На декабрьском заседании ЗакСобрания депутаты приняли в окончательном виде закон об областном бюджете на 2022 год. Этому предшествовало детальное обсуждение документа на всех профильных комитетах, поэтому народные избранники практически не обсуждали цифры, а в течение 75 минут спорили о том — является ли предложенный обладминистрацией и поддержанный всеми, кроме фракции КПРФ, закон бюджетом развития региона или бюджетом его спасения.
После принятия бюджета Владимирской области на 2022 год в окончательном виде, его основные параметры выглядят следующим образом:
-
доходы (с учётом помощи из федерального бюджета) — около 80 млрд;
-
расходы — 87,9 млрд;
-
дефицит — 7,9 млрд;
-
предельный размер госдолга - 8,7 млрд.
Единороссы назвали принятый документ бюджетом развития, так как 70% расходов направлены на социальную сферу. Кроме этого, огромные ресурсы планируется направить на село и ремонт дорог.
Коммунисты заявили, что строить школы, больницы и ремонтировать дороги — обязанность государства, поэтому расходы носят характер спасения, а не развития региона. КПРФ обвинила «Единую Россию» в продавливании нужных ей решений, популизме и объявили, что будут голосовать против.
Подводя итог дискуссии, председатель ЗакСобрания Владимир Киселёв сказал, что некоторые выступления были «эмоциональными, очень яркими, но, к сожалению, практически бесполезными». Он упрекнул фракцию КПРФ в том, что она, критикуя единороссов, не внесла ни одной собственной поправки в проект бюджета.
За принятие окончательного варианта бюджета на 2022 год проголосовали 29 депутатов, 6 - высказались против, один - воздержался.
Вот основные моменты 75-минутной дискуссии. Дословные цитаты взяты в кавычки.
Максим Шевченко, депутат ЗакСобрания (фракция КПРФ):
«Такое важное дело, как обсуждение бюджета, а исполняющего обязанности губернатора [Владимирской области Александра Авдеева] с нами в зале нет. Я считаю, что это неуважение к ЗакСобранию. Мы предыдущего губернатора, как говорится, пеняли и шпыняли, и это было справедливо совершенно».
-
Исполняющий обязанности мог бы здесь присутствовать.
Владимир Киселёв, председатель ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
- У нас здесь представитель губернатора, который очень глубоко разбирается в бюджете.
Вячеслав Кузин, вице-губернатор:
-
Предметом второго чтения является рассмотрение поправок. В первом чтении мы приняли областной бюджет до того, как федеральный бюджет был принят в третьем чтении. В итоге Владимирской области дополнительно были выделены средства, которые мы в этих поправках учли.
-
Главное, что касается наших непосредственно расходов — это строительство инфекционного корпуса на территории ОКБ [Областной клинической больницы].
-
Кроме этого, президентом было принято решение о поднятии размеров минимальной оплаты труда и прожиточного минимума. Эти расходы должны быть предусмотрены, так как от прожиточного минимума зависит размер публичных пособий, социальных выплат. Российская Федерация тоже выделяет средства на эти цели, а мы как дотационный субъект обязаны принимать свои решения в области софинансирования.
-
Мы также увеличиваем размер резервного фонда. После того, как федеральные министерства доведут до нас объемы этих средств, мы свою долю в эту копилку тоже вложим.
Лариса Емельянова, депутат ЗакСобрания (фракция КПРФ):
- Мы в августе делали депутатский запрос по поводу состояния электросетей и аварийного отключения света в некоторых районах.
«Это беда. В Селивановском районе на данный момент прямо беда. Давайте принимать какие-то меры к этому… Хотелось бы, чтобы решение уже сейчас какое-то было, потому что сейчас зима. Людям надо обогреваться».
Вячеслав Кузин:
- Ваш запрос очень внимательно рассмотрен временно исполняющим обязанности губернатора. Проведено целый ряд на эту тему совещаний с ответственными лицами, с энергетиками в первую очередь.
«Это в общем-то задача энергетиков. Это не задача бюджета — ремонтировать и делать эти линии. В этом плане все мероприятия разработаны».
Сергей Казаков, независимый депутат ЗакСобрания:
- Как будет обстоять дело с льготными лекарствами на следующий год, потому что есть опасения? Второе: когда будет построен областной дворец спорта?
Вячеслав Кузин:
- Первый вопрос по лекарствам. Расходные обязательства бюджета обеспечивают решение этой задачи. Все наши проблемы сегодня - организационные, они сегодня решаются через систему нашего МИАЦ [Медицинского информационно-аналитического центра].
«Если эти вопросы будут решены, то я думаю, что и качество, не финансовое обеспечение, а качество данной услуги будет, грубо говоря, на должном уровне. Будем за этим внимательно с вами наблюдать. Эта тема никуда не уйдет из внимания администрации, и я думаю, что не должна она уйти из внимания депутатов. Это наша улица с двусторонним движением. Я думаю, мы будем постоянно обмениваться информацией и решениями по этому вопросу».
- По областному дворца спорта решение еще не принято.
«Всё начинается не только с желания построить, но и, извините меня, с земли. Тот земельный участок, который был выделен, пока не устраивает ни проектировщиков, никого. Грубо говоря, на этом участке нельзя построить то, чего бы хотелось построить».
- Этот очень бюджетоемкий вопрос решается путем переговоров исполняющего обязанности губернатора с федеральными министерствами. При их поддержке, безусловно, он будет реализован. Вопрос с повестки дня не снят. Я надеюсь, что в следующих бюджетных циклах, мы решение по этому вопросу найдем, когда средства на проектирование будут предусмотрены нашим законом о бюджете.
«В первую очередь проектирование, а потом строительство. Появляется проектирование, значит, извините, появится и строительство».
Антон Клюев, депутат ЗакСобрания (фракция КПРФ):
-
Вопрос к несправедливости бюджета, федерального в том числе, что основные сливки остаются в Москве, а мелочь спускается уже вниз. Есть Владимирский театр драмы, которому выделяется на ремонт в течение трёх лет последовательно будет выделено 108 миллионов, 285 миллионов и 363 миллионов рублей. А что будет с другими учреждениями культуры, например, ДК в Небылом Юрьев-Польского района. Были написаны обращения о финансировании этого объекта - и в департамент культуры, и в наказах избирателей они содержались. В итоге ничего нет - граждане сами собирали деньги на проект.
-
Мы как всегда выделяем деньги, которые не могут даже расторговать, как в случае с ремонтом драмтеатра.
«Видимо [потенциальным подрядчикам] там какие-то показались малые суммы. Не знаю, в чем причина, в итоге там движения нет - по драмтеатру. Что будет на местах вообще с ДК, в частности в Небылом?».
Вячеслав Кузин:
«На первый ваш вопрос я не буду вам отвечать. Я вас отправлю к Конституции Российской Федерации и к федеральным законам. Все доходные и расходные источники формируются исходя из полномочий, которые осуществляет тот или иной уровень власти. [Российская Федерация] - государство федеративное. Вы все знаете, что на субъекты Федерации [распространяется] одинаковый закон №184 [об общих принципах организации исполнительных и представительных органов государственной власти в регионах], где наши с вами полномочия подробно расписаны».
-
А полномочия муниципальных органов местного самоуправления расписаны в федеральном законе №131.
-
Под эти полномочия законом, а не желанием кого-то, распределяются доходные и расходные источники. Там, где уровень бюджетной обеспеченности ниже, который не обеспечивает в полном объеме минимальный уровень этих расходных полномочий, те субъекты получают дотации из федерального бюджета. Мы одна из таких областей. У нас умеренный дотационный уровень, некритичный, но Российская Федерация выполняет свои обязательства перед нами, предоставляя нам дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Мы предпринимаем аналогичные действия по отношению к муниципальным образованиям. Они - разные, и мы тоже выравниваем их стартовую бюджетную обеспеченность.
-
По Небылому и ДК в других населённых пунктах. Есть поручение президентам всем уровням власти разработать новую программу комплексного социального развития сельских территорий. Там не рассматривается строительство отдельно взятых домов культуры, а именно комплексное развитие территорий.
-
Сегодня в программу, принятую в Собинском районе, включены сельские дома культуры. Другим территориям поставлена такая же задача. Если Юрьев-Польский район подготовит аналогичную программу, проведет ее защиту, она так же будет финансироваться из федерального и из областного бюджетов.
«Здесь условие одно: подготовить программу, защитить программу, доказать, что это развитие необходимо на этой территории, а дальше надо будет ее реализовывать».
Иван Алтухов, депутат ЗакСобрания (фракция РПСС):
- У нас в области создан Координационный ресурсный центр поддержки добровольческого движения и НКО [некоммерческих организаций] Владимирской области. Этой организации была выделена субсидия — 7,4 миллиона рублей. Эта субсидия была выделена на внеконкурсной основе. Организация эта — новая, на данный момент фактически не работает. Есть заключение Счетной палаты нашей области, достаточно серьезное и грамотное, в котором есть сомнения, справится ли эта организация с поставленной задачей?
«Не будет ли нарушений с использованием бюджетных денег? Будут ли они использованы эффективно, что самое важное? Это ведь сферы деятельности социально ориентированные, некоммерческие организации — это наше гражданское общество. Это морально-психологический климат в нашем обществе. Если они работать будут, я так скажу осторожно, неэффективно, то это вызовет социальный резонанс. Почему выделили субсидии на внеконкурсной основе»?
Вячеслав Кузин:
«Выделение субсидий осуществляется по двум принципам. Если имеется подведомственная организация, которая создана, в данном случае департаментом молодежной политики, в этом случае субсидия выделяется вне конкурса. Если нет собственного подведа, все субсидии распределяются исключительно на конкурсной основе. Это требование законодательства, которое никто не имеет права нарушать — ни администрация, ни другие структуры. Это вопрос первый».
-
Что касается эффективности использования субсидии, то сначала надо начинать ее реализовывать. Счётная палата права в чем? Она выражает свою озабоченность в эффективности использования этих средств. Как эффективно они будут использоваться, для этого как раз и нужно, чтобы была сделана работа. Когда они начнут это делать, это будет под контролем и административных структур. У нас есть, кроме Счетной палаты, система внутреннего финансового контроля, в лице контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области, которая тоже будет за этой вещью следить.
-
Все сомнения в эффективности использования бюджетных средств могут быть или развеяны или подтверждены, но только тогда, когда будет рассмотрен отчет об исполнении этой работы. Неэффективные расходы мы обязаны исключать из бюджета и они больше не будут финансироваться.
Антон Сидорко, вице-спикер ЗакСобрания, руководитель фракции КПРФ:
- Мы рассматриваем, казалось бы, красивые цифры. Вы знаете позицию КПРФ по бюджету. Хотелось бы немножко поразмышлять, что же скрывается за данными цифрами.
«У нас на социалку выделяется более 70% бюджета, и это хорошо. Но что за этим скрывается? Развитие или всё-таки скрывается то, что у нас, к сожалению, просто на другое реально нет средств? То есть только средства на самое необходимое. С таким же успехом можно, знаете, сказать о средней российской семье, которая 100% своего бюджета тратит на еду, на лекарства, на коммуналку, что у них тоже бюджет развития, потому что у них 100% уходит на социалку. На наш взгляд всё-таки данный бюджет — это не бюджет развития, а бюджет выживания, латания дыр и тушения пожара. Наверно, со мной многие не согласятся, но кто давно депутат, например, я три года депутат, но 7 лет еще был советником фракции КПРФ, я уже 10 лет слышу понятие “бюджет развития”. Наверно, мы должны были бы это развитие уже увидеть. То есть не за цифрами, а в реальной повседневной жизни».
- Убыль населения Владимирской области - от 12 до 16 тысяч человек в год, и она увеличивается. Молодежь и работники уезжают. Росстат говорит, что 40 тысяч — наша средняя зарплата. Не знаю, я такую зарплату среднюю не видел. Например, в здравоохранении за 10 лет ситуация только ухудшилась.
«Мы строим ФАПы, а там работать некому в этих ФАПах».
-
Реально располагаемые доходы жителей Владимирской области снижаются. По этим показателям мы одни из худших в Центральном федеральном округе. Дефицит учителей тоже растет.
-
Может быть, в ЖКХ прорыв? Да нет, у нас все худое. У нас процент износа сетей регулярно растет, а средств на модернизацию нет.
«Дальше - город Владимир. Может быть, у нас есть областной спортивный дворец? Нет. Перинатальный центр? Нет. Какие-нибудь хорошие полноценные арены хоккейные, футбольные? Тоже нет. Современный парк? Нет. Всё мимо».
- Инфраструктурный бюджетный кредит на развитие социальной инфраструктуры частного города Доброград выглядит, как издевка по отношению к нашим другим территориям, где прежде всего как раз сфера ЖКХ предельно изношена. Крайне печальная ситуация, поэтому фракция КПРФ будет голосовать «против» такого бюджета.
«Но попрошу всё-таки здесь не спекулировать. Мы не против выделения средств на социалку, на дороги. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что мы против именно такого бюджета. Мы против бюджета и политики, которую проводит партия “Единая Россия”. Ведь где корень зла? Наше законодательство бюджетное и налоговое. Пока Москва жиреет, извините, регионы последний, как говорится, последний без соли доедают, если уж честно, да? Сегодня тоже попрошу воздержаться от обвинений КПРФ в популизме. Ведь популизмом занимаемся не мы. Популизмом 20 лет занимается партия “Единая Россия”. “Стратегия 2020” — будь она сегодня реализована, мы бы имели, товарищи, другой бюджет. Но сегодня бюджет такой, поэтому мы с такой веселой довольной миной не готовы за это голосовать».
Сергей Казаков:
-
Я хотел бы, чтобы мы взяли на контроль льготные лекарства для региональных льготников в первую очередь, федеральные тоже, наверно, нам тоже за них приходится отвечать, потому что до сих поступают жалобы от людей, от наших жителей, которые не могут получить эти льготные лекарства.
-
Я хотел бы, чтобы на каждом заседании Законодательного Собрания кто-то информировал нас о ситуации: сколько там рецептов необслуженных, какие меры принимаются, чтобы мы знали об этом.
-
Очень обидно, что областной дворец спорта вместе 55-метровым бассейном уходит на годы куда-то дальше, и мы не сможем его построить. Может быть, место посмотреть в парке Добросельский? Когда-то там город начинал строить дворец спорта, там сейчас сваи забиты. Может, туда перенести, если здесь земельного участка не хватает? Может, там хватит?
-
Конечно, хотелось бы, чтобы инфраструктурные кредиты, если вдруг нам еще что-то добавят, всё-таки пошли на обновление общественного транспорта.
«У нас в городе Владимире и не только в городе Владимире, но и в других муниципальных образованиях, общественный транспорт просто на ладан дышит. Люди жалуются. Сейчас зима, холодные автобусы, [ходят] не по графику, ломаются. Эти 20 автобусов, на которые мы уповаем, 250 миллионов — это все крохи, это не решит проблему общественного транспорта во Владимирской области. Здесь, конечно, мы должны с вами поработать».
- Профицит федерального бюджета составляет 2 триллиона рублей, а мы с вами 7 с лишним миллиардов закладываем в дефицит областного бюджета.
«Может все-таки партия “Единая Россия”, пользуясь тем, что у вас депутаты, сенатор здесь находится с нами, Ольга Хохлова, как-то все-таки из 2 триллионов нам сюда добавит? А то у нас в школах и в садиках до сих пор [холодные] окна, до сих пор советские окна стоят. Только в городе Владимире нам удалось поменять в группах окна. На мой взгляд, это не великая страна, в которой дети [в детских садах и школах] замерзают».
Михаил Максюков, депутат ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
«Бюджет развития — это тот, который позволяет что-то новое создавать. «Посмотрите на то, что в трехлетку запланировано в бюджете: строительство новых школ в Коврове, Лакинске, Покрове, Вязниках, Сновицах; 29 ФАПов новых; 3 амбулатории дополнительно; десятки спортивных сооружений; лыжероллерная трасса в Александрове; новые дороги, Рпенский проезд, Александровский проезд проектируем. По инфраструктурным кредитам не только Ковровский район, в городе Александров — замена инфраструктуры. Котельные, сети тепловые. Город Владимир — замена автобусного парка, уже 250 миллионов. Разумеется, работа будет продолжена. В других территориях также ведется работа по созданию заявок на инфраструктурные кредиты дальнейшие. Ковидный госпиталь на территории областной клинической больницы — это все новые сооружения, это все новые здания. Это как раз и говорит о том, что это бюджет развития. А на что ещё тратить? На что ещё направлять средства налогоплательщиков? Поддержка экономики - это не только инфраструктурные кредиты, но и и льготы, налоговые преференции — это все заложено в бюджете. Хочется больше, понятно. От Москвы хочется больше. Хочется, чтобы наши налогоплательщики улучшали свои показатели и [от их деятельности росли налоговые] поступления в бюджет. Но говорить о том, что это не бюджет развития - нельзя. Объективно нельзя».
Максим Шевченко:
- Строительство новых школ или больниц это - не развитие.
«Это спасение, это необходимость, это обязанность и ответственность [государства], поэтому нельзя называть развитием то, что мы обязаны делать для наших граждан. То, что [ранее] не делалось».
- Бюджет развития — это то, что реально инвестируется и вкладывается в развитие области.
«Здесь, мне кажется, кроме достаточно больших трат на Доброград, я ничего против не имею, [нам] похвастаться особо нечем… [Но] кто будет привлекаться [для выполнения работ]? Будут ли гарантированы рабочие места жителям Владимирской области? Какое количество трудовых мигрантов будет завезено для строительства этого проекта? Все эти вопросы нормальные, все они могут обсуждаться в деловом порядке, но они обязаны звучать, потому что мы сейчас можем просто взять и закрыть глаза. Да, компания серьезная, достойная, вопросов нет к ней, но последствия потом попадания в кабалу какому-либо крупному монополисту или монополисту регионального масштаба, будут достаточно тяжелые».
- В нашем бюджете мы не видим специально выделенных средств на лекарства для онкобольных, лекарства для кардиобольных, на лекарства, которые помогают людям. У нас опять выделяются большие деньги на пиар ЗакСобрания, на мацуевский фестиваль. Я не знаю точно, не видел, на казачье формирование тоже опять выделяются деньги, без которых Владимирская область прожить не может?
«В этой ситуации народной беды, которая на нас свалилась, которая вынуждает нас всех к принятию достаточно жестких законов, регламентирующих и контролирующих жизнь, бюджет должен быть пересмотрен в сторону социальной и медицинской поддержки граждан. К сожалению, этого нет. Мы видим, что бюджет по-прежнему такой же, как до ковида. Есть статьи, на которые выделяются десятки миллионов, которые правильно было бы перенаправить на медицинские цели в этой ситуации, когда мы даже реальной статистики о вымирании нашего населения не знаем, когда от нас скрывают результаты переписи, которая показывает катастрофическую ситуацию, в частности с вымиранием русского народа. Поэтому я буду голосовать против этого бюджета».
Сергей Казаков:
- В микрорайоне Юрьевец больницу №6 перевели под ковидный госпиталь и население сейчас от этого очень страдает, так как не получает достаточно медицинской помощи. Там строится взрослая поликлиника, которая будет в жилом доме, но его никак не могут сдать в эксплуатацию. Мы будем из областного бюджета оснащать эту поликлинику оборудованием, будем врачей туда привлекать, это - наша ответственность. Давайте поможем ввести этот дом в эксплуатацию.
Шамиль Хабибуллин, депутат ЗакСобрания (фракция КПРФ):
- По поводу поправки губернатора, касающейся субсидий на дорожные фонды местного самоуправления. В течение всего года мы достаточно долго с вами дискутировали, ругались.
«Очень долго эта методика [распределения субсидий], была она либо не была, хранилась в каком-то секрете, деньги колоссальные на это выделяются. Весь этот вопрос хотелось как-то затереть, но сегодня мы видим, что наши споры, наши баталии иногда приводят к какому-то результату. Сегодня как раз те малые территории, сельские поселения, за которые мы боролись, получат прямые субсидии. Получат небольшие, конечно, средства, но они получат прямыми субсидиями не так, как произошло в этом году, когда раздали деньги главам администраций районов, и они как с доброй руки раздавали в поселения: глава-единоросс получит деньги, а глава от КПРФ получит ноль.
Большинство депутатов живет в городе Владимире. Мы видим, что могучий Андрей Станиславович Шохин захлебнулся этими деньгами, не мог их просто освоить. Колоссальные деньги скопились в областном центре, а наша задача эти деньги, все-таки перенаправить в те населенные пункты, где реально дорог нет. Первые шаги в этом направлении сделаны. Нам как депутатам, считаю, как обязанность, надо будет проследить, чтобы эти деньги освоились в срок, в нормальный период весной-летом, а не как падет снег, и у нас во Владимире начинают делать тротуары, потому что денег осталось очень много, а их нужно быстренько освоить. Владимиру и так достается очень много от акцизов [на топливо], от налога на транспорт. Им этих денег хватает. В первую очередь, у нас была цель поддерживать малые населенные пункты, где действительно дороги в ужасном состоянии, и нам эту практику нужно продолжить».
Сергей Корнишов, вице-спикер ЗакСобрания, руководитель фракции ЛДПР:
- Мы поддерживаем проект закона областного бюджета на 2022 год, плановый период 2023-2024 годов во втором чтении.
«Хочу всем напомнить, что за три года, когда у нас был губернатором Сипягин Владимир Владимирович, член партии ЛДПР, бюджет ежегодно рос и достиг определенной финансовой величины, которая сейчас есть. Хотелось бы, чтобы эта положительная динамика сохранялась и в 2022 году, 2023, 2024. В таком случае у нас будет больше возможностей для строительства тех или иных объектов».
Роман Кавинов, вице-спикер ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
«Мне хотелось бы поддержать посыл, который Антон Сергеевич [Сидорко] в своем выступлении сказал о том, что нам не нужно с довольными лицами сидеть, что, может быть, действительно они должны быть более скорбные лица при обсуждении бюджета. Я бы даже сказал не скорбные, а более серьезные. Я бы развил этот посыл».
- Хоть у нас из 37 депутатов только 11 на постоянной профессиональной основе работают, но за 3 года, как мы с вами работаем, мы все обязаны были стать профессионалами в сфере бюджетного законодательства. К сожалению, когда мы слышим яркие такие патетические выступления некоторых наших коллег про то, что всё пропало с лекарствами для онкобольных, это же бюджет Фонда медицинского страхования. Это не вопрос бюджета региона. Просто надо в таких простых элементарных вещах за три года научиться разбираться.
- Еще прозвучала фраза про популизм.
«Коллеги, популизм разного рода бывает. Я еще раз хочу всем напомнить, что региональное отделение партии “Единая Россия” в этом году повторило масштабное социологическое исследование, запустив опрос на страницах регионального отделения, о направлениях социально-экономического развития области, в котором мы к жителям напрямую обратились, [чтобы узнать, какие направления они] считают наиболее актуальными и на какие из них могут быть направлены дополнительные средства».
- Порядка 60 тысяч человек приняло участие в этом исследовании, из которых 17 % поддерживают идею о том, что нужно увеличивать субсидии на строительство и ремонт местных автомобильных дорог. Ещё 15% — за строительство и реконструкцию существующих поликлиник, в том числе ковидного госпиталя.
«Мы — “за” такой популизм, когда люди напрямую нам указывают, предложенные поправки учитывают, в том числе дорожные дела, поэтому призываю всех поддержать бюджет в двух чтениях».
Вячеслав Картухин, вице-спикер ЗакСобрания, руководитель фракции «Единая Россия»:
-
Обсуждение бюджета проходит конструктивно.
-
16 декабря во Владимирскую область приезжал секретарь Генсовета «ЕР» Андрей Турчак. Он сообщил, что партия и правительство разработали меры по ремонту школ.
«Был запрос в регионы. Соответственно, 10 школ Владимирской области должны были попасть в эту программу. Не попали, потому что обладминистрация региона не подготовила - я обращаю внимание, что [за] это [отвечал] предыдущий губернатор [от ЛДПР Владимир Сипягин] - проектно-сметную документацию, чтобы этот вопрос решить. Это к вопросу о привлечении федеральных средств, поэтому сейчас в экстренном порядке этот вопрос будет решаться, чтобы привлечь средства федерального бюджета».
- Давайте вернемся к Владимирскому инвестиционному конгрессу. Это очень большие достижения в плане того, что 17 соглашений было подписано администрацией региона на сумму более 43 миллиардов рублей. Вот, вам и бюджет развития через привлечение инвестиций.
«За каждой строкой бюджета стоят судьбы людей. Голосуя за бюджет, мы поддерживаем жителей Владимирской области».
- В бюджете предусмотрена серьезная сумма на модернизацию систем образования и здравоохранения, в том числе первичного звена.
«Мы с вами понимаем, что здесь проблем достаточно много, в том числе о ФАПах сейчас говорилось. Эта тема - нерешенная. Мы с вами принимали решение выделить средства на ФАПы. Почему до сих пор большинство ФАПов не работает? Это то, что сейчас необходимо людям непосредственно в сельской местности. Вроде бы мы с вами всё сделали, но где-то не дорабатывает исполнительная власть. Я думаю, что сейчас эти вопросы тоже будут приводиться в порядок».
-
На развитие села дополнительно выделено 1,8 миллиарда рублей.
-
Фракция КПРФ традиционно голосует против бюджета, но неужели они не видят, что выделенные деньги приводят к ремонту дорог и развитию по другим направлениям?
Максим Шевченко:
«Мы прекрасно понимаем, что подавляющим большинством фракция «Единая Россия» и примыкающие к ней подсобные разные политические фракции могут провести любой вопрос, поэтому мы, естественно, поддерживаем все социальные нормальные статьи бюджета, но мы считаем своим долгом заявить в рамках дискуссии, о которой Вячеслав Юрьевич [Картухин] сейчас сказал совершенно справедливо, свою позицию. Давайте воспринимать нашу критику как конструктивную работу именно по развитию.
Что касается ОМС и лекарств, я считаю, что мы вполне могли бы сократить расходы на футбольные клубы, казачье формирование и мацуевский фестиваль, который непонятно, зачем нам сейчас в отсутствие [бывшего губернатора Владимирской области] Светланы Юрьевны Орловой. Неужели очень богатый человек [Денис] Мацуев прямо так нуждается в дотациях из владимирского бюджета на проведение своего фестиваля? Поверьте, у Дениса нет никаких проблем с привлечением средств любого объема из достаточно серьезных источников. Он на самом деле выдающийся музыкант и тут нет вопросов».
Антон Сидорко:
«Давайте показывать наше несогласие с политикой Федерации. 2 триллиона профицит федерального [бюджета]. Дайте нам чуть-чуть. Мы же с вами даже пошли, в последней поправке теперь 8 миллиардов дефицит [областного бюджета]. Теперь там пухнут, а мы натягиваем копейку, пускай профессионально Вячеслав Павлович [Кузин] это делает, но копейку на все — на ЖКХ, на здравоохранение. Когда-то пора к региону повернуться-то уже».
Иван Алтухов:
- Я как потомок казачьего рода уже не могу молчать. Почему здесь кое-кто постоянно делает какие-то нападки на казаков?
«Здесь не просто казакам на прожитуху деньги кидают из областного бюджета, а финансируются программы патриотического воспитания».
- Я лично наблюдал работу кадетских казачьих классов, где великолепно поставлена система военно-патриотического и исторического воспитания.
«Вот этот кое-кто, когда был в Хабаровске, ему сказали: “Вы — настоящий казак”. Он не сказал своего настоящего отрицательного отношения к казакам. Так улыбнулся и покивал головой. Да, мол, казак, казак. Так, скажите честно, что вы не казак и к казакам относитесь отрицательно. То есть я защищаю казачью честь».
Владимир Киселёв:
- Я хочу напомнить, что начало обсуждения бюджета было положено не сегодня, мы с вами уже более двух месяцев работаем над этим документом. Обсуждали бюджет в первом чтении на всех заседаниях комитетов, слушания специальные проводили, бюджет обсуждали уже во втором чтении на всех комитетах.
«И сегодня опять были, так скажем, эмоциональные, очень такие яркие, но, к сожалению, практически бесполезные выступления некоторые. Почему? Потому что конкретики никакой больше не прозвучало. Те поправки, которые были, 74 поправки согласованы. Других поправок не выносили те люди, которые сегодня выступали [«против» принятия бюджета]. Большая просьба на будущее: такие выступления, которые, я не скажу, что совсем популистские, но которые подчеркивают попытки лидерства какой-то политической силы здесь во Владимирской области и отрицание всех других политических сил, подкрепляйте, пожалуйста, поправками [в закон об областном бюджете]. Есть конкретные поправки - будем их принимать; нет конкретных поправок, о чем говорить-то».