Зебра ТВ сообщала, что 26 марта пресс-служба правительства Владимирской области опубликовала новость о том, что региональный Оперативный штаб под руководством губернатора Авдеева решил запретить негосударственным СМИ публиковать информацию о любых событиях в регионе, связанных с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Поясним, Оперативные штабы в регионах созданы после начала СВО для выработки закрытых решений по обеспечению безопасности. В сообщении правительственной пресс-службы указывалось, что запрет на обнародование любых сведений о БПЛА не распространяется:
«на непосредственную деятельность уполномоченных органов власти, а также на размещение официальной информации:
– в средствах массовой информации, учредителями которых выступают исполнительные органы власти и органы местного самоуправления Владимирской области, включая их аккаунты в социальных сетях и мессенджерах;
– на официальных сайтах и официальных страницах в социальных сетях и мессенджерах органов государственной власти и органов местного самоуправления Владимирской области, их подведомственных организаций, руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Другими словами: то, что нельзя независимым от государства СМИ, можно медиа, учреждёнными органами власти (то есть, подконтрольным им). И это установлено закрытым, то есть не подлежащим обнародованию документом.
Такие новости, по мнению редакции, плохо увязываются с Конституцией Российской Федерации (в той части, что цензура в РФ не допускается) и с целым рядом действующих федеральных законов. Более того, сотрудники редакции Зебра ТВ, в большинстве своём имеющие стаж работы в СМИ более 20 лет, ещё ни разу не сталкивались с решением органа власти по установлению запретов для негосударственных СМИ с параллельным проявлением «отеческой заботы» в отношении собственных медиа.
27 марта Зебра ТВ направила официальный запрос на имя губернатора Владимирской области Александра Авдеева с постановкой следующих вопросов:
-
каким нормативно-правовым актом Владимирской области (просьба указать его реквизиты) СМИ запрещено сообщать какие бы то ни было сведения?
-
по каким правовым основаниям Оперативный штаб под Вашим руководством разделил СМИ на государственные и негосударственные, и по каким причинам на государственные СМИ введённый Оперативным штабом запрет не распространяется?
Далее события развивались в следующем хронологическом порядке:
2 апреля министерство региональной безопасности Владимирской области публикует на своём разделе правительственного сайта «выписку из решения №3» Оперативного штаба от 13 марта под названием «О реализации полномочий в рамках введенного режима повышенной готовности на территории Владимирской области, в части запрета размещения о применении или использовании БПЛА и других средств поражения»;
3 апреля на эту выписку ссылается областной гостелеканал «Губерния 33»;
3 апреля в редакцию Зебра ТВ приходит ответ на запрос на имя главы региона Александра Авдеева за подписью начальника управления массовых коммуникаций администрации губернатора Владимирской области Екатерины Гуцаленко с приложением информации, «направленной» вице-губернатором Эдуардом Селезнёвым. То есть, в документе нет подписей ни Авдеева (ему был адресован запрос), ни Селезнёва с пометкой о том, что ему поручено ответить за начальника.

В информации, «предоставленной» вице-губернатором Селезнёвым, кстати, бывшим высокопоставленным сотрудником органов прокуратуры — Владимирской области и Генеральной, не содержится ответа ни на один из поставленных Зебра ТВ вопросов. Зато он предлагает ознакомиться с «выпиской» из решения Оперативного штаба, опубликованной 26 марта на сайте госиздания «Владимирские ведомости». В тот день в «ВВ» по теме беспилотников можно найти, например, редакционную заметку со ссылкой на правительственную пресс-службу, но ссылок на «выписки» поиск не выдаёт.
Для лучшего понимания сошлёмся на фольклор: выписка — не документ, так же как курица — не птица.
Приводим ту часть ответа правительства на запрос Зебра ТВ, которую с некоторой натяжкой можно охарактеризовать как «по существу».
«Выписка из указанного решения Оперативного штаба 26.03.2025 опубликована в сетевом издании «vedom.ru» (учредитель редакционно-издательское государственное автономное учреждение Владимирской области «Газета «Владимирские ведомости»), а также на официальном сайте Правительства Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом население и организации региона оповещены о вводимом запрете.
Необходимая официальная информация в целях предотвращения негативных последствий в результате воздействия БПЛА по объектам на территории области будет доводиться до населения путем ее размещения на официальных ресурсах исполнительных органов области в объёме, исключающем нанесение вреда национальной безопасности Российской Федерации.
Размещение информации об указанных фактах в СМИ со ссылкой на официальные публикации исполнительных органов и должностных лиц (включая фото- и видеоматериалы) квалифицироваться как административное правонарушение не будет».
Отметим, что последний абзац про то, что негосударственным СМИ позволено без угрозы репрессий ссылаться на официальные публикации органов власти, является новым. Раньше такого не было.
Подчеркнём, что такой ответ редакцию не устраивает.
Добавим, что Зебра ТВ также направляла запросы Генеральному прокурору РФ и Председателю Следственного комитета России с просьбой дать правовую оценку установленным во Владимирской области запретам на освещение некоторых событий и разделению в этом контексте СМИ на государственные и негосударственные. Ответа из этих инстанций редакция пока не получила.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.