Во Владимирской области 12 бывших осуждённых за сексуальные действия против несовершеннолетних проживают с детьми

Во Владимирской области 12 бывших осуждённых за сексуальные действия против несовершеннолетних проживают с детьми. Полицейские установили за ними жёсткий надзор, но сетуют на то, что другие ведомства, ответственные за профилактику преступлений в отношении подростков, не всегда делятся с ними информацией
Новости Автор: 15 ноября 2019, 14:02 2 3941

Во Владимирской области на подназорном учёте в полиции числятся 58 граждан, имеющих непогашенную судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, из которых 12 продолжают проживать с детьми. Об этом на совещании у губернатора Владимира Сипягина по вопросам безопасности детей, профилактики их гибели и насилия в отношении них сообщил заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД по Владимирской области Виктор Соболев:

«На сегодняшний день у нас [на учёте] стоят 980 поднадзорных лиц, из которых 121 гражданин проживает с несовершеннолетними детьми и 58 имеют непогашенную судимость против половой неприкосновенности, из которых 12 продолжают проживать совместно с несовершеннолетними детьми. В отношении 58 лиц данной категории установлен запрет выезда за установленные судом пределы Владимирской области или того или иного места его пребывания, то есть района. Сразу хочу отметить, что принимаемыми нами мерами профилактического воздействия, используя возможности административного прессинга, удалось не допустить факты преступных посягательств в отношении детей и подростков со стороны лиц, ранее судимых, в отношении которых установлен административный надзор. В том числе, со стороны 12 поднадзорных, имеющих непогашенную судимость против половой свободы и неприкосновенности личности несовершеннолетних, но проживающих совместно с детьми».
XVI-2396.jpg Виктор Соболев, фото из архива Зебра ТВ

Соболев не уточнил, проживают ли бывшие осуждённые вместе со своими жертвами.

По данным полиции, количество преступлений, совершенных против половой неприкосновенности несовершеннолетних в 2019 году увеличилось на 4,5% - с 89 до 93, при этом потерпевшими признаны на 10% меньше детей и подростков. Виктор Соболев отметил, что девочки становятся жертвами посягательств чаще:

«Приведенные мной цифры — лишь видимая часть существующей проблемы, так как для преступлений данной направленности характерен высокий уровень латентности. Ну, вы понимаете, что такое латентность — несвоевременно выявленное преступление, ввиду того, что девочки, добровольно вступающие в половые отношения со взрослыми мужчинами или по принуждению, одинаково не стремятся кому-либо об этом рассказать - ни своим родителям, ни тем или иным лицам всех субъектов профилактики. А фигурант продолжает совершать преступления, пока его не остановишь, либо он не попадется, а отсюда другой характерный признак данного вида преступления — это многоэпизодность, когда становится известно об этом факте, и разбираясь в последующем, выявляешь дополнительные эпизоды более ранние о преступной деятельности».

Виктор Соболев пояснил, что эффективность работы по предотвращению преступлений в отношении несовершеннолетних была бы выше, если бы другие органы профилактики и муниципальные власти активнее делились с силовиками информацией относительно неблагополучных семей:

«Мы предупреждали Селивановский район, Юрьев-Польский район, где за девять месяцев текущего года от субъектов системы профилактики не получено ни одной информации [о возможных проблемах несовершеннолетних]. Прежде всего Селивановский. Всего одна [информация] поступила от Юрьев-Польского. Кроме того от УВД по городу Владимиру, Гусь-Хрустальному, Меленковскому, Собинскому, Суздальскому районов не получено ни одной информации из учреждений здравоохранения. ЗАТО Радужный, Гусь-Хрустального, Собинского, Меленковского из органов социальной защиты населения. При этом преступления в этих территориях совершаются. В Юрьев-Польском отчим длительное время состоял в интимной связи со своей падчерицей, учащейся в школе, неоднократно вступал в половые отношения с приятельницей падчерицы. В Селивановском районе с декабря 2018 года по ноябрь этого года отец совершал действия сексуального характера в отношении свой родной дочери, что было выявлено инспектором ПДН, нашим сотрудником в ходе длительной беседы с данной потерпевшей. Оба фигуранта судимы не были, в поле зрения полиции не попадали, как и потерпевшие».

Заместитель начальника областной полиции сообщил, что в муниципальных образованиях работают группы экстренного реагирования для выявления детей, находящихся в «социально-опасном положении». Вместе с тем, у Виктора Соболева в этом плане есть нарекания к городу Владимиру, «где, ссылаясь на Трудовой кодекс, в выходные, праздничные дни и вечернее время, группа экстренного реагирования не выезжает на то или иное происшествие с несовершеннолетним».

Вот расшифровка выступления Виктора Соболева с незначительными сокращениями:

«На территории нашего региона наблюдается снижение уровня преступности в отношении несовершеннолетних, которое по итогам девяти месяцев, составило более 12%. Тяжкие и особо тяжкие составляющие [снизились] на 9%, в том числе убийства и покушения на убийство - на 25%.

При этом регистрация преступных посягательств зафиксирована прежде всего в Александровском районе на 11%, Вязниковском и Меленковском районах.

Традиционно около 70% от всего массива преступных посягательств является неуплата алиментов родителями той или иной половой принадлежности — это 418 преступлений.

Незначительно, на 4,5%, но все же возросло количество преступлений, совершенных против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних - с 89 до 93 преступлений. Количество несовершеннолетних, признанных потерпевшими, уменьшилось на 10%. Из них на 11% чаще жертвами стали лица женского пола против мужского — это почти на 40 человек. Такой перевес прежде всего обусловлен тем, что жертвами преступного посягательства сексуального характера девочки становятся чаще, причем приведенные мной цифры — лишь видимая часть существующей проблемы, так как для преступлений данной направленности характерен высокий уровень латентности. Ну, вы понимаете, что такое латентность — несвоевременно выявленное преступление, ввиду того, что девочки, добровольно вступающие в половые отношения со взрослыми мужчинами и по принуждению, одинаково не стремятся кому-либо об этом рассказать - ни своим родителям, ни тем или иным лицам всех субъектов профилактики. А фигурант продолжает совершать преступления, пока его не остановишь, либо он не попадется, а отсюда другой характерный признак данного вида преступления — это многоэпизодность, когда становится известно об этом факте, и разбираясь в последующем, выявляешь дополнительные эпизоды более ранние о преступной деятельности.

Могу привести пример по Гусь-Хрустальному. Фигурант — девять эпизодов преступной деятельности с особо тяжкой категорией по 132 статье [насильственные действия сексуального характера].

Киржач — шесть эпизодов преступной деятельности и так далее.

И то, что мы на сегодняшний день имеем, от части результат взаимодействия органов внутренних дел, Следственного управления, которое уже отмечала [в своём выступлении заведующий отделом по проблемам семьи, детей и демографии комитета по социальной политике администрации Владимирской области] Марина Анатольевна [Жукова], и социального обслуживания населения администрации области.

У нас есть совместный приказ от 2013 года, касающийся как раз вопросов выявления и пресечения преступлений, фактов преступного посягательства против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. В соответствии с этим приказом, наши субъекты профилактики дали 1031 информацию территориальному органу внутренних дел в отношении несовершеннолетних и их родителей. В прошлом году было 842 информации по неблагополучию, в том числе снижение сделали органы и учреждения образования — было 520, а на сегодня всего 506 информационных материалов. Из учреждений здравоохранения было 127, сейчас почти 300 сообщений представили, а также небольшой рост из учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения.

Уважаемые коллеги, являясь субъектом профилактики, не держите у себя, а своевременно информируйте все субъекты профилактики независимо от их принадлежности, в том числе органы внутренних дел.

Нами вся информация была отработана и реализована. В полном объеме было составлено более 800 протоколов административных правонарушений, в том числе возбуждено 7 уголовных дел и 93 материала было направлено в суд для лишения родительских прав.

Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений сексуального характера показывает, что потенциальная жертва такого вида преступлений, чаще всего не состоит ни на каком-либо учёта, в том числе в органах внутренних дел и внутришкольном, и проживает в благополучной семье. Воспитывается либо одной матерью, работающей, занимающейся своей личной жизнью, в связи с чем ребенок представлен сам себе, находит свое утешение вне семьи, либо матерью, уже построившей свои отношения с мужчиной, который в последствии и совершает в отношении своих падчериц преступные действия.

Здесь, на мой взгляд, никак не обойтись без принятия дополнительных мер в рамках образовательного процесса по воспитанию и привитию девочкам культуры общения с противоположным полом и разъяснению норм действующего законодательства, ровно как и организации работы с родителями в данном направлении.

Конечно, необходимо стремиться к раннему выявлению подобных фактов. Желательно на стадии выявления предпосылок противоправного поведения путем создания между преподавателями и учащимися доверительных отношений.

Вчера мы общались с уполномоченным по правам ребенка [во Владимирской области Геннадием Прохорычевым], он показал мне такие «чудесные» факты в кавычках. Речь идёт об общении подростков в Сети. Всё снято в интернете, коллеги, вся доступная сеть, не как в «Одноклассниках», это и в «Вконтакте», и в Твиттере и в других социальных сетях. Вся информация — там; наши с вами дети, наши все несовершеннолетние находятся там. Это я никому не открываю глаза, вы сами понимаете, где они все это размещают.

Между тем на сегодняшний день практически отсутствует обмен информацией в рамках реализации выше упомянутого мною приказа между субъектами профилактики муниципальных образований - пусть не обижаются. Мы предупреждали Селивановский район, Юрьев-Польский район, где за девять месяцев текущего года от субъектов системы профилактики не получено ни одной информации [о возможных проблемах несовершеннолетних]. Прежде всего Селивановский. Всего одна [информация] поступила от Юрьев-Польского. Кроме того от УВД по городу Владимиру, Гусь-Хрустальному, Меленковскому, Собинскому, Суздальскому районов не получено ни одной информации из учреждений здравоохранения. ЗАТО Радужный, Гусь-Хрустального, Собинского, Меленковского из органов социальной защиты населения. При этом преступления в этих территориях совершаются.

В Юрьев-Польском отчим длительное время состоял в интимной связи со своей падчерицей, учащейся в школе, неоднократно вступал в половые отношения с приятельницей падчерицы.

В Селивановском районе с декабря 2018 года по ноябрь этого года отец совершал действия сексуального характера в отношении свой родной дочери, что было выявлено инспектором ПДН, нашим сотрудником в ходе длительной беседы с данной потерпевшей. Оба фигуранта судимы не были, в поле зрения полиции не попадали, как и потерпевшие в том числе.

Сразу хочу отметить, что принимаемыми нами мерами профилактического воздействия, используя возможности административного прессинга, удалось не допустить факты преступных посягательств в отношении детей и подростков со стороны лиц, ранее судимых, в отношении которых установлен административный надзор. В том числе, со стороны 12 поднадзорных, имеющих непогашенную судимость против половой свободы и неприкосновенности личности несовершеннолетних, но проживающих совместно с детьми.

На сегодняшний день у нас [на учёте] стоят 980 поднадзорных лиц, из которых 121 гражданин проживает с несовершеннолетними детьми и 58 имеют непогашенную судимость против половой неприкосновенности, из которых 12 продолжают проживать совместно с несовершеннолетними детьми. В отношении 58 лиц данной категории установлен запрет выезда за установленные судом пределы Владимирской области или того или иного места его пребывания, то есть района.

Фигурантами уголовных дел по преступному посягательству в отношении несовершеннолетних, направленных в суд, стали 230 детей и их законных представителей, это незначительно, в прошлом году было 270.

17 преступлений совершены ранее судимыми — это на 41% больше уровня прошлого года.

В целом, семейное неблагополучие, в чем бы оно не выражалось - бесконтрольностью со стороны родителей, их беспечностью, халатностью и безответственностью - дает благодатную почву для любого вида преступного посягательства в отношении наших детей и подростков. И залог успешной работы по их предупреждению и выявлению подобных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении, прежде всего - в заинтересованности всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в данном процессе.

Так в целях раннего выявления детей, находящихся в социально-опасном положении, были созданы группы экстренного реагирования, которые успешно функционируют у нас на территории региона, кроме, конечно, областного центра, где, ссылаясь на Трудовой кодекс, в выходные, праздничные дни и вечернее время, группа экстренного реагирования не выезжает на то или иное происшествие с несовершеннолетним.

В заключение хотел бы обратить внимание, что проблем в реализации механизма обеспечения безопасности детей существует немало. Действующее законодательство по их реализации зачастую не только не помогает, но и усугубляет ситуацию. Так, без здравоохранения совершенно невозможно предупредить ЧП с участием несовершеннолетнего, причиной противоправного поведения которой является и психическое заболевание несовершеннолетнего, да еще и с отягчающими его зависимостями. Если человек болен, профилактическая беседа его от беды не удержит.

Тут и другая проблема — лечить мы его тоже не можем. Такой пример: в Собинском районе несовершеннолетняя получила направление от специалиста местной больницы на госпитализацию в областной психиатрической больнице. Полицейские, съездив с ней по месту назначения, вернулись ни с чем в виду того, что психиатр-нарколог подробно объяснил несовершеннолетней, что ей исполнилось 15 лет и теперь она не может ложиться [на госпитализацию], если она этого сама не желает. Девочке ничего не оставалось, она вернулась самостоятельно домой. Формально врачом-наркологом никаких норм законодательства не нарушено, но не прошло и недели с момента возвращения девочки, она совершает ряд преступлений. И в последствии была госпитализирована с шестью ножевыми ранениями, которые были ей нанесены в ходе распития со своими сверстниками. Было возбуждено [уголовное дело] через "тридцатку" [статью 30 УК РФ] - попытка убийства.

Я убежден, что только при заинтересованности каждого субъекта профилактики от его руководителя до младшего специалиста, какой бы сферы деятельности это не касалось, мы можем рассчитывать на положительный результат.

Неделю назад я был на учебно-методических сборах с участием первого заместителя министра [внутренних дел] Александра Владимировича Горового, где приводили примеры по тем или иным вопросам, связанным как раз, [с профилактикой преступных посягательств в отношении несовершеннолетних].

Возвращаюсь к нашему федеральному закону №120 [«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»], все субъекты профилактики, в том числе и полиция, заинтересованы в его полной переработке. Мы предложения уже давали и говорили, что данный федеральный закон на сегодняшнее время устарел, если можно так сказать, необходимо его перерабатывать. От нас тоже потребовали для внесения в него изменений каждому субъекту профилактики в обязательном порядке представить свои предложения. Пользуясь случаем, предлагаю всем субъектам профилактики данные предложения также направить в свои департаменты.

Мы подготовили совместный приказ со Следственным комитетом по решению перед судом вопроса о направлении детей, состоящих на учёте или не состоящих, совершавших преступления, в специальные учреждения - СУВУЗТ [специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа], так называемые. Приводилось очень много примеров, мы вчера с []уполномоченным по правам ребёнка во Владимирской области Геннадием] Прохорычевым на эту тему говорили, что суд боится направлять направлять несовершеннолетних в СУВУЗТ. Почему? Боится, что это тюрьма. Это не тюрьма! Это [место, где] будущий гражданин получит образование, специальность, [будет] обут, одет, обогрет, и своим поведением не сможет совершить те или иные преступления. К сожалению, на сегодняшний момент тяжело этот вопрос идет через суды, не всегда они соглашаются с нашей точкой зрения, [которая заключается в том] чтобы лучше он побыл в закрытом типе и не растлевал наше подростковое поколение. Мы подготовили проект, но прокуратура области пока нас не поддерживает. Здесь представитель сидит, мы убедительно просим еще раз вернуться к нашему совместному приказу и решать этот вопрос более плодотворно».

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате