После назначения на должность главного врача Александровской районной больницы (АРБ), а затем — министром здравоохранения Владимирской области, Валерий Янин ничего не выиграл в заработной плате, а траты на «представительские расходы» сильно возросли. Это и подвигло его на то, чтобы обратиться к своим подчинённым с просьбой ежемесячно передавать ему по 20 тысяч рублей. С таким заявлением Янин выступил в Октябрьском районном суде города Владимира, где под председательством судьи Дениса Синицына проходит разбирательство уголовного дела, в рамках которого Янина обвиняют в превышении полномочий из корыстной заинтересованности (п. «е» ч.3 ст. 286 УК РФ).
Потерпевшими по делу Янина являются завотделением ультразвуковой диагностики Лолахон Сайфиддинова (она отдала 540 тысяч рублей) и завотделением реанимации Сергей Ломыш (он отдал 100 тысяч).
Лолахон Сайфиддинова
Сергей Ломыш
В суде выяснилось, что Янин к Ломышу не обращался — он просил деньги у своего заместителя по АРБ Оксаны Бобровой, и та брала их у Ломыша, ссылаясь на то, что указание поступило от Янина. Янин об этой комбинации узнал после предъявления обвинений.
О ТРАТАХ НА СЛУЖЕБНЫЕ РАСХОДЫ
Михаил Овчинников
Отвечая на вопрос своего адвоката Михаила Овчинникова Янин сообщил, что предложение возглавить Александровскую районную больницу ему поступило в конце 2020 года от директора департамента здравоохранения Елены Утемовой. К работе в новой должности он приступил в апреле следующего года с зарплатой от 90 до 110 тысяч рублей в месяц. Янин назвал удивительным тот факт, что это было в 2,5 раза меньше, чем он получал в статусе главного врача Мытищинской больницы Московской области. Например, в 2019 году он официально зарабатывал по 300 тысяч рублей в месяц.
Ему также обещали служебную квартиру, но предоставили её только спустя полтора года - «совершенно без обстановки», так что ему пришлось за свой счёт «покупать мебель и окна». Всё это время он жил в Мытищах и каждый день ездил на работу и с работы на служебном транспорте. Прокуратура выявила в этом нарушение, и ему пришлось взять 500 тысяч рублей в кредит, чтобы возместить АРБ затраты на бензин.
Параллельно Янину нужно было оплачивать представительские расходы (он и его адвокат называли их «служебными расходами») - покупать на свои деньги чай, кофе, конфеты, пряники, канцелярские товары и так далее.
Адвокат Овчинников попросил подзащитного назвать несколько самых крупных примеров трат из собственного кармана, которые тот был вынужден понести в должности главврача АРБ. Валерий Янин рассказал, что потратил 22 тысячи рублей на создание видеоролика об открытии регионального сосудистого центра Александровской районной больницы:
Кроме этого, Янин сообщил, что заплатил 32 тысячи рублей за лекарства и расходные материалы, которые были отправлены для медиков в зоне СВО:
В ноябре 2023 года Валерий Янин был назначен министром здравоохранения Владимирской области, и его «служебные расходы» резко возросли. Его тогдашняя заместитель Любовь Баусова пояснила ему, что в смете ведомства нет статьи «представительские расходы», и что «все всё покупают за свой счёт».
В 2024 году, на посту главы минздрава Янину за личные деньги — 17 тысяч рублей - пришлось купить венок для возложения к монументу павших в Великой Отечественной войне:
Также он отдал ещё 70 тысяч на покупку специального оборудования для врачей, работающих в зоне СВО:
Янин добавил, что за всё время работы во Владимирской области он перечислил своему водителю Севаку Казаряну 265 тысяч рублей на оплату части «служебных расходов».
До получения служебной квартиры во Владимире Янин ежемесячно платил по 30 тысяч рублей за съём жилья. А после того как минздрав предоставил ему квартиру, он был вынужден, кроме коммуналки, оплачивать ещё и аренду мебели и бытовой техники.
Адвокат Овчинников спросил, поднимал ли Янин когда-либо вопрос перед руководством о компенсации «служебных расходов». Подзащитный ответил, что он проблему озвучивал, но безрезультатно:
В ходе ответа подсудимого на вопросы его адвоката вскрылся курьёзный эпизод. Ранее свидетели обвинения давали показания, что Янин приобрёл для «вышестоящего руководства» хрустальную шапку Мономаха за 28,9 тысячи рублей, однако он сам заявил, что это был подарок его другу, коллекционирующему изделия из хрусталя, а не «служебные расходы».
Экс-глава владимирского минздрава пояснил, что вышеуказанные траты «легли достаточно серьёзным бременем на семейный бюджет», и он был вынужден обратиться за помощью к подчинённым по Александровской районной больнице.
САЙФИДДИНОВА ПРЕДЛАГАЛА ЯНИНУ ДОЛЮ В БИЗНЕСЕ
С Лолахон Сайфиддиновой Валерия Янина связывали дружеские отношения, и однажды он, ещё в статусе главного врача Александровской районной больницы рассказал ей о своих проблемах. И она предложила ему работу и долю в её бизнесе — медицинской компании ООО «ТиМед». Янин в суде объяснил, почему он ответил отказом:
Янин попросил у Сайфиддиновой дать ему денег «в кредит». Та согласилась, и они договорились, что она будет ежемесячно давать ему в долг по 20 тысяч рублей из своей зарплаты. Изначально о сроках возврата денег речь не шла: подсудимый сказал, что он рассчитывал погасить долг до конца 2023 года, а потом — до конца 2024-го, так как его доходы росли не так быстро, как он надеялся. Например, в должности министра он получал 150 тысяч рублей, что немногим больше, чем у главврачей.
«Достаточно часто департамент здравоохранения [Владимирской области], потом минздрав, говорил, что зарплату главным врачам будут повышать, повышать, повышать. Но как-то не очень это быстро получалось, потому что там был COVID, и врачи получали очень большие выплаты, поэтому до главных врачей как-то руки не доходили.
Потом, когда уже назначили меня министром, это был ноябрь 2023 года, я решил, что я должен ей [Лолахон Сайфиддиновой] все эти деньги, которые она мне давала, отдать - это где-то там в районе трёхсот тысяч рублей, наверное, в декабре двадцать третьего года. Я был в Александрове, к ней зашёл. Поблагодарил за то, что она мне помогала, сказал, что я ей всё это обязательно верну. Это был 2023 год.
Я при трудоустройстве в Минздрав тоже рассчитывал на то, что у меня будет квартира. Оказалось, что квартиру служебную мне сразу не дали, и пришлось квартиру ещё снимать. Потом оказалось, что и расходы по служебным делам, так называемые представительские, тоже в минздраве есть, и я просил Сайфиддинову продлить наш с ней договор до конца 2024 года. Она согласилась, и наши добрые отношения, в общем-то, здесь, наверное, тоже сыграли свою роль», - сказал Валерий Янин.
Бывший министра подчеркнул, что Лолахон Сайфиддинова передавала ему деньги добровольно, и он ей не угрожал.
ЯНИН НЕ ХОТЕЛ УПАСТЬ В ГЛАЗАХ РОДСТВЕННИКОВ
Адвокат Овчинников спросил своего подзащитного, почему тот не обратился за деньгами к друзьям или родственникам. Янин ответил, что не хотел портить свою репутацию:
Адвокат поинтересовался, неужели в семье Яниных не было накоплений, раз подсудимый решил взять деньги в долг? Экс-министр ответил, что накопления были — в размере 7 тысяч евро, купленных в 2014 году, «до Крымских событий», когда европейская валюта стоила значительно дешевле, чем сейчас. Но эти деньги хранились наличными в качестве неприкосновенного запаса — на «чёрный день». И именно за счёт этих средств он и планировал погасить долг: отдать 540 тысяч Лолахон Сайфиддиновой и 100 тысяч Оксане Бобровой.
Янин пояснил суду, что его супруга не знала о его проблемах, он её проинформировал о том, что собирается закрыть долг за счёт их сбережений незадолго до этого.
Валерия Янина задержали в его кабинете в среду, 11 декабря 2024 года. В воскресенье вечером перед этим, 8 декабря, он привёз во Владимир 6 тысяч евро, чтобы обменять их на рубли и отвезти в Александров для передачи Сайфиддиновой и Бобровой. У него не получилось это сделать ни 9, ни 10 декабря, и он планировал закрыть вопрос после обеда 11-го:
Тогда адвокат Овчинников задал такой вопрос:
Ответ Янина: «Ну, я могу предположить это».
При задержании (напомним, подсудимый ранее заявил, что деньги в его кабинет могла подбросить тогдашняя и.о. главного врача Александровской районной больницы Галина Митрофанова) у Янина были изъяты его личные деньги - 6 тысяч евро и 100 тысяч рублей.
ГДЕ КОРЫСТЬ?
Адвокат Михаил Овчинников спросил Валерия Янина, обогатился ли он «в результате вот этих всех историй», учитывая, что его обвиняют в совершении преступления из корыстной заинтересованности?
Подсудимый ответил отрицательно:
«Знаете, когда я работал главным врачом Александровской больницы и министром здравоохранения, я преследовал - или я руководствовался - только интересами дела, не думая ни о какой личной заинтересованности и не преследуя никакие корыстные цели. Поэтому, ну вот то, что я рассказал про траты - в каком месте тут можно увидеть обогащение?
Нужно было видеоролик сделать срочно? Сделали. Взял в долг у Сайфиддиновой, отдал за этот ролик.
Нужно было там ещё какие-то траты понести? Понёс, но за это же тоже мне нужно было и Сайфиддиновой и Бобровой средства отдавать.
Венок [возложить]? Ну, я не знаю, где другие покупают [венки], в данном случае я так сделал.
В каком месте тут корысть».
Тогда Овчинников спросил, улучшилось ли финансовое состояние Янина «в результате этого всего».
«Ну как оно может улучшиться, если зарплата в два-три раза меньше, чем она была у меня на предыдущей работе, и при таком количестве трат? Ну, о чём речь?», - ответил подсудимый.
Илья Шмаков
Старший прокурор управления прокуратуры Владимирской области по поддержанию государственного обвинения Илья Шмаков спросил Янина, не настаивали ли Лолахон Сайфиддинова и Оксана Боброва на возврате денег, которые они ему дали? На это подсудимый ответил отрицательно.
Тогда гособвинитель поинтересовался, зачем надо было брать деньги у подчинённых, когда, при наличии финансовых трудностей, можно было бы обратиться в банк за кредитом?
Валерий Янин ответил, что находился с Сайфиддиновой и Бобровой в хороших отношениях, кроме этого, у него уже были два больших кредита.
Следующее судебное заседание по делу экс-главы Владимирского минздрава назначено на 19 февраля.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.
