Во Владимирской области будет создана рабочая группа по вопросам реформирования системы общественного транспорта и пассажирских перевозок. В неё войдут сотрудники обладминистрации, депутаты ЗакСобрания и представители муниципалитетов. Решение о создании группы было принято на совещании по вопросам выработки стратегии по развитию пассажирских перевозок, которое провёл вице-губернатор Владимирской области Аркадий Боцан-Харченко.
Именно он, а не профильный вице-губернатор Роман Годунин, курирует эту тему потому, что власти рассматривают реформирование пассажирских перевозок через призму регионального развития, а не как чисто транспортную проблему.
Потомственный дипломат Боцан-Харченко назвал положение дел в работе общественного транспорта во Владимирской области «неважным» и призвал всех заинтересованных лиц сплотиться для решения проблемы:
«Большинство из назревших вопросов, накопившихся проблем требует совместных и скоординированных действий в их решении и устранении. Только сообща возможно переломить негативные тенденции и деструктивные процессы, которые наблюдаются во Владимирской области, и вывести её на траекторию устойчивого развития. Наша сила – в единстве многообразия. Поэтому при рассмотрении важных с точки зрения стратегического развития вопросов призываю коллег из муниципальных администраций, региональных ведомств, депутатского корпуса не только исходить из местных, ведомственных, электоральных, “узких” интересов, но и руководствоваться соображениями общего блага для всех жителей региона.
Вынужден констатировать, что в сфере пассажирских перевозок во Владимирской области дела обстоят, к сожалению, мягко говоря, неважно. Большинство востребованных маршрутов являются убыточными, подвижной состав состоит преимущественно из старых и устаревших автотранспортных средств, управление движимым и недвижимым имуществом, а также кадровое обеспечение в отрасли зачастую не соответствуют современным требованиям, далеки от представлений о том, какими должны быть современные, безопасные и качественные пассажирские перевозки. Такая картина наблюдается и в государственном, и в муниципальном, и в коммерческом секторе. Пандемия коронавируса в прошлом году усугубила проблемы. Вы знаете, что коммерческие перевозчики уходят с рынка там, где невыгодно, финансово-хозяйственное состояние государственных предприятий оставляет желать лучшего, местами состояние дел зачастую таково, что впору говорить о высоких рисках выхода ситуации из-под контроля».
В марте 2021 года Аркадий Боцан-Харченко по поручению губернатора Владимирской области Владимира Сипягина провёл переговоры с руководством государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. Речь шла о возможности участия региона в проекте реорганизации и обновления системы пассажирских перевозок с привлечением средств госкорпорации и задействованием механизмов частно-государственного партнёрства.
Вице-губернатор пояснил, что администрация Владимирской области вправе самостоятельно принять решение о передаче в концессию имущества ГУП «Владимирский автовокзал» - это вокзалы, автостанции, остановочные пункты - региональному оператору в сфере пассажирских перевозок. Но областные власти решили обсудить ситуацию со всеми заинтересованными сторонами — муниципалитетами и бизнесом:
Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области Николай Теняков сообщил, что региональные власти склоняются к тому, чтобы передать в концессию весь имущественный комплекс государственного унитарного предприятия «Владимирский автовокзал», так как ГУП является убыточным. На концессионера планируется возложить обязанности по организации контроля движения автобусов, медицинского осмотра водителей, по распоряжению имуществом. Но до принятия такого решения необходимо тщательно изучить финансовую модель, которую предложит концессионер, чтобы не пострадали пассажиры:
Замдиректора транспортного департамента пояснил, что сейчас перевозчики отказываются ездить в отдалённые населённые пункты из-за убыточности этих маршрутов. Областной бюджет ежегодно выделяет на субсидирование этих рейсов 9 миллионов рублей, но этого недостаточно. От потенциального концессионера ждут, что он с помощью ресурсов ВЭБ.РФ (эти деньги бюджету надо будет вернуть, но ожидается, что сроки возврата и проценты будут щадящими) приведёт в порядок вокзалы и автостанции, а также обновит парк автобусов.
Присутствовавшие на совещании представители муниципалитетов принципиальных возражений против сотрудничества с ВЭБ.РФ не высказывали. Но предложили не отдавать все перевозки в руки одного оператора, а рассмотреть смешанную схему — тем территориям, которые в состоянии самостоятельно организовать работу общественного транспорта, передать в муниципальную собственность имущество ГУП «Владимирский автовокзал», а остальным районам определить концессионера.
В частности, глава администрации Ковровского района Вячеслав Скороходов заявил, что нужно детально изучить финансовую модель, по которой будет работать региональный оператор:
«Подвижной состав однозначно требует обновления. У перевозчиков сейчас крайне недостаточно средств, чтобы новые автобусы покупать. Зря что ли мы сейчас из Московской области получили 50 автобусов? Не мы же передаем наши автобусы в Московскую область, а они нам, поэтому понятно, что это не от хорошей жизни.
Если мы этот вопрос будет дальше затягивать, это станет удавкой, которую развязать уже будет практически невозможно. Мы просто дождемся банкротства некоторых предприятий, вот и все.
Мы с предложением выходили, чтобы акции Ковровского ПАТП полностью и нашу автостанцию передали в муниципальную собственность, чтобы мы сами организовывали перевозку людей по району».
Заместитель мэра Мурома Евгений Воронов предложил ввести смешанную модель организации пассажирских перевозок и призвал не перенимать опыт Тверской области, где с февраля 2020 года работает единый региональный оператор. Воронов пояснил, что в Твери концессионер получает гарантированный доход по брутто-контракту, когда расчёты производятся не от количества перевезённых пассажиров, а от километража, что приводит к огромным бюджетным расходам:
«В округе Муром пассажирское сообщение на сегодняшний день работает неплохо - скажем так, исправно, и мы можем говорить, например, об улучшении качества обслуживания, чтобы более чётко ходили автобусы. Естественно, мы поддерживаем сотрудничество с ВЭБ.РФ, но нам надо выработать какую-то модель совместной работы.
Мы посмотрели модель, используемую в Тверской области. Там тариф на перевозки вырос с 21 рубля до 29 рублей. То есть рост составил 38%. Хорошо это или нет для населения? Я думаю, что все ответят, что нет. Кроме этого, Тверь заплатила перевозчику 1 миллиард рублей, практически просубсидировала его из бюджета. Я думаю, нам нужно не к этому стремиться. Почему еще у них не очень хорошая модель? У них зашел один частный оператор, и было возмущение со стороны мелких перевозчиков. Был общественный резонанс, что малый бизнес фактически отодвинули на обочину. Я считаю, что это необходимо тоже учитывать.
Брутто-контракты, с одной стороны, хороши больше для перевозчиков, так как это гарантированный доход. То есть фактически в Тверской области выгоду получил только концессионер, частная организация “Верхневолжская транспортная компания”. Больше никто не получил выгоды. Население получило рост тарифа, бюджет получил дополнительную нагрузку. У перевозчика беспроигрышный вариант. Он на новых автобусах возит хоть воздух, хоть людей, без разницы. Автобусы ходят точно вовремя. Отлично. Но перевозчик не следит за тем, платят ему за это или нет. Это получается проблема бюджета. То есть бюджет должен следить за тем, чтобы в конкретных автобусах люди платили за проезд. Перевозчику это вообще неинтересно. Пусть хоть вообще ничего не платят. Соответственно, что нужно делать? Нужно создавать контрольные органы, проверяющих, которые будут ходить по автобусам, проверять, оплатили ли граждане проезд. И за этими проверяющими надо тоже следить, потому что есть коррупционные составляющие - сами знаете, что это такое.
Поэтому с ВЭБ.РФ нам надо с вами надо искать некую другую модель, которая исключит эти негативные стороны.
Давайте предложим пути развития двух моделей в нашей области. То есть это единый региональный оператор, который будет обслуживать те муниципалитеты, которые считает наиболее выгодными для себя. Те муниципалитеты, которые хотят создать собственные службы обслуживания пассажирских перевозок — пусть это будет муниципальная служба. Ковров озвучил, что они хотят ПАТП и автовокзал себе. Мы также озвучиваем, что мы готовы принять фактически убыточное областное ПАТП и автовокзал в свою собственность. Мы готовы встраиваться в общую систему пассажирских перевозок области, заключив необходимые соглашения. В общем-то, мы считаем, что на муниципальном уровне мы сможем более эффективно обеспечить работу пассажирских перевозок, нежели это будет региональный оператор. А когда мы это реализуем, мы сможем, условно, через год посмотреть, как работают эти две модели».
Выступления представителей других муниципалитетов больше напоминали сигналы бедствия. В частности, в Меленковском районе ситуация с пассажирскими перевозками «очень-очень плохая». Местные власти обратились к губернатору с просьбой приобрести хотя бы два новых автобуса, иначе к осени общественный транспорт встанет.
В Судогодском районе пассажиров перевозят исключительно частные предприятия. Все маршруты убыточные, поэтому власти в буквально уговаривают предпринимателей не прекращать работу, но бесконечно это продолжаться не может.
В Юрьев-Польском районе перевозчик, работавший в райцентре, с 1 июня отказался обслуживать маршруты и местные власти «в пожарном режиме» организуют перевозки.
Наиболее эмоциональным было выступление главы администрации Гороховецкого района Александра Картинкина. Он заявил, что передача перевозок в концессию приведёт только к росту тарифов. Картинкин сказал, что есть другие возможности по спасению автотранспортных предприятий, которые почему-то не используются:
«Сегодня говорить о том, что концессия даст нам решение проблемы и будет панацеей — это неправильно. Может быть, мы ее можем рассматривать в рамках крупных городов, там, где есть действительно какая-то экономическая заинтересованность. Давайте посмотрим в глаза добрым людям и скажем, что такое концессия. Это просто завуалированная плата населения, не более того. На сегодняшний день я не видел и не слышал ни одного факта, когда концессионер вложил бы свои деньги в развитие той или иной отрасли. Фактически мы разрабатываем долгосрочные проекты концессии на 25-30 лет, закладываем это в тарифы и люди это оплачивают.
В деятельности по перевозке во главу угла надо поставить пассажиров, наше население. И мы тогда поймем, что это социально значимая деятельность. А мы сегодня все с вами пытаемся говорить об экономической какой-то модели, как нам вытащить ПАТП из той ямы, в которую они попали. Да, раньше это можно было бы сделать, но сегодня уже навряд ли.
Мы без дотаций из бюджета не обойдемся. Это нужно констатировать. Другое дело, надо взвешенно посмотреть, что мы должны возмещать перевозчикам или на что мы должны выделять дотации. Приведу пример на базе нашего Гороховецкого АТП. На сегодняшний день у нас в основном оно обслуживает пригородные маршруты. У нас были и частники. Но частник пришел и сказал: «Я больше не могу работать и не хочу». В течение недели мы в режиме ошпаренной кошки должны были принять решение, чтобы люди не пострадали, кто же будет осуществлять перевозки? Поэтому зависеть сегодня от частника — это очень рискованно, мягко говоря.
Нам в наследство достались те автотранспортные предприятия, которые были созданы ещё в Советском Союзе. У нас автотранспортное предприятие было смешанное, оно не было чисто пассажирским. Там было около 40 грузовых машин и примерно 30 автобусов. Территория очень и очень большая, боксов очень много. На сегодняшний день эта материальная база лежит в основе формирования тарифа, и самое главное - она существенно сказывается на тех затратах, которые несет предприятие. А мы говорим «убыточное».
Если такие базы нам нужны, значит, их нужно использовать в другом формате. Мы каждый год по нацпроекту получаем автобусы для перевозки школьников. Давайте посмотрим, где они стоят - на улице или у дома водителя. Проверяют техническое состояние автобусов и водителей директора школ. Почему бы сегодня этот контингент не завести на территорию автохозяйства? Мы сегодня деньги платим за содержание автобусов, за медосмотр, за техобслуживание этих автобусов. Так давайте как-то сегодня поработаем эту модель и передадим туда. Во-первых, нагрузки и затраты, которые сегодня несут автотранспортные предприятия, они немножко наслоятся по другим направлениям.
Мы покупаем автобусы для перевозки наших спортсменов, а ведь они опять содержатся за счет бюджета, опять стоят бог весть где.
Мы получили хороший передвижной сценический комплекс - так называемую передвижную сцену. Мы голову сломали, куда ее поставить. Те боксы, которые есть в распоряжении районного управления культуры, по высоте не подходят, по ширине не подходят и так далее. И опять мы возвращаемся к тому, что возможно это все решать на одной базе.
Нам в наследство достались автобусы большой вместимости - ЛиАЗы, ЛАЗы. У нас есть деревни, в которых зимой вообще нет ни одного жителя нет. Туда ездить не надо. Они приезжают летом, а зимой им не надо, а автобус ходит круглосуточно.
Нам автобусы нужны малой вместимости. Мы в прошлом году 5 миллионов рублей отдали в виде субсидий нашему ПАТП. В этом году буквально два месяца назад полмиллиона отдали для того, чтобы оно приобрело автобус, пусть бэушный, но меньшей вместительности. Из Москвы нам дают автобусы на 40 человек, а у нас порой ездит не более 7 человек. Нам вполне ГАЗелей хватает.
Я за сотрудничество с ВЭБ.РФ, но только если это всё просчитают. Но мы порой годами считаем, а нам жить сегодня надо, людей возить сегодня. Поэтому если вы сегодня найдете возможность рассмотреть вопрос передачи имущества ГУП «Владимирский автовокзал» в муниципалитеты, я считаю, это надо рассматривать».
Город Владимир на совещании представлял начальник управления транспорта и связи Юрий Иванов. На вопрос Аркадия Боцан-Харченко, есть ли ему что сказать по теме пассажирских перевозок в областном центре, Иванов ответил отрицательно.
Заместитель председателя ЗакСобрания Роман Кавинов (фракция «Единая Россия») заявил, что Владимирской области надо однозначно идти по пути сотрудничества с ВЭБ.РФ в сфере развития пассажирских перевозок. Вместе с тем он считает, что нужно детально обсудить условия этих взаимоотношений, чтобы соблюсти интересы населения, перевозчиков и муниципалитетов с небольшим пассажиропотоком. ЗакСобрание готово подключиться к решению проблемы:
Председатель комитета ЗакСобрания по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства Андрей Фатеев (фракция «Единая Россия») сообщил, что лично он поддерживает внедрение в регионе смешанной системы — концессию с участием региональных операторов, которые будут обслуживать прибыльные маршруты вкупе с убыточными, и передачу автовокзалов в собственность тех муниципалитетов, которые могут сами справиться с организацией пассажирских перевозок. Главное — не допустить резкого роста тарифов.
На совещании приняли решение создать рабочую группу, которая предложит ВЭБ.РФ несколько вариантов решения вопроса по развитию сферы пассажирских перевозок во Владимирской области. Вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко уверен, что без помощи госкорпорации ситуацию не исправить:
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.