На апрельском заседании ЗакСобрания депутаты приняли региональные законы, подразумевающие упразднение во Владимирской области девяти районов и создание в границах их территорий одноимённых муниципальных округов.
С административной карты Владимирской области исчезнут следующие районы:
-
Александровский;
-
Гороховецкий;
-
Гусь-Хрустальный;
-
Камешковский;
-
Киржачский;
-
Кольчугинский;
-
Селивановский;
-
Судогодский;
-
Юрьев-Польский.
Реформа подразумевает ликвидацию городских и сельских поселений с их администрациями, Советами народных депутатов и бюджетами и присоединения их к райцентрам, где и будут находиться окружные администрация и Советы народных депутатов. Уже в 2025 году в новых муниципальных округах в единый день голосования — 14 сентября — пройдут выборы в окружные Советы первых созывов, а планирующиеся выборы депутатов городских и сельских поселений не будут назначены. После этого, вновь избранные Советы назначат глав округов.
Система местного самоуправления, при которой существуют районы и поселения, называется двухуровневой; появление муниципальных округов означает переход к одноуровневой системе.
В 2024 году муниципальная реформа была опробована на Собинском, Меленковском и Муромском районах. Региональные власти сочли опыт удачным, и продолжили преобразования.
Под реформу не подпадают являющиеся городскими округами Владимир, Ковров, Гусь-Хрустальный, а также закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) город Радужный.
ЭКОНОМИЯ ДЕНЕГ
На принятие законов о создании муниципальных округов ЗакСобранию понадобилось чуть больше часа. Перед депутатами выступили руководители каждого преобразованного района. Четверо из них — Анатолий Курганский (Камешковский район), Алексей Андрианов (Кольчугинский район), Андрей Колгашкин (Судогодский район) и Елена Кудряшова (замглавы администрации Юрьев-Польского района) — ограничились двухминутными докладами о важности преобразований без местной конкретики.
Все главы говорили, что реформированию предшествовали получение согласия представительных органов всех городских и сельских поселений, публичные слушания, разъяснительная работа с населением, которое поддержало реформу. Докладчики говорили о том, что создание округов позволит оптимизировать расходы на содержание чиновничьего аппарата, в том числе и за счёт экономии на проведении выборов, повысить качество и эффективность управления (особенно в условиях нехватки кадров). В упразднённых поселениях будут работать территориальные отделы окружных администраций, поэтому все разговоры об отдалении власти от народна беспочвенны. Более того, жители сельской местности теперь точно будут знать, что по любым вопросам надо обращаться в окружную администрацию, а не бегать между поселениями и районами.

В частности, глава администрации Александровского района Анна Кузнецова сделала упор на экономию бюджетных ресурсов, которую можно достичь за счёт объединения восьми поселений (в число которых входят такие крупные, как города Александров, Струнино, Карабаново и посёлок Балакирево) в единый округ:

Глава администрации Гороховецкого района Оксана Рябовол сделала акцент на том, что в настоящее время в муниципалитете власти постоянно испытывают проблемы с подбором кандидатов в Советы четырёх поселений. Более того, при двухуровневой системе организации местного самоуправления не только простые жители, но иногда даже представители прокуратуры не могут разобраться, как из уровней власти за что отвечает:

Глава администрации Гусь-Хрустального района Алексей Кабенкин пояснил, что муниципальный округ сможет получить в полтора раза больше средств за счёт поступлений налогов от малого и среднего бизнеса, работающего по упрощённой системе:
«По нашим данным, это дополнительно позволит привлечь в бюджет округа 22,5 миллиона рублей, что, естественно, позволит иметь больше средств для решения социально значимых задач. Снижение расходов на содержание органов местного самоуправления выразится в сокращении расходов на информатизацию органов местного самоуправления поселений, в связи с централизацией базы данных.
Экономия бюджетных средств после преобразования коснется проведения выборов за счет сокращения представительных органов власти в поселениях и составит 7,1 миллиона рублей в год и на каждые довыборы порядка 200 тысяч рублей на одного кандидата. Сегодня количество депутатов в муниципальном образовании Гусь-Хрустальный район составляет 159 депутатов всех уровней. Из них 140 депутатов в поселениях и 19 в районе. В округе останется 20 депутатов».

Глава Киржачского района Елена Карпова сообщила, что местные власти ожидают роста поступлений в бюджет создаваемого муниципального округа как минимум на 69 миллионов рублей и серьёзной экономии при реализации полномочий:

Глава администрации Селивановского района Сергей Лебедев заявил, что главной целью муниципальной реформы является не экономия средств, а повышение эффективности управления:
Все девять законов были приняты подавляющим большинством голосов: 37 «за», 2 - «против».
СПРАВЕДЛИВОРОСС И КОММУНИСТ — ПРОТИВ
Два голоса «против» отдали Сергей Бирюков («Справедливая Россия») и Антон Клюев (КПРФ).

Во время обсуждения вопроса о создании Александровского муниципального округа Бирюков напомнил, что именно благодаря активной позиции депутатов подлежащих упразднению горсоветов Струнино и Александрова решились две проблемы: появилась нормальная поликлиника в Струнино и закрылась Александровская свалка:
«Моё выступление относится не лично к Александровскому району, будущему округу, а вообще к той реформе, которая у нас проводится во Владимирской области.
Да, действительно, я могу констатировать, что и правительство Владимирской области, и муниципальные образования проделали большую работу по подготовке этой реформы. Качество подготовки документов высокое, проведение и публичных слушаний, и работы с депутатами, и то, что нет замечаний от жителей, и то, что все депутаты практически поддерживают переход на одноуровневую систему, формально это может выглядеть плюсом. Для меня это минус, поскольку у нас - конституционное право на местное самоуправление, и то, что люди легко отказываются от реализации своих прав на местном уровне, а если так посмотреть, то у нас местного самоуправления в сельских территориях больше не будет, то есть это вот только уровень района.
А местное самоуправление на селе и местное самоуправление в городе разные задачи решают и по-разному должна строиться работа и органов представительной власти местного самоуправления, и даже территориального самоуправления, которое никак не может местное самоуправление подменить.
Не думаю, что сейчас надо делать такой вывод, что успешно у нас три муниципальных образования [Собинский, Меленковский и Муромский районы] перешли на эту систему одноуровневого местного самоуправления. Они, во-первых, по новому бюджету живут только четыре месяца, то есть до этого все-таки был переходный период, и такие выводы делать рано. Также у нас не произошло никаких событий, по которым мы бы могли оценить эффективность работы одноуровневой системы местного самоуправления.
На примере Александровского района, может быть, кто-нибудь со мной поспорит, но я уверен, что если бы не позиция, допустим, депутатов города Струнино, то вряд ли бы там сейчас была построена поликлиника. Я в этом процессе участвовал, я знаю, какие были планы и как трудно они реализовывались. Не знаю, что бы было с Александровской свалкой, которая тоже благодаря активности депутатов низового уровня была закрыта, сейчас проводятся работы, конечно, с участием районной власти и так далее.
В Карабаново высокая активность [депутатов городского Совета].
Поэтому вот по районам можно было бы посмотреть, а, может быть, верхний уровень [районный] надо ликвидировать? И было бы у нас муниципальных образований не 21, а 121, может быть, это было бы лучше? Поэтому предлагаю пока не принимать таких решений».

Коммунист Антон Клюев выразил уверенность, что создание муниципальных округов приведёт к отдалению власти от народа
«Понятное дело, что мы придём к объединению. Но, поддержу Сергея Евгеньевича [Бирюкова], наверное, здесь позиция фракции КПРФ совпадает, потому что, объединяя, укрупняя муниципалитеты, мы резко сокращаем количество депутатов, и вспомните то же Филипповское поселение сельское [Киржачского района], когда именно депутаты низового уровня встали на защиту [местного леса от вырубки], и если бы этого не произошло, то понимаем, что бы было.
Понятно, что федеральный закон как бы идет сверху, и принимать его [региональное законодательство] нужно, как-то переходить на укрупнение [муниципалитетов], но, опять же, мы здесь можем увидеть отсутствие гражданского контроля, где-то уже люди думают, что их не слышат, поэтому фракция КПРФ категорически против этого закона. Наверное, все-таки мы придем к объединению, но сейчас мы проголосуем против».

Бирюкову с Клюевым оппонировал председатель комитета ЗакСобрания по бюджетной и налоговой политике Михаил Максюков:
Сергей Бирюков раскритиковал переход к одноуровневой системе и в контексте создания Гусь-Хрустального муниципального округа:
Глава администрации Гусь-Хрустального района Алексей Кабенкин под аплодисменты зала заявил, что депутат Бирюков не прав:
КТО НА ОЧЕРЕДИ
В мае ЗакСобрание рассмотрит вопрос о преобразовании Пеутшинского района, который почему-то не попал в повестку дня апрельского заседания облпарламента. Кроме этого, пока ещё неясна судьба Вязниковского, Ковровского и Суздальского районов.
Почему власти тянут с Вязниковским, доподлинно неизвестно. В случае с Ковровским районом всё может упираться в статус разрекламированного посёлка Доброград, который при создании округа утратит самостоятельность.
А в Суздальском районе неясно, что делать с городом-музеем в статусе поселения, который, если проводить реформу, прекратит своё существование в качестве административной единицы. Кроме этого, есть и вопросы по прилегающим к Владимиру территориям вроде Новоалександровского и Боголюбовского сельских поселений — они давно тяготеют к областному центру.
На старте реформы говорилось, что этот процесс может занять два-три года, то есть полная ясность может наступить к концу 2026 года.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.