в сфере образования), наверное, сейчас находится не в сфере законодательной деятельности, а, скорее, в сфере правоприменительной деятельности, в сфере реализации образовательной политики как на федеральном уровне, так и на местах. И здесь, конечно, можно так же говорить о многом
  • Безусловно, очень ценно то внимание, которое Министерство образования, в последнее, по крайней мере, время начинает уделять всё-таки средней школе, потому что, всё-таки, ключ ко всему — это средняя школа, это показала практика последних лет, в частности, всем известная история с введением Единого государственного экзамена
  • Понятно, что разговоры и споры, наверное, вообще беспочвенны — нужен ли такой (Единый государственный) экзамен, потому что единый экзамен на территории всей страны необходим. Все вопросы, в общем-то, были к форме проведения этого экзамена, и получается, что, действительно, статистика это подтверждает, это объективный факт, что введение именно государственного экзамена, в общем-то, значительно, ну, нельзя сказать, что всё стало идеально, но значительно улучшило ситуацию с приёмом (абитуриентов) в высшие учебные заведения, сравняло шансы ребят из (разных) регионов (при поступлении в столичные вузы), для которых, бесспорно, это движение вперёд очень серьёзное
  • Но при этом вот именно, можно сказать, такая форма проведения (Единого государственного) экзамена — она неким бумерангом ударила дальше по средней школе, потому что мы все понимаем, что несколько снизилась роль ученика (в образовательном процессе), снизилась роль получения аттестата о среднем образовании
  • По сути дела, школьники готовятся к сдачи определённых экзаменов в формате ЕГЭ и не стремятся, как школьники, так и их родители, к получении комплексного образования, которое мы все помним по советской школе
  • И, наверное, главная проблема сегодняшнего дня, по большому счёту, поделюсь своими личными впечатлениями, поскольку я преподаю на гуманитарном, философском факультете МГУ, уровень, скажем, характеристики какие-то подготовки студентов очень сильно изменились за последние 10-15 лет, это видно абсолютно невооружённым глазом
  • К сожалению, за пределами какого-то основного (учебного) курса, уровень знаний (студентов), общей эрудиции, общей культуры если хотите, он, к сожалению, снижается очень быстрыми темпами
  • Эту проблему (снижения уровня знаний вчерашних школьников) нам нужно решать в ближайшее время, потому что здесь ещё одна очень важная задача — нахождение инструментов, скажем, единой работы в сфере образования и культуры. К сожалению, из-за нашей межведомственной разобщённости, которая имеет место, вот эта проблема, она нарисовалась, и, действительно, скажем, образовательные механизмы средней школы, наверное, недостаточно участвуют в проведении (государственной) культурной политики и культурного воспитания детей. И в этом существует проблема, над которой ещё предстоит очень серьёзно поработать
  • Я не случайно уделил так много времени средней школе, потому что, безусловно, считаю, и я здесь не одинок, считаю это самым важным как в системе образования, так, может быть, и вообще во всей жизни страны
  • (Канцлер Германии) Отто фон Бисмарк говорил, что единую Германскую империю создал прусский школьный учитель. Действительно, это очень примечательно, что он отдал пальму первенства не пушкам, не армии, не экономике, а именно школьному учителю
  • И, наверное, перефразируя его (Бисмарка) слова, нельзя не согласиться с тем, что ту великую страну, в которой мы живём, создали сначала земские, а потом советские учителя. И все, кто учился в советской школе, отлично понимают, о чём я говорю
  • Вот здесь на экране важный такой и правильный лозунг («Качественное доступное образование — важнейший фактор социального благополучия региона»), я бы хотел обратить внимание, что это не просто красивые слова. На самом деле, наверное, вне всяких сомнений, образование — это самая важная сфера вообще в жизни страны
  • По сути дела, образование — это инструмент создания стратегии будущего страны
  • Конечно, работы (у нас с вами) - непочатый край, и я и мои коллеги, мы очень надеемся на совместную работу с регионами, поскольку мы - Палата (Федерального Собрания Российской Федерации), представляющая регионы
  • Я очень рад всех вас видеть в этом зале, и хочу пожелать вам огромного здоровья, личного счастья, успехов, сказать вам огромное спасибо
  • Низкий поклон вам за ваш труд, который, не устану это повторять, наверное, самый важный на свете
  • Спасибо вам всем

(Аплодисменты)