Москва пересматривает условия «бюджетного взаимодействия» с российскими регионами. Тема межбюджетных отношений центра и регионов обсуждалась 26 сентября на заседании правительственной комиссии по региональному развитию под руководством вице-премьера Дмитрия Козака с большим объемом губернаторского корпуса. О том, чего ждать от планируемых нововведений Владимирской области, Зебра ТВ расспросила председателя бюджетного комитета регионального Заксобрания Максима Васенина.
По словам Васенина, на дотационный 33 регион, действительно, распространяются разрабатываемые в столице меры. Речь идет, в первую очередь, об ужесточении условий получения финансовой помощи федерации: окончательном урезании всех непрофильных расходов и последовательной оптимизации системы налогообложения (то есть, повышении ее эффективности).
Однако, Максим Васенин напомнил, что Владимирская область и так отличается превосходной финансовой дисциплиной. Так что рисков попасть под «санкции» (Москва, например, декларирует, что будет снижать объем дотационной помощи на 10% в случае обнаружения необязательных бюджетных трат) – фактически нет. В качестве примера таких дополнительных региональных расходов, которые могли бы не устроить Москву - расходы в сфере высшего образования или развития авиационного транспорта. Но в настоящее время Владимирская область не тратит собственные средства ни на то, ни на другое. Ничего не изменится для региона в связи с введением новых правил игры также и при получении бюджетных кредитов из федеральной казны.
На вопрос о том, ведет ли федеральная политика к еще большему увеличению финансовой зависимости российских регионов от столичного центра, Васенин реагирует с улыбкой. По его словам, участившиеся в последнее время публичные заявления «диванных экспертов» и «отдельных оппозиционеров» о том, что Москва «забирает себе львиную долю всех налогов, которые уплачиваются в регионах».
По его словам, «это заявления, которые не соответствуют реальности». Председатель бюджетного комитета напомнил, что столица РФ сидит почти исключительно на «сырьевой игле». А собранные в территориях деньги либо здесь же и остаются, либо в том или ином виде возвращаются.
Правда, запросы у региона на некоторое изменение финансовых взаимоотношений со столицей все же есть. Речь идет например о давно ведущейся дискуссии о том, что акцизы на слабый алкоголь должны оставаться не только в территориях-производителях, но и по месту употребления спиртных напитков. Максим Васенин рассказывает, что по мере внедрения систему ЕГИАС (автоматизированная система, позволяющая учитывать объем розничных продаж) такой вариант развития событий становится все более реальным.
С воодушевлением председатель бюджетного комитета относится и к идее по-другому перераспределять подоходный налог, который на сегодняшний день платится по месту работы гражданина. По мнению Максима Васенина, такая система не слишком справедлива для регионов, являющихся, например, «спутниками» больших мегаполисов, аккумулирующих внутри себя львиную долю высокооплачиваемой рабочей силы. Тогда все бюджетные социальные услуги он все равно получает по месту проживания. «Выигрыш» Владимирской области от связи сбора подоходного налога с местом официального проживания сотрудников компаний собеседник Зебра ТВ оценивает «в несколько десятков или сотен миллионов рублей».
А вот предложение сити-менеджера Суздаля Сергея Сахарова, который недавно озвучил президенту Владимиру Путину оставлять малым историческим городам больший процент от собираемого на их территории налога на доходы физлиц, председатель бюджетного комитета не поддерживает. По его словам, речь в этом случае идет всего лишь о попытках переложить деньги из кармана в карман. Вместо этого Васенин рекомендует Сахарову осваивать новые источники поступления денег – например, войти в число муниципалитетов, которые первыми начнут собирать так называемый туристический сбор.
Что касается исполнения бюджета текущего года, то Максим Васенин пояснил, что область получила от федерации почти все средства, на которые рассчитывала при его планировании. Правда, изменения в финполитике федерального центра не позволили области получить деньги по ряду программ: средства не пришли на повышение энергоэффективности, по программе «чистая вода» и программе развития туризма. Есть некоторые проблемы также с распределением средств на поддержку села и малого и среднего бизнеса.
Рассуждая о последствиях экономического кризиса, Васенин заявляет, что 2017 год «вызывает осторожный оптимизм» - статистика, например, свидетельствует о росте промышленного производства. Законодатель считает, что 33 регион почти не пострадал от кризиса и связывает это с многоотраслевым характером региональной экономики и ее многоукладностью.
Правда, Васенин признает, что, в отличие от областного центра, в ряде территорий 33 региона ситуация несколько другая. Он пояснил, что долговая нагрузка ряда муниципалитетов в настоящее время находится уже на довольно некомфортном уровне. И подтвердил, что такого рода проблемы есть, например, у областного центра.
Председатель бюджетного комитета признал, что Заксобранию следующего созыва, видимо, стоит поработать над тем, чтобы закрепить отдельные источники доходов за муниципальной казной. А также развивать принцип кредитной бюджетной поддержки территорий – то есть, делать то же самое, что в отношении регионов РФ делает сейчас федеральный центр.