26 сентября на заседании бюджетного комитета Владимирского горсовета юрист управления образования администрации города Владимира Михаил Шолохов попытался объяснить депутатам, кто же обязан оплачивать услуги физической охраны в образовательных учреждениях города Владимира и Владимирской области.
Напомним, накануне на заседании «образовательного» комитета депутат-яблочник и директор школы №40 Дмитрий Кушпита поднял вопрос о том, кто же все-таки обязан оплачивать охрану школ.
На данный момент это делают родители школьников, однако накануне второго тура губернаторских выборов действующий губернатор Владимирской области Светлана Орлова заявила, что родители не должны оплачивать работу ЧОПов в школах. Дмитрий Кушпита потребовал мэрию Владимира разобраться, из какого бюджета должна оплачиваться охрана школ, если с родителей перестанут собирать деньги.
Вот и на заседании бюджетного комитета Кушпита опять поинтересовался у представителей мэрии Владимира, кто же должен оплачивать охрану в школах и нужно ли закладывать на эти цели средства в бюджет города Владимира на 2019 год.
Юрист управления образования администрации города Владимира Михаил Шолохов зачитал выдержки из федеральных законодательных актов, из которых стало ясно, что в этих документах нет четкого регламентирования сферы охраны школ.
«Можно отталкиваться от закона «Об образовании РФ», в соответствии с которым к компетенции образовательной организации относится организация охраны здоровья обучающихся, которая включает, в том числе обеспечение безопасности обучающегося во время пребывания его в образовательной организации.
Вместе с тем наличие самой физической охраны в школе — это охранник, это находится на стыке с законом «О противодействии терроризму», поскольку это антитеррористическое мероприятие. В этом случае закон говорит, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. А в ФЗ-131 прописано, что органы местного самоуправления должны «участвовать в профилактике терроризма и экстремизма».
Финансовое обеспечение, согласно концепции в рамках закона о противодействии терроризму, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. То есть, федеральное законодательство однозначных ответов не даёт.
Есть принятое в рамках закона о противодействии терроризму постановление правительства РФ , которое устанавливает требования к антитеррористической защищенности объектов образования, где также указана физическая охрана. И возлагается ответственность в антитеррористической защищенности на руководителей органов, являющихся правообладателями объектов.
Но мы возвращаемся к закону об образовании о финансировании обеспечения безопасности учеников и работников учреждения, и статья 99 говорит, что органы госвласти субъекта вырабатывают нормативы на софинансирование образовательного процесса. И нормативы должны разрабатываться с учетом требований типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся. То есть, в этот норматив должны закладывать и средства на охрану, исходя из количества учеников. Поэтому однозначного ответа нам законодательство, к сожалению, не дает: местные это должны быть средства или средства субъекта, или федеральные», - попытался разъяснить Михаил Шолохов.
Председатель бюджетного комитета Владимирского горсовета Леонид Фоменко задал вопрос напрямую - законно ли школы собирают с родителей средства на охрану. И получил отрицательный ответ с одним иезуитским уточнением:
В то же время и мэрия Владимира может на вполне законных основаниях предусмотреть средства на охрану школ в 2019 году в рамках программы по противодействию терроризму на уровне органов местного самоуправления.
Дмитрий Кушпита предложил депутатам собрать рабочую группу с членами образовательного и бюджетного комитетов при участии специалистов управления образования, которая займется проработкой вопроса и просчитает, сколько средств необходимо на охрану школ.
«В законе расплывчатые формулировки. И получается, что все органы власти самоустранились, и все легло на плечи родителей. Если, например, есть такая возможность у муниципалитета этим заниматься, то давайте займемся этим, чтобы убрать эту порочную практику, что родители занимаются тем, чем должны заниматься органы власти.
Мне кажется, это надо срочно разработать, понять, и если муниципалитет должен этим заниматься, надо понять, какую сумму закладывать в бюджет 2019 года. И решать - будут это осуществлять частные охранные предприятия через торги или свои муниципальные компании», - предложил депутат Кушпита.