Регистрация / Вход Вс, 17 февраля 2019, 11:22

Владимирские спортшколы могут потерять возможность готовить спортсменов

Владимирская область может лишиться львиной доли финансирования на поддержку спорта высоких достижений в 2019-м году из-за того, что администрация Владимира отказывается переходить на работу по новым правилам Минспорта
23 Ноября 2018, 20:10 30 5189

Во Владимирской области под угрозой срыва находится участие в федеральной программе, разработанной для подготовки спортивного резерва. Об этом Зебра ТВ рассказали инструктор-методист методического отдела по Центральному федеральному округу Федерального центра подготовки спортивного резерва Анна Дмитриева и руководство департамента спорта областной администрации.

По словам собеседников Зебра ТВ, ситуация складывается уже почти критическая. Дело в том, что с 1 января 2019 года в России финансирование спорта будет осуществляться по-новому. Все спортивные школы должны быть поделены на два типа — те, которые занимаются общей физической подготовкой (они становятся учреждениями общего образования), и готовящие спортсменов, ориентированных на достижение высоких результатов.

Для того, чтобы субъект Российской Федерации получил из бюджета «спортивные» деньги, 90% спортшкол, решивших, что они будут работать на достижение спортивных результатов, должны разработать и утвердить новые уставы. Запустить этот процесс должен их учредитель, подписав соответствующее распоряжение. То есть, если та или иная школа - муниципального уровня, сделать это должно руководство муниципалитета. Если школа учреждена Министерством спорта, то, подписать документ должно руководство профильного департамента.

Как рассказала Зебра ТВ заведующая отделом учебно-спортивной работы департамента по физической культуре и спорту администрации Владимирской области Наталья Федорова, всего во Владимирской области 34 спортшколы находятся в ведении органов управления в сфере спорта, 16 из них уже перешли на новый режим работы, еще по 9 оформление соответствующих документов находится на завершающем этапе (то есть, процесс, как и положено по закону, завершится до 31 декабря 2018 года).

Единственные школы, статус которых по-прежнему находится в неизменном состоянии — спортивные учреждения, учредителем которых является администрация города Владимира. Речь идет о 5 школах олимпийского резерва и 4 ДЮШС. Как пояснила Федорова, никаких действий для перехода на новую систему работы, утвержденную Министерством спорта, администрация города Владимира не предпринимает.

Федорова поясняет, что администрация города Владимира является учредителем 5 из  13 школ олимпийского резерва Владимирской области: это школа спортивной гимнастики им. Толкачева, школа по художественной гимнастике, школа по лыжным гонкам и биатлону, по легкой атлетике и комплексная школа, в которой культивируется настольный теннис, бокс, рукопашный бой. По ее словам, все они с первого января 2019 года потеряют свой спортивный статус.

«Нужно постановление администрации о том, что данное учреждение меняет статус. Соответственно, меняются уставы и прописываются те виды деятельности, которые они должны реализовывать в соответствии с программами спортивной подготовки. До 31 декабря 2018 года эту процедуру необходимо завершить. Если они не хотят этого делать, то школы теряют статус школ, имеющих право готовить спортивный резерв. Специалисты неоднократно встречались с городским управлением по спорту города Владимира, объясняли им всю нормативно-правовую базу, в том числе то, что они выигрывают при переходе на программу спортивной подготовки. Если город Владимир не переходит на эту программу, он, соответственно, эту субсидию получить и не может. Проблемная ситуация — исключительно по школам города Владимира. Кроме того, непереход приводит к тому, что наказывается весь регион», - говорит Федорова.

Инструктор-методист методического отдела по Центральному федеральному округу Федерального центра подготовки спортивного резерва Анна Дмитриева поясняет, что все попытки решить этот вопрос с администрацией города Владимира (постановление о запуске процесса перерегистрации уставов должен подписать сити-менеджер Андрей Шохин), ни к чему не приводят.

Дмитриева рассказывает, что решение о переходе на программу спортивной подготовки в городе принималось уже трижды. При этом два первых позже были отменены. А согласно третьему документу, Андрей Шохин принял решение переходить на программу спортподготовки с 1 января 2019 года - то есть, именно после той даты, к которой весь этот процесс уже должен быть завершен.

OtvetVl1.jpg
OtvetVl2.jpg
«Они три раза подписывали новое постановление о переходе. И дважды уже были подписаны постановления, отменяющие этот переход. Первый раз они пытались это сделать в марте-апреле, второй раз в июле, и вот теперь уже третий заход. Ответа, что они ничего не будут делать — нет. Но им было направлено несколько писем с подобным вопросом об их ситуации. Несколько писем они проигнорировали, тем не менее, на последнее все-таки ответили, что они планируют переход на спортивную подготовку с 2019-го года. К сожалению, это несет проблемы и для области, потому что это является невыполнением государственной программы с одной стороны, и с другой — является нарушением законодательства в плане того, что переход давно бы уже должен быть осуществлен. И еще момент. Сами школы олимпийского резерва при этом теряют статус. Там ситуация такая: этот статус присваивают на 4 года и через 4 года школы этот статус должны подтвердить. Сейчас у них все подтверждено, кроме того, что они — не учреждения спортивной подготовки. И срок такого подтверждения у них заканчивается, это сейчас —декабрь. Если они сейчас не сделают документы, то они теряют статус школы олимпийского резерва».

По словам Дмитриевой, с чем именно связано то, что руководство областного центра ни в какую не хочет идти на контакт и провоцирует ситуацию, когда вся спортивная отрасль региона может буквально схлопнуться, никто не понимает. Дмитриева говорит, что в Оранжевом доме, судя по всему, официально ссылаются на нехватку финансирования, необходимого на доведение школ до нужного уровня обеспечения. Тем не менее, именно на эти цели в бюджетах разных уровней специально предусмотрено финансирование. По ее словам, весь процесс дооснащения спортивных школ можно осуществлять вплоть аж до 2035 года. Пока эти аргументы не находят понимания:

«Я не могу ответить на вопрос, в связи с чем отменяются решения — тут много, наверное, каких-то аспектов. И то, что они говорят — это одно, то, что есть на самом деле, это другое. Сейчас они озвучивают проблему, во-первых, финансовую — что бюджет не позволяет вводить спортивную подготовку, потому что они не смогут обеспечить ее введение на 100%. Но такая проблема не только у них — она у всех, и есть механизмы решения. Составляется дорожная карта по планированию обеспечения доведения до 100% - на много лет вперед: она до 2030 и до 2035 года может быть составлена. Во-вторых, необязательно переводить на спортивную подготовку абсолютно всех учащихся: если в школе 1200 человек, не обязательно все 1200 должны заниматься спортивной подготовкой. Спортивной подготовкой может заниматься часть, остальные могут заниматься общей физической подготовкой или оздоровительными занятиями. Это надо просто рассчитывать — и это все реально сделать. Субсидии от области предусмотрены. Именно на программу спортивной подготовки 15 миллионов предусмотрено. Каждый год на эти нужды из областного бюджета. Там есть для получения определенные критерии — и владимирские школы точно их выполняют. То есть, они в любом случае получат часть субсидий».

Кроме того, Анна Дмитриева поясняет, что городу не обязательно рассчитывать финансирование, необходимое на спортподготовку всех без исключения воспитанников. Для получения нового статуса ДЮСШ достаточно перевести на спортподготовку 10% учеников, для СДЮШОР — 30%.

«Есть такое понятие — норматив затрат. То есть, рассчитывают, сколько стоит подготовка одного спортсмена в конкретном виде спорта на конкретном этапе в течение года, чтобы понимать, сколько денег нужно потратить. Вот я, допустим, хочу подготовить десять человек-легкоатлетов. И мне нужно понимать, сколько денег на это надо. И есть отдельные методики, как это считать. Подготовка спортсмена уровня кандидата в мастера спорта в течение года во Владимирской области стоит порядка 800 тысяч. Мастер спорта — чуть больше миллиона. Тренировочный этап — около полумиллиона. На этапе начальной подготовки— 300-400 тысяч. Сейчас школы, что городские, что областные, обеспечены частично — в пределах где-то 20% от того, что требуется. Сейчас разрабатывается план того, как мы будем доводить финансирование до 100%», - поясняет специалист.

Зебра ТВ несколько дней ждала ответа на заданный вопрос от начальника управления по связям с общественностью и СМИ администрации города Владимира, но никакой реакции так и не получила.

Сити-менеджер Андрей Шохин 22 ноября в личном разговоре с редакцией заявил, что не будет заниматься этим вопросом, так как развитие спорта высоких достижений — ответственность профильного департамента Белого дома и лично его директора Алексея Сипача. Подробнее объяснять ситуацию Шохин не стал.

XIII-8895-Shohin.jpg Андрей Шохин

Вопрос о том, может ли быть связан отказ от перехода городских школ на новую форму работы с отсутствием финансирования, Зебра ТВ задала главному финансисту областного центра Вере Трусовой. Трусова сообщила, что в курсе ситуации, и вопрос, по ее мнению, действительно упирается в деньги:

«Я в курсе этой ситуации. 10 млн рублей в проекте областного бюджета предусмотрено на софинансирование таких расходов. При этом доля бюджета города для достижения показателей федеральных стандартов потребуется очень большая — более 100 млн рублей. Пока, к сожалению, у нас такой возможности нет. Понятно, этот вопрос в стадии разработки. Это про бюджет 2019 года. В этом году они работают, как школы олимпийского резерва за счет наших денег, а в следующем году пока вопрос стоит без достижения показателей по федеральной программе».

Анна Дмитриева, в свою очередь, поясняет, что городу Владимиру, как и любому другому муниципалитету, совершенно не обязательно закладывать всю необходимую сумму в бюджет именно следующего года:

«Когда деньги уже заложены в бюджете — это идеальный вариант. Можно принять решение о переходе, оформить соответствующие документы, а затем потихоньку заниматься дофинансированием».

Занимающиеся этим вопросом специалисты все, как один, поясняют, что сами школы давно готовы переходить на новую схему работы. Новые уставы везде подготовлены, а руководство лишь ждёт "отмашки" учредителя. Представители департамента спорта говорят, что как только Андрей Шохин подпишет необходимое постановление, процедура регистрации уставов тут же будет запущена. Весь процесс согласования в таких случаях занимает примерно 2-3 недели, то есть, у города Владимира еще есть шанс наверстать упущенное и завершить необходимую процедуру до Нового года:

«В принципе, они еще успевают до Нового года и могут с первого января реализовывать спортивную подготовку. Как только они зарегистрируют уставы, учреждение уже считается перешедшим на спортивную подготовку и будет считаться, что область выполнила госпрограмму, и школы дальше просто начинают спокойно планово работать».

О том, что спорт профессиональных достижений во Владимирской области находится буквально под угрозой исчезновения, говорит и директор профильного департамента обладминистрации Алексей Сипач.

«Согласно государственной программе развития физической культуры и спорта, доля организаций, оказывающих услуги спортивной подготовки, от доли всех организаций, занимающихся общей спортивной подготовкой, должна составить 90%. Переход осуществлялся и в 2017-м, 2018-м. К 2020-му году должно быть переведено 100 процентов школ. На данный момент, все учреждения, соответствующие данному статусу городов: Ковров, Александров, Муром, наши областные учреждения в полном составе - в общем, вся область перешла на спортивную подготовку. Кроме спортивных учреждений города Владимира. В первую очередь, это, конечно, касается пяти школ олимпийского резерва. На данный момент 25 школ перешло и осталось 9 школ в городе Владимире», - пояснил в телефонном разговоре с Зебра ТВ директор департамента спорта.
Sipach.jpg Алексей Сипач

Чиновник областной администрации соглашается, что речь, действительно, идёт о необходимости серьезных вложений в работу спортивных школ. Тем не менее, делать это в самое ближайшее время никто не требует.

«Например, что сделали мы? Мы разработали дорожную карту до 2030 года. Вот как раз в 2030-м году наших областных государственных школ. Потому что там, действительно, суммы очень солидные стоят. И тогда спортсмен будет защищен, обеспечен оборудованием, инвентарем, командированием на тренировочные сборы и соревнования различного уровня. В целом подсчитывается стоимость одного спортсмена на каждом этапе подготовки, и это, в принципе, правильно — спортсмен будет защищен, все с ним будет понятно, от первого дня до последнего. Все понятно с тем, чем он будет обеспечен, и четко поставлены цели — какого он должен достигнуть результата, все это будет рассчитано. Все это федерации предложили Минспорта, Минспорта утвердил и сейчас это доводит на места. Все это делается в связи с изменениями, внесенными в 329 Федеральный Закон. Подписана буквально несколько дней назад «Концепция подготовки спортивного резерва», утвержденная правительством. И, соответственно, все эти пункты есть в дорожной карте «Государственная программа развития физической культуры и спорта», - поясняет чиновник.

Алексей Сипач подчеркивает, что единственное, что нужно сделать администрации города Владимира в самое ближайшее время - это в самое ближайшее время запустить процедуру регистрации новых уставов спортшкол, учредителем которых является областная столица.

«Напомню кратко, что сейчас нужно сделать. Нужно внести изменения и СДЮШОР перевести на спортивную подготовку. Иначе, к сожалению, по данным Министерства спорта, это будет грозить тем, что с 1 января 2019 года у них снимут статус школ олимпийского резерва и в сентябре 2019 года они перейдут на образовательные программы. Чем грозит статус снятия школы олимпийского резерва? У них теперь не будет групп ни спортивного совершенствования, ни спортивного мастерства. Что касается области, то если мы не достигнем целевых показателей согласно дорожной карте, то это влечет за собой 50%-ое сокращение субсидии на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям и также — непредоставлением Владимирской области субсидий федерального бюджета на закупку спортивного оборудования. То есть, к сожалению, пострадают и другие школы».

Директор департамента спорта напоминает, что со следующего года в областной бюджет будет закладываться по 15 млн рублей на постепенное доведение до нормативного состояния всех спортивных учреждений, находящихся на территории 33 региона. Напомним, что об этом на публичных слушаниях говорил вице-губернатор Вячеслав Кузин, курирующий бюджетную политику.

«Впервые было принято решение для помощи муниципальным школам, соответствующим определенному статусу, выделить из бюджета 15 миллионов рублей — на обеспечение муниципального задания. И это как раз в помощь тем школам, которые перешли — в первую очередь, это СДЮШОРы, которые готовят непосредственно «сборников», это и школы легкой атлетики, и гимнастики», - уточнил Алексей Сипач.

Сипач также настаивает: вопрос очень срочный - все документы должны быть оформлены и переданы в профильное Министерство до 1 января.

«На данный момент мы не говорим о том, что нужно бешеное финансирование, о том, что срочно нужны средства. Сейчас нужно просто сохранить школы, сохранить их статус. Школы готовы — у них есть все документы, они спят и видят, когда это произойдет. Они успеют это сделать, если будет отмашка от учредителя — администрации города Владимира. Не нужно вкладывать никаких 100 миллионов в следующем году. Точнее, если очень хочется, то можно, конечно. Но, для сравнения, во все наши учреждения нужно вложить 600 миллионов и мы эти затраты до 2030 года расписали. И им можно сделать точно также», - говорит директор департамента.

Отвечая на вопрос, может ли в случае, если руководство городской администрации так и не запустит эту работу, теоретически идти речь о передаче школ с городского на областной уровень, Сипач отвечает так:

«Конечно, это неправильная практика, потому что такие же школы есть в Александрове, Муроме, Коврове — они чем хуже? Нам тогда учредители-муниципалитеты тоже скажут: «Забирайте и наши школы», поэтому это не совсем правильно. Согласно законодательной базе — это вполне полномочия как субъекта, так и муниципалитета».

Однако, в совсем крайнем случае, речь, видимо, может идти о запуске и такого процесса. В противном случае, по словам спортфункционеров, судьба спорта высоких достижений в областном центре будет бесславно завершена.

PolnMun.jpg