В школах Владимирской области учащимися не заняты в общей сложности 40 тысяч учебных мест, при этом отдельные образовательные организации перегружены, что вынуждает их руководителей открывать вторые смены, а в некоторых школах «ветер гуляет». Об этом на пресс-конференции заявил вице-губернатор Владимир Куимов, отвечая на вопрос, не считает ли он преждевременным процесс объединения школ и детских садов в региональной столице в образовательные центры (ОЦ). Чиновнику напомнили, что родители детей, которые теперь стали подопечными ОЦ №7, продолжают судиться с администрацией города Владимира с требованиями отменить это решение.

Образовательный центр №7 включает в себя школы №42, №44 (обе — в микрорайоне Юрьевец), №45 (в Энергетике) и детские сады №10, №11, №82, №105 и №106, расположенные в обоих микрорайонах. Объединение произошло вокруг школы №42. Это решение администрации города Владимира оспаривают родители учащихся школ №№44 и 45, которые убеждены в том, что слияние нанесёт вред качеству образования.
Заместитель губернатора Владимирской области Владимир Куимов, курирующий вопросы социальной политики, во время общения с прессой высказался в пользу объединения городских школ и детских садов в образовательные центры по целому ряду соображений, заявив, что это «диктует жизнь».
В частности, вице-губернатор пояснил, что в областном центре одни школы переполнены, а другие, расположенные буквально по соседству, обучают куда меньшее количество детей, на которое они были рассчитаны изначально. При этом зарплаты учителей одинаковые в обоих учреждениях, что несправедливо.
Более того, в двух соседних школах могут быть контрасты по уровню развития и состояния образовательной инфраструктуры — где-то есть бассейн, спортивные сооружения и прочие блага, а где-то нет ничего (об этом в первой половине апреля также говорил и глава города Владимира Дмитрий Наумов). И это тоже несправедливо, считает Владимир Куимов, так как дети в «обделённых» школах также «хотят здесь и сейчас» пользоваться современной инфраструктурой или возможностями по дополнительному образованию вроде занятий в школьных театрах или хорах.
Перевести всех детей в школы с сильными педагогическими коллективами, под руководством которых учащиеся побеждают в олимпиадах и поступают в вузы, невозможно, заявил Куимов, так как они «не резиновые». Более того, в единых образовательных центрах могут быть открыты сразу несколько профильных направлений, а не по одному, когда руководство школ предлагает детям только гуманитарный профиль, а родители учащихся ходят, чтобы их дети углублённо изучали, например, математику.
Кроме этого, объединение школ и детских садов в образовательные центры позволит высвободить помещения для размещения начальных классов и организации дополнительного образования и групп продлённого дня.
Ещё один момент в пользу слияний: оптимизация административно-управленческого персонала в школах, в первую очередь — за счёт сокращения количества заместителей директоров. Вице-губернатор пояснил, что во владимирских учреждениях замов больше, чем в Москве, притом что наполняемость значительно меньше.
Из позитивных моментов, уже наметившихся от объединения школ и детских садов куратор владимирской социалки обратил внимание на то, что учителя готовы взять на себя дополнительную нагрузку. И многие от объединения школ и детсадов даже приобрели в зарплате. Кроме этого, при реформировании никто из педагогов не был уволен.
Владимир Куимов также отметил, что директора школ заинтересовались созданием образовательных центров. Он пояснил, что эти руководители «живут своими школами, болеют своими делами, отслеживают своих выпускников», и таковых должно быть больше в системе образования.
И ещё Владимир Куимов вскользь отметил, что при наличии простаивающих учебных мест, по федеральным нормативам, городу Владимиру не положены новые школы.
Что же касается «судебных историй», вице-губернатор заявил, что ему это «трудно комментировать». Он лишь сказал, что не понимает настроений людей, которые жалуются, что им трудно добираться до каких-то новых мест. По его мнению, ничего страшного не произошло, так как сами здания школ и детских садов никуда ведь не делись, и они продолжают работать.
Расшифровка фрагмента пресс-конференции куратора региональной социальной сферы по вопросу объединения владимирских школ и детских садов в образовательные центры.

Владимир Куимов, заместитель губернатора Владимирской области:
-
Его [этот вопрос], на самом деле, диктует жизнь, по-честному.
-
К сожалению, во Владимире в школах тоже [как и на селе] есть свободные места. У меня есть статистика - считали руками, всяко разно пересчитывали: есть свободные [места в школах].
-
К сожалению, в прошлые периоды почему-то ещё при проведении застройки не учитывали очень важный момент такой вот распределённости, да? И получилось, что сейчас школа в Коммунаре - правильно называется, ну, за Клязьмой туда? - должна вместить всех, и всё. Это физически невозможно. И когда планировался такой микрорайон, наверное, должны были принять какие-то иные меры, чтобы возникло больше школьных историй и так далее. И, получается, что в более новых районах мест не хватает, а в районах 50-х, 60-х годов [застройки] - пустые места в школах.
-
То есть, одна школа через дорогу при нагрузке 900 мест, [по факту учатся] 1200 детей, а другая - при нагрузке 700, там 500 или 400 детей. Ну, есть такие школы во Владимире. И даже иногда несправедливо: у одного учителя там одна нагрузка при том количестве детей, а здесь как-то все ровно, спокойно и так далее. И, значит, начинают задавать вопросы — вы все, учителя, в том числе: «А вы всем будете делать инфраструктуру и так далее»?
-
И в первую очередь, в моем понимании, конечно, нужно ремонтировать, как мы сейчас ремонтируем, школу №40. Она - номер два по количеству детей во Владимирской области. Номер один это 36-я [школа тоже во Владимире]. И, конечно, мы идем в первую очередь в большие школы для того, чтобы развивать инфраструктуру - там растут ребята, они тоже хотят здесь и сейчас [пользоваться современной инфраструктурой]. Выделить в начальное звено какую-то большую школу отдельно или в дополнительное образование невозможно, уже кабинетов не хватает.
-
Связано это со многими параметрами. Во-первых, педагогический состав. Он может быть сильным, интересным, сложившимся за многие годы, и все хотят учиться в этой школе. Но физически она просто треснет. Она же — не резиновая, она не может растягиваться. Там просто невозможно мест [найти], хотя, с другой стороны, это показатель того, как руководитель сформировал коллектив, и у него дети и в вузы поступают, и во всех олимпиадах участвуют и так далее.
-
И хотелось бы, чтобы как-то эта ситуация, вот если так, с обывательской точки зрения, немножко выровнялась, где сильные, интересные преподаватели, которые готовят наших детей, имели возможность преподавать не только в одной школе, но и в другой школе через дорогу. И такие есть учителя, которым [так] удобно - они живут в микрорайоне, они говорят: «Я и здесь могу взять часы, и здесь».
-
[Необходимо,] чтобы высвободились помещения для допобразования, чтобы высвободились помещения для продлёнки. То есть, в одной школе ветер гуляет, а в другой просто — не продохнуть. А зарплату все одинаково получают.
-
Ещё есть заместители [директоров школ], по 4−5 заместителей, что я тоже считаю несправедливым. Ты отвечаешь за 1700 детей, и ты отвечаешь за 700 детей. Директор и там, и там - директор. И один [из них] говорит: «Ну, понимаешь, вот у меня уровень ответственности, я с ограниченными возможностями, и там...». И при этом страдает качество образования, потому что в маленькой школе есть свободные площади, мы можем делать что хотим - химию, биологию, то есть всё. А в большой школе [некуда] просто начальную школу даже куда-то распределить. А при этом, в соответствии с федеральным нормативом, городу Владимиру [новые] школы не положены, так как у них свободные места есть.
-
У нас избыток мест во Владимирской области — 40 тысяч. Вот во всей области 40 тысяч свободных мест в школах. Но это же тоже надо обсуждать, это неэффективное использование ресурсов, дело даже не в деньгах. Ну, учитель приходит вот один: он физику преподает, математику, начальную школу, физкультуру даже ведет и французский язык. Куда это годится?
-
Говорить сейчас о том, что мы сразу поимели какой-то огромный эффект, вот в моменте, - нет; но эффекты есть. Во-первых, возникли интересные методические объединения учителей, они наконец-то начали друг с другом общаться - несколько математиков, несколько учителей русского языка и так далее.
-
У детей появилась возможность, в тех школах, в которых не было до этого допобразования, пойти в школьный театр, в школьный хор, там просто этого не было — в другой школе.
-
Ну, мы же все с вами разные. Один руководитель, бывает, как танк прёт - всё берёт, вообще всё делает, а другой [действует] просто в рамках каких-то стандартов. Ну, все мы люди, вопросов нет и претензий нет. Они, казалось бы, выполняют, значит, задачи одинаковые со стандартом образования и воспитания, но родители-то хотят больше.
-
Так сложилось ещё в советское время, что не во всех школах есть бассейн. Школа с бассейном — небольшая или большая — в свое другое время может сдавать его, наверное, в аренду. И приходят другие дети из других [школ]. А если это единая школа, единый бассейн, то надо сначала обслуживание предоставить всем детям. Их становится уже, извините, в группах в два раза больше.
-
Если там сдавали [бассейн] в аренду, наверное, время было свободное. Не должно быть этого. Школа должна работать с 9 утра и до 10 вечера по всем параметрам - прилегающая территория, спортивные все площадки, баскетбол, волейбол. У нас инфраструктура должна использоваться максимально.
-
Есть успехи, там 49-я школа [и детские сады №№12, 16, 17, 110 и 127] объединились, у них есть возможность сейчас миксовать детей в разные группы, в разные классы, возможность выбрать...
-
Или выбрали параллели - «у нас вот только гуманитарии и только так». Он [школьник] говорит: «Я хочу математику». И вдруг объединяется школа, и там есть целый математический профиль. Так, он [родитель учащегося] в рамках одного учреждения, собственно говоря, перевел ребенка к сильным преподавателям, математикам или физикам. При этом одно образовательное учреждение.
-
Если говорить про деньги, то да, [количество] чиновников сократилось. Но в больницах и в школах не должно быть столько чиновников! Там должны быть учителя и врачи. Вы представляете, получали штатное расписание сейчас: небольшие школы - 3−4 заместителя, 5−6-7. Послушайте, в Москве - 4 [заместителя для одной школы] положено, так установлено государственным стандартом: по инфраструктуре, по допобразованию, по качеству образования, вот это - ЕГЭ, ОГЭ и так далее. Всё! Да там хоть пять тысяч учатся [в одной школе], неважно - четыре заместителя. А там [в Москве] школы все в основном от трех с половиной тысяч [учащихся] и дальше. В школах по шестнадцать зданий. Мы [туда] ездили, мы смотрели эту историю.
-
Поэтому администрация города сегодня не пошла [по пути] вот этой сплошной коллективизацией. Все-таки предлагают объединение. И директора школ, как мне рассказывали коллеги из других регионов, сами должны еще захотеть некоторое объединение, потому что — не буду называть сейчас директора школы - она говорит: «А я бы взяла через дорогу эту школу. Вот это сделаем так, вот здесь - допобразование», а там сейчас как-то жизнь теплится. Но дети-то все одинаковые, все равные, все [родители] хотят получить равные возможности для разных детей. Поэтому я считаю, что сегодня дело там даже не в дефицитах [учителей или средств] и так далее. Мы получили серьёзное педагогическое сообщество интересных руководителей.
-
Если говорить об образовательных центрах, я общался с активными, человек 20, директорами школ, которые не просто учатся каждый день, они живут своими школами, они живут, болеют своими делами, детьми, они отслеживают своих выпускников и так далее. Вот таких руководителей должно быть больше. И я радуюсь оттого, что когда происходит некое объединение, во главе этого процесса стоит интересный человек.
-
Мы никого не потеряли, никого не уволили, всем предложили какие-то соответствующие возможности для этого. Самое главное, учителя-то в ставках своих там, в каких-то часах, вообще не потеряли. Некоторые приобрели. Учителей должно быть больше в этих образовательных организациях. Вот это самое главное.
-
Что касается судебных историй, ну, мне трудно комментировать, да, в связи с чем там эта история происходит, но мы должны с вами понимать: это решение учредителя, в том числе. А учредителем является администрация города [Владимира]. Город — это одно муниципальное образование. И когда мне говорят «вы знаете, там далеко идти куда-то», то здания никуда не делись - они остались там и продолжают работать. Но еще важно, чтобы была старшая школа, была средняя школа, ну просто разные возрастные потребности детей. Начальная школа - иногда они ютятся просто в школах. Ну не могу смотреть на то, что в одном [учреждении] - семь параллелей и ходят во вторую смену, а через дорогу - три параллели, заканчивают в два [часа дня], и кабинет закрыт. Вы считаете, это справедливо по отношению к детям через дорогу? А, учитывая, что это все муниципальная собственность, оплачиваем её. Ну, можно же [её] использовать для допобразования. [А объясняют это так:] "«Вот так решил руководитель, нам хорошо, мы занимаемся». Но так не может быть.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.