Владимирские бюджетные риски

Председатель Счётной палаты Ирина Тулякова рассказала о том, что может помешать исполнению областного бюджета: снижение собираемости налогов, проблемы в моногороде Камешково, закредитованность муниципалитетов и неэффективность работы Фонда капремонта
Новости Автор: 20 ноября 2018, 10:03 10 4338

На слушаниях по проекту консолидированного бюджета Владимирской области руководители исполнительной власти, депутаты Законодательного Собрания, представители региональных управлений федеральных ведомств и общественники оценили основные параметры формирования областной казны на 2019 и перспективный период 2020-2021 годов.

Выслушав доклад первого вице-губернатора Вячеслава Кузина, свою оценку представленному документу дала председатель Счетной палаты Владимирской области Ирина Тулякова. По словам главного регионального аудитора, с бюджетом все в порядке — он соответствует всем основным параметрам; глобальных проблем, связанных с его неисполнением не предвидится, так что не принимать его в Счетной палате не видят оснований.

Тем не менее, Тулякова обратила внимание на ряд рисков, с которыми могут столкнуться областные финансисты.

Глава Счётной палаты, говоря о возможных рисках, заявила, что она настаивает на том, что в регионе должна быть установлена персональная ответственность за исполнение бюджетных обязательств и достижение установленных показателей со стороны курирующих те или иные направления вице-губернаторов и директоров департаментов.

Тулякова сообщила, что считает прописанные в проекте бюджета прогнозируемые налоговые доходы реалистичными. Тем не менее, по ее словам, в области прослеживается негативное развитие отдельных показателей социально-экономического развития — в частности, рост задолженности предприятий, уменьшение количества занятого экономически активного населения и численности работников организаций, что может негативно сказаться на поступлении в запланированном объёме двух важных для областного бюджета налогов — на прибыль и НДФЛ.

«По нашей оценке реальный объем поступлений налогов в этом случае может составить всего 96% от проектируемых значений. Сократить влияние обозначенных факторов и стать дополнительной возможностью для привлечения доходов бюджета может проводимая налоговой службой работа по мобилизации поступлений и сокращению недоимки. Общая сумма недоимки, зачисляемая по налогам и сборам по 1 октября 2018 года составила 1 млрд 400 миллионов рублей», - сказала Ирина Тулякова.

По словам председателя Счётной палаты, уже в этом году во Владимирской области по отдельным статьям налоговых доходов отмечается рост задолженности. Речь идет о транспортном налоге организаций — рост задолженности по которому превысил 25,2% к уровню аналогичного периода прошлого года. Кроме этого, на 3,3% выросли долги по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения.

В качестве одного из самых показательных и проблемных с точки зрения собираемости налогов Тулякова привела моногород Камешково, который, по ее словам может лишиться льготного режима налогообложения в связи с нарушением участниками программы развития этой территории своих обязательств перед бюджетом:

«В этом году, как вы знаете, создана территория опережающего развития в Камешково, для резидентов которой предусмотрен льготный режим налогообложения. Вместе с тем, порядок оценки эффективности предоставленных льгот пока не принят, что создает риски нарушения условий соглашений о предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета».

У Ирины Туляковой есть ряд вопросов к руководству муниципалитетов в части оптимизации финансового управления. В первую очередь речь идет об эффективном использовании имущества, которое должно - при грамотном управлении - приносить в бюджеты деньги. Руководитель Счётной палаты заявила, что необходима актуализация реестра земельных участков и объектов недвижимости:

«В ходе проведенных нами контрольных мероприятий установлены факты нецелевого использования и бесплатного использования публичных земельных ресурсов. Кроме того, в целях достоверности планируемых расходов бюджета, мы повторно предлагаем законодательному собранию рассмотреть вопрос о закреплении обязанности внесения программы приватизации госимущества одновременно с проектом областного бюджета, как это сделано на федеральном уровне».

Тулякова напомнила, что в качестве одного из основных приоритетов региональная власть определила помощь муниципалитетам — в том числе, нацеленную на сокращение их долговой нагрузки:

«Региональная власть поддерживает работу по реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам. Администрацией области и руководством муниципалитетов принимаются меры по недопущению роста бюджетного долга. По состоянию на 1 октября 2018 года муниципальный долг снизился по отношению к началу года на 3,4%. На сегодняшний день долговая нагрузка на 74% состоит из бюджетных кредитов. Однако, как показывают проводимые нами проверки, нам есть над чем работать — в том числе, в вопросах эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами».

Ирина Тулякова также сообщила, что считает необходимым пересмотреть вопрос о суммах, возмещаемых правонарушителями, нанесшими вред земельным ресурсам — для этого требуется законодательная инициатива регионального парламента:

«Размер штрафов на федеральном уровне не пересматривался почти десять лет. И в ряде случаев поступления составляют менее 1 рубля, что, по мнению Счетной палаты, требует формирования и направления соответствующей законодательной инициативы на федеральный уровень».

Главный аудитор Владимирской области также заявила о неэффективности предоставления финансовой помощи из бюджета некоммерческим организациям:

«Вопросы вызывает долгосрочная цель по поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций. В 2019 году на данные цели планируется выделить более 179 миллионов рублей ежегодно. С одной стороны, надо, вроде бы, радоваться такому факту. А с другой результаты проведенной нами проверки говорят о том, что присутствуют многочисленные нарушения при предоставлении субсидий областного бюджета на поддержку таких организаций. В том числе, отсутствует контроль за реализацией таких проектов. В результате — фальсификация отчетов об исполнении мероприятий и безрезультатная растрата бюджетных средств. Скорректировать нормативно-правовую базу области и условия заключаемых соглашений».

Есть вопросы у Туляковой и к оказываемой бюджетом помощи региональному «Фонду капитального ремонта». Судя по представленной ей статистике, несмотря на ежегодное увеличение взносов областного бюджета в уставной капитал этой организации, количество запланированных к ремонту многоквартирных домов год от года уменьшается:

«В 2019 году планируется увеличение почти на 30% размера субсидий региональному Фонду капремонта — до 71,5 миллиона рублей. В связи с увеличением численности его сотрудников и оплаты аренды в коммерческих помещениях, в которые он планирует переехать в следующем году. Но пока не прослеживается результатов вложенных средств. Например, в 2015 году размер субсидий Фонду составлял 27,5 миллионов рублей при плане по проведению капремонта 550 многоквартирных домов. В 2016 году субсидия составила 41 миллион рублей при плане по ремонту 493 домов. В 2017 году — 53,7 миллиона рублей при плане по ремонту 337 многоквартирных домов. Есть претензии и к качеству проводимого ремонта, поэтому хотелось бы видеть увеличение финансирования в увязке с серьезными результатами деятельности Фонда».

Председатель Счётной палаты Владимирской области подвергла критике ряд руководителей за отсутствие стратегического подхода к планированию работы:

«Когда на всех уровнях говорят о нацеленности на стратегическое развитие, об ориентации на нацпроекты государственных программ, у нас пока сохраняется формальное отношение к этому стратегическому инструменту. И речь идет не о показателях госпрограмм, которые в ряде случаев отличаются от показателей стратегии развития нашего региона, от прогноза социально-экономического развития и даже не о том, что на 2019 год пока не успели утвердить адресную программу по привлечению инвестиций, хотя это нужно было сделать до внесения проекта закона о бюджете. Срок действия ряда госпрограмм заканчивается в 2020 году, и срок их исполнения автоматически продляется до 2021 года с тем, чтобы было предусмотрено финансирование. Но при этом цели, задачи, а главное целевые показатели остаются на прежнем уровне и не меняются. То есть, это можно как раз расценить, как формальное отношение к такому важному инструменту. То есть, сделано все для того, чтобы попасть в проект бюджета. Я специально не называю ответственных исполнителей, потому что данная ситуация имеет не единичный характер».

Ирина Тулякова предложила продолжить инвентаризацию бюджетных расходов с целью выявления резервов бюджета. Речь идет о ревизии структуры и численности сотрудников исполнительной власти, а также государственных и муниципальных учреждений.