Во Владимирской области упразднены ещё девять районов

ЗакСобрание утвердило создание в регионе девяти муниципальных округов в границах пока ещё существующих районов. Реформа подразумевает ликвидацию городских и сельских поселений в целях повышения качества и эффективности управления
Новости Автор: 28 апреля, 15:57 1187
Фото из архива Зебра ТВ

На апрельском заседании ЗакСобрания депутаты приняли региональные законы, подразумевающие упразднение во Владимирской области девяти районов и создание в границах их территорий одноимённых муниципальных округов.

С административной карты Владимирской области исчезнут следующие районы:

  • Александровский;

  • Гороховецкий;

  • Гусь-Хрустальный;

  • Камешковский;

  • Киржачский;

  • Кольчугинский;

  • Селивановский;

  • Судогодский;

  • Юрьев-Польский.

Реформа подразумевает ликвидацию городских и сельских поселений с их администрациями, Советами народных депутатов и бюджетами и присоединения их к райцентрам, где и будут находиться окружные администрация и Советы народных депутатов. Уже в 2025 году в новых муниципальных округах в единый день голосования — 14 сентября — пройдут выборы в окружные Советы первых созывов, а планирующиеся выборы депутатов городских и сельских поселений не будут назначены. После этого, вновь избранные Советы назначат глав округов.

Система местного самоуправления, при которой существуют районы и поселения, называется двухуровневой; появление муниципальных округов означает переход к одноуровневой системе.

В 2024 году муниципальная реформа была опробована на Собинском, Меленковском и Муромском районах. Региональные власти сочли опыт удачным, и продолжили преобразования.

Под реформу не подпадают являющиеся городскими округами Владимир, Ковров, Гусь-Хрустальный, а также закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) город Радужный.

ЭКОНОМИЯ ДЕНЕГ

На принятие законов о создании муниципальных округов ЗакСобранию понадобилось чуть больше часа. Перед депутатами выступили руководители каждого преобразованного района. Четверо из них — Анатолий Курганский (Камешковский район), Алексей Андрианов (Кольчугинский район), Андрей Колгашкин (Судогодский район) и Елена Кудряшова (замглавы администрации Юрьев-Польского района) — ограничились двухминутными докладами о важности преобразований без местной конкретики.

Все главы говорили, что реформированию предшествовали получение согласия представительных органов всех городских и сельских поселений, публичные слушания, разъяснительная работа с населением, которое поддержало реформу. Докладчики говорили о том, что создание округов позволит оптимизировать расходы на содержание чиновничьего аппарата, в том числе и за счёт экономии на проведении выборов, повысить качество и эффективность управления (особенно в условиях нехватки кадров). В упразднённых поселениях будут работать территориальные отделы окружных администраций, поэтому все разговоры об отдалении власти от народна беспочвенны. Более того, жители сельской местности теперь точно будут знать, что по любым вопросам надо обращаться в окружную администрацию, а не бегать между поселениями и районами.

Kuznecova.jpg Анна Кузнецова

В частности, глава администрации Александровского района Анна Кузнецова сделала упор на экономию бюджетных ресурсов, которую можно достичь за счёт объединения восьми поселений (в число которых входят такие крупные, как города Александров, Струнино, Карабаново и посёлок Балакирево) в единый округ:

«Совокупно оцениваем [экономический эффект в] более 164 миллионов рублей. Для сравнения приведу две цифры. Финансовая помощь, оказанная нашим муниципальным образованиям в прошлом году из районного бюджета, составила 311 миллионов рублей. Поэтому такой экономический эффект — это, разумеется, дополнительная возможность направить средства на исполнение местных полномочий».
Ryabovol.jpg Оксана Рябовол

Глава администрации Гороховецкого района Оксана Рябовол сделала акцент на том, что в настоящее время в муниципалитете власти постоянно испытывают проблемы с подбором кандидатов в Советы четырёх поселений. Более того, при двухуровневой системе организации местного самоуправления не только простые жители, но иногда даже представители прокуратуры не могут разобраться, как из уровней власти за что отвечает:

«Каждый раз, работая над новой избирательной кампанией, мы практически проходим целый квест для того, чтобы найти кандидатов в депутаты в различные Советы, которые есть в каждом муниципальном образовании. На сегодняшний день 61 депутат в муниципальных образованиях - в целом по району это где-то получается на 260 избирателей 1 депутат. Кроме того, в каждом муниципальном образовании есть глава муниципального образования, глава администрации. Для простых жителей, особенно сельских жителей, вот эти хитросплетения - к какому главе обратиться, по какому вопросу, особенно с учетом того, что ряд полномочий практически каждое сельское муниципальное образование передает в район. Это сложно не просто простому смертному, я уж так скажу: прокуратуре сложно разобраться в наших хитросплетениях, поэтому человеку прежде всего нужно понимать, куда он может обратиться. Вот это - основа, на мой взгляд, для того чтобы подумать над этим законом и подумать вообще над этой историей. Самое главное, из чего мы исходили - позитивные моменты преобразования - это то, что человек точно будет знать, что идти надо вот к главе округа. Сейчас получается так, либо одни и те же люди начинают писать обращения абсолютно всем главам, либо еще лучше - президенту, потому что он точно знает, куда это перенаправить. Вот это [сегодня] самое сложное для населения».
Подпись видео Алексей Кабенкин

Глава администрации Гусь-Хрустального района Алексей Кабенкин пояснил, что муниципальный округ сможет получить в полтора раза больше средств за счёт поступлений налогов от малого и среднего бизнеса, работающего по упрощённой системе:

«По нашим данным, это дополнительно позволит привлечь в бюджет округа 22,5 миллиона рублей, что, естественно, позволит иметь больше средств для решения социально значимых задач. Снижение расходов на содержание органов местного самоуправления выразится в сокращении расходов на информатизацию органов местного самоуправления поселений, в связи с централизацией базы данных.

Экономия бюджетных средств после преобразования коснется проведения выборов за счет сокращения представительных органов власти в поселениях и составит 7,1 миллиона рублей в год и на каждые довыборы порядка 200 тысяч рублей на одного кандидата. Сегодня количество депутатов в муниципальном образовании Гусь-Хрустальный район составляет 159 депутатов всех уровней. Из них 140 депутатов в поселениях и 19 в районе. В округе останется 20 депутатов».

Karpova.jpg Елена Карпова

Глава Киржачского района Елена Карпова сообщила, что местные власти ожидают роста поступлений в бюджет создаваемого муниципального округа как минимум на 69 миллионов рублей и серьёзной экономии при реализации полномочий:

«Во время последних событий [связанных со взрывами на артиллерийских складах] на территории Киржачского района, мы однозначно увидели работу одноуровневой системы [по оказанию помощи пострадавшим] - всех поселений в одной связке».
XIV-1446-Lebedev.jpg Сергей Лебедев

Глава администрации Селивановского района Сергей Лебедев заявил, что главной целью муниципальной реформы является не экономия средств, а повышение эффективности управления:

«Для таких небольших районов, как Селивановский район, эта форма [одноуровневая система] управления наиболее оптимальна и эффективна. Тем более что с 2002 года по 2006 год эта система в районе уже существовала и она себя зарекомендовала с положительной стороны. Просто один нюанс приведу: если город Владимир избирает 25 депутатов при голосующем населении в 300 тысяч человек, а Селивановский район — 13 тысяч голосующего населения - избирает 71 депутата, согласитесь, в этом есть какой-то перекос. Поэтому считаю, что предложенная форма преобразования на сегодняшний момент актуальная, своевременная и даст новый импульс для более эффективного управления территориями».

Все девять законов были приняты подавляющим большинством голосов: 37 «за», 2 - «против».

СПРАВЕДЛИВОРОСС И КОММУНИСТ — ПРОТИВ

Два голоса «против» отдали Сергей Бирюков («Справедливая Россия») и Антон Клюев (КПРФ).

SKRVC0014-5334.jpg Сергей Бирюков

Во время обсуждения вопроса о создании Александровского муниципального округа Бирюков напомнил, что именно благодаря активной позиции депутатов подлежащих упразднению горсоветов Струнино и Александрова решились две проблемы: появилась нормальная поликлиника в Струнино и закрылась Александровская свалка:

«Моё выступление относится не лично к Александровскому району, будущему округу, а вообще к той реформе, которая у нас проводится во Владимирской области.

Да, действительно, я могу констатировать, что и правительство Владимирской области, и муниципальные образования проделали большую работу по подготовке этой реформы. Качество подготовки документов высокое, проведение и публичных слушаний, и работы с депутатами, и то, что нет замечаний от жителей, и то, что все депутаты практически поддерживают переход на одноуровневую систему, формально это может выглядеть плюсом. Для меня это минус, поскольку у нас - конституционное право на местное самоуправление, и то, что люди легко отказываются от реализации своих прав на местном уровне, а если так посмотреть, то у нас местного самоуправления в сельских территориях больше не будет, то есть это вот только уровень района.

А местное самоуправление на селе и местное самоуправление в городе разные задачи решают и по-разному должна строиться работа и органов представительной власти местного самоуправления, и даже территориального самоуправления, которое никак не может местное самоуправление подменить.

Не думаю, что сейчас надо делать такой вывод, что успешно у нас три муниципальных образования [Собинский, Меленковский и Муромский районы] перешли на эту систему одноуровневого местного самоуправления. Они, во-первых, по новому бюджету живут только четыре месяца, то есть до этого все-таки был переходный период, и такие выводы делать рано. Также у нас не произошло никаких событий, по которым мы бы могли оценить эффективность работы одноуровневой системы местного самоуправления.

На примере Александровского района, может быть, кто-нибудь со мной поспорит, но я уверен, что если бы не позиция, допустим, депутатов города Струнино, то вряд ли бы там сейчас была построена поликлиника. Я в этом процессе участвовал, я знаю, какие были планы и как трудно они реализовывались. Не знаю, что бы было с Александровской свалкой, которая тоже благодаря активности депутатов низового уровня была закрыта, сейчас проводятся работы, конечно, с участием районной власти и так далее.

В Карабаново высокая активность [депутатов городского Совета].

Поэтому вот по районам можно было бы посмотреть, а, может быть, верхний уровень [районный] надо ликвидировать? И было бы у нас муниципальных образований не 21, а 121, может быть, это было бы лучше? Поэтому предлагаю пока не принимать таких решений».

SKRVC0014-5092.jpg Антон Клюев

Коммунист Антон Клюев выразил уверенность, что создание муниципальных округов приведёт к отдалению власти от народа

«Понятное дело, что мы придём к объединению. Но, поддержу Сергея Евгеньевича [Бирюкова], наверное, здесь позиция фракции КПРФ совпадает, потому что, объединяя, укрупняя муниципалитеты, мы резко сокращаем количество депутатов, и вспомните то же Филипповское поселение сельское [Киржачского района], когда именно депутаты низового уровня встали на защиту [местного леса от вырубки], и если бы этого не произошло, то понимаем, что бы было.

Понятно, что федеральный закон как бы идет сверху, и принимать его [региональное законодательство] нужно, как-то переходить на укрупнение [муниципалитетов], но, опять же, мы здесь можем увидеть отсутствие гражданского контроля, где-то уже люди думают, что их не слышат, поэтому фракция КПРФ категорически против этого закона. Наверное, все-таки мы придем к объединению, но сейчас мы проголосуем против».

SKRVC0014-5189.jpg Михаил Максюков

Бирюкову с Клюевым оппонировал председатель комитета ЗакСобрания по бюджетной и налоговой политике Михаил Максюков:

«Очень многие эксперты сходятся во мнении в том, что это правильный шаг, и он повысит эффективность бюджетной системы и системы публичной власти вообще. При этом, конечно, есть вопросы, которые требуют регулирования, в том числе и законодательного, и мы будем это делать. У меня просьба к главам муниципалитетов: мы бы очень хотели, чтобы люди почувствовали эффект и качество их жизни выросло. Не осталось на том же уровне, ни тем более ухудшилось, а именно выросло. Потому что это решение, которое действительно должно привести к эффекту. Большая просьба выработать справедливые и четкие подходы в распределении средств по соответственным территориям внутри муниципальных образований и сделать так, чтобы люди это чувствовали, чувствовали справедливое распределение. Вот такое пожелание. Если мы сможем как-то помочь методически или нормативно, то, конечно, готовы».

Сергей Бирюков раскритиковал переход к одноуровневой системе и в контексте создания Гусь-Хрустального муниципального округа:

«У меня корни из Гусь-Хрустального района. Мы забываем очень важный момент. Мы все патриоты, мы Георгиевские ленты все надели, все преисполнены патриотических чувств, но мы забываем о том, что ткань наша, культурный код, они складываются из любви к родному селу, к родному городу, но вот в связи с объединением [в Гусь-Хрустальный округ], больше у Золотково, у Курлово, у Уршели не будет ни герба, ни флага, не будет статуса вообще субъекта. И вот этот тезис тоже нельзя забывать».

Глава администрации Гусь-Хрустального района Алексей Кабенкин под аплодисменты зала заявил, что депутат Бирюков не прав:

«Ничего не поменяется. Они, как были поселками, так они и останутся. Герб имеет не муниципальное образование, сельское поселение - Уршель, Курлово и так далее, а населенный пункт».

КТО НА ОЧЕРЕДИ

В мае ЗакСобрание рассмотрит вопрос о преобразовании Пеутшинского района, который почему-то не попал в повестку дня апрельского заседания облпарламента. Кроме этого, пока ещё неясна судьба Вязниковского, Ковровского и Суздальского районов.

Почему власти тянут с Вязниковским, доподлинно неизвестно. В случае с Ковровским районом всё может упираться в статус разрекламированного посёлка Доброград, который при создании округа утратит самостоятельность.

А в Суздальском районе неясно, что делать с городом-музеем в статусе поселения, который, если проводить реформу, прекратит своё существование в качестве административной единицы. Кроме этого, есть и вопросы по прилегающим к Владимиру территориям вроде Новоалександровского и Боголюбовского сельских поселений — они давно тяготеют к областному центру.

На старте реформы говорилось, что этот процесс может занять два-три года, то есть полная ясность может наступить к концу 2026 года.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.