10 февраля на площадке Владимирского филиала РАНХиГС пройдёт экспертное обсуждение принятого в первом чтении федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Законопроект, который заменит собой нормативно-правовой акт от 2003 года, предполагает упразднение власти на уровне сельских поселений, создание муниципальных округов и районов, а также предоставит возможность губернаторам отрешать от должностей местных глав.
Региональные парламенты должны были направить в Госдуму свои заключения по законопроекту. Но он поступил в ЗакСобрание Владимирской области накануне январского заседания, поэтому депутаты не успели его рассмотреть. Зато документ обсудили на профильном комитете. Мнения народных избранников разделились: одни - заявили об уничтожении местного самоуправления и наплевательстве на интересы жителей сельских территорий; другие - говорили, что ничего страшного не произойдёт, и нововведение пойдёт людям только на пользу. Закон будет вступать в силу поэтапно с 1 января 2023 года до начала 2028 года.
Тем не менее, депутаты Владимирской области инициировали общественное обсуждение законопроекта и запросили экспертные мнения правоведов и членов Ассоциации муниципальных образований.
Зебра ТВ публикует краткий пересказ полуторачасового заседания комитета ЗакСобрания по местному самоуправлению. Цитаты депутатов взяты в кавычки и выделены курсивом.
АЛЕКСАНДР ЦЫГАНСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ЗАКСОБРАНИЯ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ: «ЕСЛИ МЫ КАЖДЫЙ ПРОЕКТ ЗАКОНА БУДЕМ СОГЛАСОВЫВАТЬ С НАСЕЛЕНИЕМ, ДЛЯ ЧЕГО ТОГДА ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»?
Среди поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 4 июля 2020 года, в числе важнейших изменений получил свое конституционное закрепление принцип единства системы публичной власти, который предполагает согласованные действия различного уровня властей, единого целого организма во благо жителей, общества и государства.
Законопроект предусматривает упрощение системы местного самоуправления, уточнение компетенции его органов как наиболее приближенных к населению уровня власти.
Законопроектом предлагается оставить только три вида муниципальных образований. Основное деление будет на городские округа и муниципальные округа. С учетом особенности организации городских хозяйств в городах федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - как вид муниципальных образований сохранятся внутригородские территории.
Ключевая мысль законопроекта: муниципалитеты должны наделяться тем объемом полномочий, который они в состоянии эффективно реализовать.
Законопроектом также предлагается закрепить непосредственные полномочия органов местного самоуправления. Неотъемлемые — их 27 пунктов, такие как вопросы бюджета, благоустройства, озеленения, развитие внутридворовых территорий и так далее. За исключением неотъемлемых полномочий, регион может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании и осуществления их на региональном уровне. Это может касаться, например, вопросов комплексного развития коммунальной инфраструктуры, комплексного развития транспортной инфраструктуры и так далее.
Избрание руководителя муниципального образования из числа кандидатов, предложенных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, по большому счету и закрепляет единство публичной власти.
В связи с переходом на одноуровневую систему органов местного самоуправления упоминание о сходе граждан осуществляющих полномочия представительного органа муниципального образования исключается. При этом возможность проведения схода граждан сохраняется. Такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, как конференции граждан, собрания делегатов, в соответствии с законопроектом, являются элементами осуществления территориального общественного самоуправления и подробно описаны в соответствующих статьях.
***
«Что касаемо прямых выборов [глав органов местного самоуправления], сегодня многие коллеги озвучивали, что необходимо лучше вернуть прямые выборы. Хочу еще раз повторить, я об этом в первоначальном выступлении говорил, что это предмет ведения региональных властей, региональной законодательной власти, и регулируется законом Владимирской области. Будут у нас прямые выборы или не будут прямые выборы — это решать нам с вами.
Да, еще сегодня прозвучало, чтобы принять закон, надо проехать по сельским населенным пунктам и обсудить на сходах. Коллеги, если мы каждый проект закона будем согласовывать с населением и ездить по сельским населенным пунктам и спрашивать мнения, тогда возникает вопрос, для чего тогда представители законодательной власти? Нам делегировали право принимать такие решения, поэтому сегодня мы вынесли на заседании комитета и сегодня мы обсуждаем, выслушиваем мнение каждого здесь присутствующего депутата, не только членов Комитета, но и всех депутатов, которым была интересна сегодняшняя тема».
АНТОН КЛЮЕВ, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ КПРФ): «У НАС БУДУТ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ»
Значительно снижается самостоятельность органов местного самоуправления, которая гарантирована Конституцией, создаётся полная зависимость глав муниципальных образований от органов государственной власти.
Главы-назначенцы разрушат саму идею местного самоуправления.
Кроме этого, предлагается установить новое правовое регулирование организации местного самоуправления — оно войдёт в единую систему публичной власти в Российской Федерации. При этом, как и раньше, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В случае упразднения местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений мы теряем львиную долю гражданских активистов в виде депутатов местных Советов.
ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВ, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ ЛДПР): «ДОРАБОТКА ЗАКОНА СЛЕДУЕТ»
Закон достаточно грамотно написан, добротно. Он предусматривает усиление ответственности глав муниципалитетов и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вводится показатель эффективности, по которому можно провести оценку деятельности глав и администраций местного самоуправления, глав муниципалитетов. Есть, конечно же, и замечания, которые будут регулироваться, скорее всего, поправками к этому законопроекту.
***
Хотелось бы услышать мнение членов Ассоциации муниципальных образований Владимирской области - как главы оценивают данный законопроект.
ИВАН АЛТУХОВ, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ РПСС): «КТО СКАЗАЛ, ЧТО РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - ЭТО ХОРОШО»?
Этот вопрос мы обсуждали и с нашей партией и с активистами. Коллегиальное решение такое, что закон очень полезный и злободневный.
Я хочу отметить опыт советской власти, когда действительно была система единой публичной власти, когда каждый руководитель города-поселка мог быть поправлен, одернут более вышестоящим уровнем власти по просьбе жителей.
***
Послушав выступления депутатов фракции КПРФ, такое сложилось впечатление складывается, что этот закон никто не читал, а читали какую-то брошюру по митинговым лозунгам.
РОМАН КАВИНОВ, ВИЦЕ-СПИКЕР ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВОПРОС РЕШАЛСЯ»
После внимательного ознакомления с проектом документа говорить о каких-то таких глобальных тектонических преобразованиях в этой сфере нашей жизни не приходится.
Среди федеральных законов по количеству внесённых изменений, если не чемпион, то точно один из лидеров федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». То есть жизнь, практика постоянно требовала уточнения его отдельных норм и положений, но, тем не менее, все равно до сих пор есть вопросы.
Предложенный закон учитывает изменения Конституции, связанные с нормами о единой системе публичной власти. Повторюсь, я не вижу каких-то таких прям очень уже тектонических изменений. По большому счету предложенный проект закона предусматривает два таких наиболее значимых момента: переход к одноуровневой системе местного самоуправления и уточнение полномочий муниципальной власти.
Переход к одноуровневой модели местного самоуправления — он де-факто уже происходит.
Во Владимирской области достаточно большое количество муниципалитетов, которые серьезно изучают опыт и уже, скажем так, готовы переходить к одноуровневой системе.
Нам, депутатам Законодательного Собрания и исполнительной власти региона, предстоит большая серьезная работа, как обеспечить плавный и безболезненный для населения и для муниципальных органов власти переход, трансформацию муниципальной власти от двухуровневой модели к одноуровневой.
***
На базе Владимирского филиала РАНХиГС 10 февраля пройдёт экспертное обсуждение законопроекта, в котором примут участие правоведы и социологи, ряд глав органов местного самоуправления.
В начале 2000-ых годов во Владимирской области не было практически поселенческого уровня муниципальной власти.
***
Мы сегодня увидели несколько примеров таких ярких, но демагогических выступлений, которые не имеют отношения ни к тексту обсуждаемого законопроекта, ни к реальной действительности.
Все-таки ошибка считать наши деревни и села равными муниципальным образованиям. Например, муниципальное образование городское поселение город Вязники, главной администрации которого мне довелось быть лет 10 тому назад — это кроме самого города Вязники еще 53 деревни.
АНТОН СИДОРКО, ВИЦЕ-СПИКЕР ЗАКСОБРАНИЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ КПРФ: «ВЫСТРАИВАНИЕ ТУПОЙ, СОВЕРШЕННО УРОДЛИВОЙ И ПРИМИТИВНОЙ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ»
Главное — это демократия, то есть возвращение прямых выборов глав городских округов и муниципальных районов прежде всего, чтобы власть на местах была подконтрольна жителям, чтобы не было князьков.
На местном уровне катастрофически не хватает средств. Проблему недофинансирования можно решить с помощью лишения муниципалов полномочий, как предлагают федералы, а можно дать им средства, изменить налоговое и бюджетное законодательство.
Данный закон служит единственной цели.
В случае принятия этого закона наши граждане, чтобы получить какую-то справку поедут за десятки километров в райцентр. На уровне наших поселков и малых городов просто власти не будет. Будет анархия, будет беззаконие. Люди буду решать вопросы другими методами.
Такие полномочия, как ЖКХ, как образование, строительство, дорожная сфера, могут быть как раз-таки изъяты на региональный уровень. То есть регионалы будут решать, субъект будет решать, отдать эти сферы на органы МСУ или замкнуть на областной уровень. Например, департамент образования в области Владимирской области будет курировать 1,5 тысячи подведомственных учреждений - 400 школ областных, 800 детских садов, и так далее.
С такими полномочиями, с таким законом на местах работать будет некому. Даже профессионалы уйдут. Товарищи, предлагаю дать отрицательный отзыв на данный законопроект.
***
Авторы проекта закона красиво жонглируют такими понятиями, как «систематизация» и «структурирование». Полностью ликвидируются базовые полномочия органов местного самоуправления. Это недопустимо. Планируется ликвидация низового уровня власти и полное подчинение местного самоуправления региональной власти. Закон принимается в спешке.
ЛАРИСА ЕМЕЛЬЯНОВА, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ КПРФ): «МЫ УБЬЁМ СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ»
После принятия этого закона в первом чтении пошли отзывы от избирателей с мест.
Недофинансирование - это не проблема поселений. Дайте людям денег на местах, вот и будет финансирование.
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» В ЗАКСОБРАНИИ: «ЗАКОН УЩЕЛЯЕТ В ПРАВАХ ВСЕХ»
Я не разделяю восторга по поводу этого закона, но надо понимать, что мы уже обсуждаем закон, принятый в первом чтении.
Закон ущемляет в правах всех - и жителей сельских территорий, и депутатов Законодательного Собрания, и даже органы региональной власти в лице губернатора.
МАКСИМ ШЕВЧЕНКО, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ КПРФ): «ЗЕМЛЮ СТАНУТ ПОКУПАТЬ ПОД НАДЗОРОМ СТАРОСТ, НАЗНАЧАЕМЫХ ГУБЕРНАТОРАМИ»
На данный момент любая разработка полезных ископаемых на той или иной территории, регулируется так называемым правилом двух «ключей»; один «ключ» находится у федеральной власти, а другой - у местного самоуправления. Уничтожая местное самоуправление, власть просто передаёт всё в руки федералам, и таким образом крупные олигархи, которые являются просто частью федеральной власти, получают прямой доступ к разработке любых полезных ископаемых в любой точке нашей земли.
Я призываю всех голосовать против этого закона. Это абсолютно антинародный закон, который сделает нашу страну просто собственностью олигархических компаний, которые стоят за современной действующей властью.
***
Если речь идет о судьбах тех людей, которые доживают на опустошенных землях русского народа в деревнях и селах… Тут упоминалось слово «сходы», которое то ли есть то ли нет в этом законе… Во Владимирской области когда-то в 1905 году была создана Александровская народная республика. Давайте мы обсудим это с людьми. Давайте проедемся по деревням и по селам, и на сходам обсудим этот закон с теми, чьи жизни будут определяться.
СЕРГЕЙ КАЗАКОВ, НЕЗАВИСИМЫЙ ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ: «ДЕНЬГИ МОЖНО БЫЛО НАПРАВИТЬ В МУНИЦИПАЛИТЕТЫ»
При утверждении главы муниципального образования половина конкурсной комиссии представлена областной властью, формируется губернатором. И есть областной закон, который запрещает городу Владимиру избирать напрямую главу города, а этот федеральный закон ещё раз всё это узаконит. В федеральном бюджете профицит в размере 2 триллионов рублей, и эти деньги можно было бы направить в муниципалитеты, но вместо этого уничтожается местное самоуправление.
АНДРЕЙ ФАТЕЕВ, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «ДАННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ КАКОЙ-ТО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ»
Я поддерживаю предложение экспертного заключения, обязательно нужно заслушать и Ассоциацию муниципальных образований, и проговорить всё, чтобы мы ничего не забыли. Законопроект очень неоднозначный, поэтому нужно очень внимательно подходить ко всем изменениям, ко всем поправкам.
АЛЕКСАНДР НЕФЁДОВ, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ (ФРАКЦИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «НАДО ИДТИ ПО ПУТИ УКРУПНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ»
Я бы сказал, что закон очень стройно и логично выстроен. Тот, кто потратит на него чуть побольше времени, тот наверняка с этим согласится.
Хотел бы высказаться по поводу финансовой самостоятельности сельских поселений.
Сход граждан у нас данным законопроектом не прописан. Может, упоминание-то и убрали, но как форма непосредственно осуществления населением местного самоуправления сход граждан в проекте закона прописан и полностью сохранен. Там прописали четко, чем же этот сход граждан управляет, что же регламентирует. Если какие-то полномочия ушли в силу укрупнения на уровень муниципального округа или городского округа, то зачем их прописывать в сходе граждан? Я еще раз призываю голосовать за данный законопроект, возможно, внести побольше поправок, и если есть такая возможность, дать больше времени для подготовки этих поправок.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.