Во Владимирской области будет невозможно включить садовые товарищества в черту населённых пунктов

ЗакСобрание в первом чтении приняло проект закона, по которому территории садоводства и огородничества будет невозможно включить в черту близлежащих населённых пунктов. Члены СНТ требуют этого для упрощения процедуры газификации, но муниципалитеты не хотят нести дополнительные расходы
Новости Автор: 4 ноября, 11:41 2186
фото из архива Антона Родионова

На октябрьском заседании Законодательного Собрания в первом чтении, то есть в предварительном, не окончательном, варианте, был принят проект регионального закона «Об установлении во Владимирской области требований, при соблюдении которых территории садоводства или огородничества могут быть включены в границы населенного пункта либо в границах территории садоводства может быть образован новый населенный пункт». Как видно из названия, документ определяет критерии, при соблюдении которых члены садовых некоммерческих товариществ [СНТ] могут обратиться к властям с требованиями присоединить земли, на которых расположены садовые участки, к близлежащим населённым пунктам. Граждане могут также ходатайствовать о создании новых населённых пунктов в границах СНТ.

В законе, разработанном правительством Владимирской области в соответствии с федеральными нормами и по поручению губернатора Александра Авдеева, перечислены 12 критериев, согласно которым земли СНТ могут быть включены в черту населённых пунктов. Положительное решение может быть принято только в случае соблюдения сразу всех 12 требований без исключений.

Приводим их так, как они сформулированы в тексте документа.

1) наличие общей границы с населенным пунктом;

2) сведения о границах территории садоводства внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

3) площадь присоединяемой территории, за исключением территорий индивидуального жилищного строительства, не может превышать площадь населенного пункта, к которому она присоединяется;

4) количество жилых домов, расположенных в границах территории садоводства, в которых уполномоченными территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации произведен регистрационный учет граждан по месту пребывания или по месту жительства, составляет не менее 50 жилых домов и одновременно не менее 80 процентов от общего количества жилых домов и садовых домов, расположенных на указанной территории садоводства;

5) наличие решения общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества, садоводческого или дачного некоммерческого партнерства о включении территории в границы населенного пункта;

6) наличие письменного согласия всех собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, на включение территории садоводства в границы населенного пункта;

7) соблюдение местных нормативов градостроительного проектирования по обеспечению планируемого населения объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

8) наличие площадей для создания на присоединяемой территории социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

9) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовлен и согласован проект генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа, либо проект, предусматривающий внесение изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, либо подготовлен и согласован проект единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, подготовленного применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав, либо подготовлен и согласован проект, предусматривающий внесение изменений в соответствующий единый документ;

10) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработан и согласован проект правил землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа либо проект, предусматривающий внесение изменений B указанные правила землепользования и застройки (за исключением случаев, когда утверждение правил землепользования и застройки не требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации);

11) органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования подготовлен расчет затрат местного бюджета на реализацию генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа или изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, предусматривающего (предусматривающих) включение территории садоводства или огородничества в границы населенного пункта, либо на реализацию единого документа территориального планирования градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, подготовленного применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав, или изменений в соответствующий единый документ, если такой единый документ или изменения в него предусматривает (предусматривают) включение территории садоводства или огородничества в границы населенного пункта;

12) наличие заключения местной администрации муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территории которого планируется образование населенного пункта, о достаточности доходных источников местных бюджетов поселения или муниципального района, муниципального округа или городского округа для решения на присоединяемой территории вопросов местного значения, установленных законодательством Российской Федерации.

В законе подчёркивается, что включение в границы населённых пунктов отдельных земельных участков садоводства и огородничества не допускается.

Кроме этого, в документе приведены 9 критериев, при одномоментном соблюдении которых новые населённые пункты могут быть созданы в границах СНТ.

1) сведения о границах территории садоводства внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) количество жилых домов, расположенных в границах территории садоводства, в которых уполномоченными территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации произведен регистрационный учет граждан по месту пребывания или по месту жительства, составляет не менее 50 жилых домов и одновременно не менее 80 процентов от общего количества жилых домов и садовых домов, расположенных на указанной территории садоводства;

3) соблюдение местных нормативов градостроительного проектирования по обеспечению планируемого населения объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

4) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовлен и согласован проект генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа либо проект, предусматривающий внесение изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, либо подготовлен и согласован проект единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, подготовленного применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав, либо подготовлен и согласован проект, предусматривающий внесение изменений в соответствующий единый документ;

5) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработан и согласован проект правил землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа либо проект, предусматривающий внесение изменений в указанные правила землепользования и застройки (за исключением случаев, когда утверждение правил землепользования и застройки не требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации);

6) органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования подготовлен расчет затрат местного бюджета на реализацию генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа или изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, предусматривающего (предусматривающих) образование в границах территории садоводства нового населенного пункта, либо на реализацию единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, подготовленного применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав, или изменений в соответствующий единый документ, если такой единый документ или изменения в него предусматривает (предусматривают) образование в границах территории садоводства нового населенного пункта;

7) наличие решения общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества, садоводческого или дачного некоммерческого партнерства об образовании нового населенного пункта;

8) наличие письменного согласия всех собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, на образование нового населенного пункта;

9) наличие заключения местной администрации муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территории которого планируется образование населенного пункта, о достаточности доходных источников местных бюджетов поселения или муниципального района, муниципального округа или городского округа для решения на территории вновь образованного населенного пункта вопросов местного значения, установленных законодательством Российской Федерации.

Министр сельского хозяйство Владимирской области Олег Пугаев (возглавляемое им ведомство разрабатывало законопроект), пояснил депутатам ЗакСобрания, что документ подготовлен в соответствии с федеральными нормами, дающими регионам право регулировать подобные вопросы.

Подпись видео Олег Пугаев

До внесения закона в облпарламент в минсельхозе провели консультации с органами местного самоуправления и получили их поддержку. Пугаев подчеркнул, что документ «достаточно долго» проходил различные согласования.

Обсуждение закона заняло 20 минут, что, в общем-то немного, но для Законодательного Собрания Владимирской области — случай не частый; обычно депутаты принимают решения за пару минут чистого времени.

В ходе дискуссии выяснилось, что критерии, при одномоментном соблюдении которых земли СНТ могут быть присоединены к населённым пунктам, по сути изначально определялись как невыполнимые. Олег Пугаев сообщил депутатам, что соответствующие требования граждан исходят из их стремления участвовать в проектах социальной газификации садовых участков, что можно сделать, только если земли входят в черту населённых пунктов. Вместе с тем, муниципальные власти выступают против этого, потому что, в случае присоединения СНТ в городам, посёлкам, сёлам и деревням, на местные бюджеты лягут дополнительные расходы по содержанию и развитию инфраструктуры, в частности, дорожной. Глава минсельхоза Пугаев подчеркнул, что, если бы можно было газифицировать территории садовых товариществ, то необходимости в принятии закона не было бы.

Олег Пугаев по сути отдувался за всё региональное правительство, так как газификация — это проблема не только и не столько министерства сельского хозяйства (правда, в одном эпизоде на помощь ему пришёл первый вице-губернатор Дмитрий Лызлов). Тем не менее, Пугаев подвергся достаточно жёсткой критике со стороны заместителя прокурора Владимирской области Антона Жукова. Подчеркнём: публичный спор замглавы надзорного ведомства с министром регионального правительства — случай редчайший.

cQimUAMKI5Vk.jpg Антон Жуков

Жуков сказал Пугаеву, что, предлагая такой закон, власти заботятся не о населении, а о самих себе, так как заведомо непроходимые критерии для присоединения земель СНТ к населённым пунктам разрабатывали именно в правительстве Владимирской области, а не где-то ещё. Пугаев пояснил, что их «подсмотрели» у других регионов. Зампрокурора вообще усомнился в необходимости этого закона, высказав мнение, что можно было бы для начала провести эксперимент в какой-либо одной территории. Тогда в руководстве ЗакСобрания ему напомнили, что закон будет дорабатываться ко второму чтению, и прокуратура также может внести свои поправки.

А после того, как коммунисты сравнили разработчиков закона с почтальоном Печкиным из деревни Простоквашино, который принёс посылку «для вашего мальчика», но которую он не отдаст, так как у дяди Фёдора нет документов, Пугаев заявил, что он вообще не понимает, зачем включать в земли населённых пунктов наделы, которые изначально выдавались граждан под сельхозпроизводство?

Подпись видео Ольга Хохлова

Наслушавшись этих перепалок, спикер Ольга Хохлова заявила, что Законодательное Собрание Владимирской области не является «площадкой для обсуждения законов» и поставила вопрос на голосование.

Расшифровка дискуссии вокруг закона о включении земель СНТ в границы населённых пунктов (с незначительными сокращениями).

Олег Пугаев, министр сельского хозяйства Владимирской области:

  • Масштаб вопроса: в нашем регионе более тысячи садовых товариществ зарегистрировано, и общая площадь под ними превышает 30 тысяч гектар земли, это примерно 10% от всей площади, которая сейчас уже находится в обороте по линии министерства сельского хозяйства, то есть в сельхозобороте.

  • О возможных последствиях и о логике этого законопроекта. Мы прекрасно понимаем, что любое присоединение или создание нового населенного пункта повлечет за собой обязательства для муниципальных образований по содержанию этой территории со всеми вытекающими последствиями, прежде всего финансовыми. Это раз. Здесь нет полномочий министерства сельского хозяйства прямых, это просто констатация факта.

  • Помимо этого, мы проводили как раз согласование или обсуждение с муниципалитетами, мы получили письма поддержки данного законопроекта, почему муниципалитеты, большая их часть, согласились с такой постановкой вопроса.

  • Вот эти 12 требований по присоединению [СНТ к уже существующим населённым пунктам] и 9 — по новым населённым пунктам, они достаточно жёсткие. Некоторые из них мы подсмотрели у других субъектов - Московской области, Калужской области и других, то есть это действующие нормы на уровне других субъектов Российской Федерации, и, по сути, совокупное выполнение этих требований, но оно - запретительное.

  • Самое сложное и, прежде всего, самое жёсткое требование - это выполнение градостроительных норм, это ширина дорог [внутри СНТ] и так далее. Не буду останавливаться на деталях.

  • Теперь о сути: мы же действуем прежде всего и вообще - в интересах наших граждан. Откуда появляются заявки о присоединении или о создании новых населённых пунктов на базе СНТ?

  • В 90% случаев, а, может, даже и больше, причиной является желание граждан принять участие в программе социальной газификации. Вот это - основная причина, по которой поступают эти заявления. Как мы знаем, участвовать в социальной газификации участники СНТ не могут.

  • Соответственно, вот здесь было бы, наверное, более правильным смотреть в сторону изменения условий программы [социальной газификации], но это не наш уровень, нежели вот здесь делать какие-то послабления в части требований по присоединению СНТ или создания новых населенных пунктов.

  • При всем при этом дискуссия не закончена, и, по инициативе Законодательного Собрания, на 6 ноября у нас еще будет обсуждение межведомственное [этого вопроса], и мы, разумеется, поддерживаем эту инициативу для проработки вопроса с коллегами из других министерств, потому что, повторюсь, там очень много вопросов связаны не только и не столько с полномочиям министерства сельского хозяйства.

Подпись видео

Антон Сидорко, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):

  • Есть ли востребованность данного проекта закона с практической точки зрения? Есть ли уже конкретные садовые товарищества, которые хотели бы вот по этому проекту закона уже пройти и стать, например, отдельным муниципальным образованием, либо к кому-то войти в состав, имея в виду, что критерии реально жесткие? Получается, не менее 80% домов должны иметь прописанных собственников, там, зарегистрированных, да? Это - очень такой жесткий критерий.

  • И второй вопрос: муниципальные образования насколько готовы принимать вот эти новые садовые товарищества, учитывая, что нужно на себя брать всю ветхую инфраструктуру? Зачем им это надо?

Олег Пугаев:

  • По сути, ответ в вашем вопросе прозвучал с учетом жесткости тех требований, тех критериев, которые внесены в законопроект. Очень малое количество СНТ, я даже не буду делать предположения о доле таких СНТ, смогут их выполнить. Соответственно, тогда вторая часть вопроса: в чём интерес у муниципалитетов? У них как раз интерес - принять законопроект в таком виде, который не повлечёт для них дополнительной и финансовой нагрузки с точки зрения присоединения новых территорий, обслуживания их и так далее.

  • И, повторюсь, что граждане обращаются вот именно с вопросами о включении в черту населённых пунктов, прежде всего по вопросу газификации, и если бы можно было газифицировать СНТ по социальной программе, то особого функционала, особой нагрузки, необходимости в этом законопроекте и не было бы. Но здесь еще есть часть, защищающая муниципалитеты от этой дополнительной финансовой нагрузки.

SKRVC0014-5129.jpg

Алексей Конышев, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»), генеральный директор АО «Газпром газораспределение Владимир»:

  • На самом деле, социальная газификация СНТ - это тот еще квест. Там, где СНТ войдут в границы населенных пунктов, по сути мы будем превращаться в организации дорожного строительства, так как там расстояние между проезжей частью и домиками недостаточно большое. Хотелось бы здесь более конкретно установить, чтобы расположения земельных участков и домов на них соответствовали нормам градостроительства с тем, чтобы в случае, если кто-то пройдет все эти фильтры, была возможность нам прокладывать газопровод на земельном участке, не затрагивая частные дороги и так далее.

Олег Пугаев:

  • На межведомственном совещании по данной тематике это будет затронуто и в поправках, которые мы получили от Законодательного Собрания, там тоже это присутствует, то есть необходимо уточнение именно градостроительных норм, чтобы не было на двойного смысла.

Антон Сидорко:

  • А проводился какой-то анализ, сколько садовых товарищей на текущий момент могли бы выполнить эти критерии и пойти по этой программе?

Олег Пугаев:

  • Такого анализа не проводилось, но даже без этого анализа можно утверждать, что если все 12 фильтров наложить, то не более 10% товариществ смогут это выполнить.

Антон Жуков, заместитель прокурора Владимирской области:

  • Вы в докладе сказали, что вы как раз-таки заботитесь о населении, а ваш законопроект говорит о том, что вы создали такие условия, что это население, о котором вы заботитесь, не сможет это реализовать. Гипотетически наличие широких дорог, границ с населенным пунктом и так далее, возможно, выполнимо, но всё разобьется о пункты 11 и12 - вопросы градостроительной деятельности и наличия финансирования. Даже те районы, которые, грубо говоря, себя самостоятельно обеспечивают более-менее финансово, они просто будут точно так же писать отказы [участникам СНТ], потому что у них физически даже денег на это, и не будет.

  • То есть, это — не забота о населении; это - переживание за себя и невозможность помочь людям. Вот в чём вся проблема. Это - не вопрос, но вы мне вряд ли что-то ответите здесь.

Ольга Хохлова, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • Конечно, потому что это федеральная норма, в основном.

Антон Жуков:

  • Подождите, смотрите: критерии этой оценки - это разрабатывали вы. Критерии есть на федеральном уровне? Нет. Это сделали вы. Так? А в чём [тогда выражается] забота о населении?

Олег Пугаев:

  • Когда я сказал «забота о населении», дальше шла как раз фраза о том, что если мы заботимся о населении, а с учётом того, что прежде всего запросы поступают в части газификации, то мы должны посмотреть на вопрос социальной программы газификации. И если там будут изменены условия как раз, то вот этот закон — он, по сути, будет не нужен. Соответственно и заявок на присоединение к населенным пунктам тоже не будет поступать, и соответственно не возникнет проблемы дополнительной нагрузки на муниципалитеты. Вот и всё. Как мы проводили анализ и готовили законопроект и [устанавливали] вот эти требования, я уже сказал: это было позаимствовано у коллег из других регионов, и дальше - анализ заключений от наших муниципальных образований.

Антон Жуков:

  • Вам уже вопрос задавали по поводу количества товариществ, которые возможно, подпадают под эти критерии. Вы сказали, что оно ничтожно мало, и, вообще, не факт, что они есть, потому что если мы говорим о тех СНТ, которые находятся в границах каких-то муниципальных образований, то, с учётом того, что это формировалось всё в далёких годах, а нового сейчас ничего не формируется, соответственно, они исключительно под эти критерии сразу не подойдут. Просто какая необходимость [в этом законе]?

Ольга Хохлова:

  • Комитет предлагает в первом чтении чтение принять данный закон, у вас есть будет время поработать.

SKRVC0014-5084.jpg

Дмитрий Лызлов, первый заместитель губернатора Владимирской области:

  • Безусловно, закон определяет достаточно жесткие критерии для того, чтобы была возможность отнести те или иные территории [садовых товариществ] к населенному пункту. Но стоит понимать, что любое такое решение, оно влечет за собой огромные расходы, это миллионы и миллионы [бюджетных рублей]. И, соответственно, определяя критерии, мы должны понимать: а бюджетная система выдержит эту нагрузку или нет? Поэтому, конечно, можно рассуждать, что мы заботимся [о населении] одним образом, другим, но давайте брать ответственность по объемам наших возможностей, и, в общем-то, исходя из этого и определять критерии.

Антон Жуков:

  • А тогда зачем нужен этот закон? Возможно, [следовало бы] просто определить исходные такие критерии определенные, где гипотетически это возможно? Либо хотя бы как, например, какой-то пилотный проект, определить на тех территориях, где его фактически можно реализовать, посмотреть, как это будет работать? А получается, как вот за [муниципальный округ] Доброград переживали все, что «вот как же теперь будет это все получаться с территориями, с присоединением, с финансированием» и так далее.

  • Возьмите какой-то район. [Можно] гипотетически провести анализ, посмотреть: если здесь это возможно сделать, запустить и посмотреть весь этот механизм. А пока получается, что дается определенная надежда людям, которая физически ни во что никогда не выльется.

SKRVC0014-5185.jpg

Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • Хочу напомнить, что, на самом деле, министерство сельского хозяйства исполняло поручение губернатора и правительства [Владимирской области], разрабатывая эту норму. Мы предлагаем с коллегами в первом чтении принять, для того чтобы была возможность усовершенствовать. Прокуратура у нас правом законодательной инициативы обладает, поэтому мы ждем поправок, в том числе, и от прокуратуры.

Антон Сидорко:

  • Эта ситуация мне сейчас помнила мультик про Простоквашино, помните пришел почтальон Печкин такой, и говорит: «Я вам посылку принес. только я вам её отдам, у вас документов нету». Получается, что мы тоже сегодня гражданам говорим, что «товарищи уважаемые, мы вам даем право вашим СНТ войти в состав муниципального образования, только у вас ничего не получится, в любом случае вы критерии никогда не пройдете». Вот Антон Геннадьевич [Жуков] правильно сказал.

  • 80% граждан должны быть прописаны в своих домах в СНТ. Я вам доложу, что процент вот таких граждан в СНТ в среднем 10−15 процентов, и действительно ни одно садовое товарищество на текущий момент не подпадет под эти критерии. И даже при всем желании, например, если председатель Совета [народных депутатов того или иного муниципального округа] этого захочет, чтобы СНТ вошло [в черту населённого пункта], не войдет.

  • Пожилые люди не будут в них [дачных домиках] прописываться. Получается, четверо из пяти должно быть прописаны. Никогда такого не будет. И уж, тем более, касаемо других градостроительных регламентов и прочего-прочего-прочего, это нереалистично. Вы просто предлагаете принять проект закона, который действовать не будет априори, и вы даже это не скрываете. Говорите, что на это денег нет. Ситуация вообще непонятная: мы принимаем закон, который изначально не будет работать, и даже это не скрываем. Может быть, нет смысла даже в первом чтении принимать? Давайте доработаем, чтобы он был хоть какой-то реалистичный, а не вот такой, что «вот вам закон, но он у вас работать не будет».

Олег Пугаев:

  • А можно я отвечу на ваш вопрос с точки зрения министра сельского хозяйства? Когда мы говорим об СНТ, это - садоводство, огородничество. Почему мы здесь задаем вопросы, что граждане, во-первых, там должны прописаться или они не пропишутся? И почему мы вообще те территории, которые априори, те участки, которые выдавались для садоводства и огородничества, должны включить в черту населенного пункта и потом обслуживать ее как городскую или как деревенскую на территорию? Это был небольшой участок, он априори выдавался для того чтобы производить там сельскохозяйственную продукцию - огородническую либо садоводческую. И вот здесь вопрос блага [для населения] — он еще тоже такой неоднозначный. Я повторюсь: вопросы [упрощения процедуры социальной] газификации, это оттуда идёт.

Ольга Хохлова:

  • Извините меня, пожалуйста, но, на самом деле, у нас здесь - Законодательное Собрание; это — не площадка обсуждения закона, а площадка у нас находится в комитете, когда рассматривается данный вопрос. Причем комитет предлагает принять в первом чтении, изучить за это время закон, внести свои предложения, а дальше мы с вами поймем, принимать либо отклонять, либо отзывать этот закон. У нас есть такая процедура. Все. Давайте завершим выступления.

Антон Сидорко:

  • Не соглашусь с точкой зрения, что у нас работа на комитетах только. На то, наверное, мы и парламент, чтобы обсуждать проблемы и дискутировать в присутствии докладчика публично, в том числе присутствие средств массовой информации и различных профильных структур. Это - нормальный процесс, тем более что, например, я не состою в комитете по аграрной политике, я даже повестку не получаю этого комитета, и не знаю, что там будет за вопросы. Я не могу быть на всех комитетах. Это нормальная процедура, когда есть разные точки зрения и мы имеем право обсуждать [принимаемые решения]. По регламенту, подчеркиваю, я как депутат ничего сегодня не нарушил ни разу.

Ольга Хохлова:

  • [Мы] услышали вас.

В итоге закон был принят в первом чтении 36 голосами «за» при двоих воздержавшихся. До 14 ноября включительно в комитет ЗакСобрания по местному самоуправлению и административно-территориальному устройству можно вносить поправки к обсуждению нормативного правого акта во втором чтении.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.


Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервисы Яндекс.Метрика и LiveInternet. Продолжая работу с сайтом, вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисами Яндекс.Метрика и LiveInternet.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.