Слепая зона леса

Руководство Гринписа заподозрило департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области в «максимальном упрощении земельного воровства»
Новости Автор: 6 июня 2017, 16:50 9 7174

Три региона России - Московская, Владимирская и Челябинская области - не исполняют и никогда не исполняли законодательные требования по обязательной публикации сельскохозяйственных регламентов, - заявило руководство некоммерческой экологической организации Гринпис (признан в России нежелательной организацией). Речь идет о документах, содержащих подробную информацию по содержанию и использованию лесов: существующих и проектируемых территориях, наличии лесоперерабатывающей инфраструктуры и так далее.

При этом Московская область относится к этому списку лишь условно - тематические лесные карты, содержащие основную часть перечисленной информации, все же размещены на сайте комитета лесного хозяйства отдельно от регламентов.

«Фактически сейчас только два региона России полностью скрывают картографическую информацию о своих лесах от российских граждан: Владимирская и Челябинская области», - заявляет Гринпис.

Требуя исполнения законодательства, руководство Грипниса обратилось в департамент лесного хозяйства Владимирской области с официальным запросом. Полученный от чиновников 33 региона ответ экологическая организация публикует на своем официальном сайте. Чиновники Владимирской области дали понять, что не обязаны и не собираются выкладывать информацию в публичный доступ.

0_f322c_2ff3a1fc_orig.jpg

В Гринписе считают, что «приводимые департаментом доводы не имеют ничего общего с требованиями российского законодательства и прямо противоречат приказу Минприроды России». Экологи задаются вопросом: «С чем же может быть связано маниакальное нежелание владимирских лесных властей размещать в открытом доступе информацию о лесах», которая должна размещаться на сайтах органов управления в обязательном порядке.

В связи с подозрительной закрытостью департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области экологи делают целый ряд довольно жестких заявлений, считая, что целью такой непрозрачной политики может являться желание скрыть воровство и «растаскивание земель лесного фонда»:

«Незаконное сокрытие информации часто бывает связано с разнообразной криминальной деятельностью - разворовывать государственную и общественную собственность проще в тишине, не привлекая ничьего внимания. Главным видом лесного воровства в нашей стране является земельное воровство - растаскивание земель лесного фонда, номинально принадлежащих Российской Федерации, под разнообразные не связанные с лесом нужды (застройку и др.). Если ущерб от незаконных рубок в России оценивается в миллиарды или в первые десятки миллиардов рублей в год, то ежегодный ущерб от разворовывания земель лесного фонда может исчисляться, как минимум, сотнями миллиардов рублей, а то и триллионами. С учетом готовящейся сейчас так называемой "лесной амнистии" воровство лесных земель может стать в ближайшие годы еще более простым и выгодным делом, и приобрести еще больший размах.

Одним из главных условий успешного воровства лесных земель является отсутствие ясной и общедоступной информации о границах лесов, находящихся в государственной собственности. Публичная кадастровая карта содержит очень мало такой информации - на государственный кадастровый учет в нашей стране поставлена лишь четверть земель лесного фонда. По остальным трем четвертям главным и фактически единственным официальным источником информации о границах государственных лесов являются как раз схемы этих лесов, входящие в состав лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков. Доступность этой информации затрудняет разворовывание государственной лесной собственности, поскольку дает возможность каждому заинтересованному человеку проверить, принадлежит ли конкретный кусок леса государству (относится ли к землям лесного фонда какого-либо лесничества). Закрытость этой информации, наоборот, максимально упрощает земельное воровство».

Руководство Гринписа обращает внимание на то, что в настоящее время под следствием по обвинению в коррупции находятся два вице-губернатора Владимирской области, так и иначе курировавших сферу земельных (лесных) отношений:

«Кстати говоря, 4 июня 2017 года Следственный Комитет России сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении вице-губернатора Владимирской области Е.И.Мазанько, курировавшей в областной администрации, в том числе имущественные и земельные отношения, по подозрению в получении взяток в крупном и особо крупном размерах в общей сумме не менее трех миллионов рублей. А полгода назад Следственный Комитет России возбудил несколько уголовных дел в отношении другого бывшего вице-губернатора Владимирской области Д.А.Хвостова, ранее курировавшего в числе прочего лесной комплекс и работу департамента лесного хозяйства, также по подозрению во взяточничестве».

В Гринписе поясняют, что, выдвигая свое требование по раскрытию данных, они ссылаются на то, что согласно действующему законодательству лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков должны размещаться в открытом доступе на официальных сайтах органов управления лесами субъектов Российской Федерации:

  • Согласно пункту 15 «Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», утвержденного приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года № 72, «Органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте».

  • Согласно пункту 6 этого же документа, глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать, в числе прочего, следующую информацию: карту-схему субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества; схематическую карту территории лесничества с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам; поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Таким образом, эти три схемы должны в обязательном порядке входить в состав лесохозяйственных регламентов и в обязательном же порядке размещаться в трехдневный срок после утверждения на официальных сайтах органов управления лесами.

Зебра ТВ попыталась получить комментарии у руководства департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области. Чиновники сначала футболили между собой вопросы редакции, а потом заявили, что будут отвечать лишь на письменные запросы.

По информации Зебра ТВ, департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области не так давно полностью перераспределил региональные лесные массивы между новыми арендаторами. Выбор был сделан в пользу крупных бизнес-структур, например, аффилированных с певцом Львом Лещенко, в ущерб мелким местным предпринимателям (владельцам небольших лесопилок). Отметим, что реальная информация о том, в чьих руках и на каких условиях в настоящее время находятся зеленые угодья Владимирской области, и насколько эффективно они управляются, в открытом доступе также отсутствует.