Шесть депутатов Законодательного Собрания Владимирской области на мартовском заседании облпарламента проголосовали против того, чтобы привести региональные законы в соответствии с федеральными. Речь идёт о том, что после принятия поправок к Конституции России члены Совета Федерации стали официально называться «сенаторами Российской Федерации» (их, кстати, всегда так и называли неофициально). Это привело к тому, что регионам пришлось поменять собственные законы, заменив в их текстах слова «члены Совета Федерации» на «сенаторы Российской Федерации». По большому счёту, это чисто технический вопрос — у региональных парламентов нет выбора, так как федеральные законы имеют приоритет перед областными, краевыми или республиканскими нормативно-правовыми актами. Но во Владимирской области это превратилось в цирковое представление.
В частности, независимому депутату Сергею Казакову не понравилось само слово «сенатор», и он предложил голосовать «против» изменения регионального законодательства. Его поддержал лидер областных коммунистов Антон Сидорко, заявивший, что слово «сенатор» - «не наше», почему-то вспомнив покойного американского сенатора, известного русофоба Джона Маккейна. Оппонентами Казакову и Сидорко выступили вице-спикер ЗакСобрания, единоросс Роман Кавинов (он сказал, что очень много русских слов происходят от иностранных) и человек-фракция КПСС Иван Алтухов, заявивший, что родиной сенаторов является Россия, а Америка это у нас «передрала». Как бы то ни было, изменения в областное законодательство в части замены «членов Советов Федерации» на «сенаторов Российской Федерации» были приняты. Но межфракционный и межличностный троллинг продолжился.
В частности, Иван Алтухов несколько раз обвинил Сергея Казакова в том, что тот не любит отечественную историю и выступает против создания во Владимирском микрорайоне Веризино Сталинградского бульвара.
В другой ситуации, вице-спикер ЗС от КПРФ Антон Сидорко обвинил единороссов в «голом популизме», когда они требуют от губернатора выделения денег на различные объекты, хотя сами, имея большинство в ЗакСобрании, могли бы заложить эти средства при работе над законом об областном бюджете. В ответ зампред облпарламента Роман Кавинов — то ли в шутку, то ли всерьёз — предложил запретить членам фракции КПРФ на заседаниях ЗС употреблять такие слова как «популизм» и «бюджет», так как коммунисты последовательно из года в год голосуют против принятия закона об областном бюджете.
И третья курьёзная дискуссия в Законодательном Собрании Владимирской области развернулась вокруг того, объявлять ли перерыв в заседании или нет.
Расшифровка законодательно-лингвистического шапито в хронологическом порядке с указанием контекста, в котором были произнесены высказывания депутатов.
ЭПИЗОД №1.
Депутаты обсуждали стоит ли признать депутатским запросом обращение Алексея Говырина (фракция «Единая Россия») на имя губернатора Владимирской области Владимира Сипягина о выделении 260 миллионов рублей на капитальный ремонт моста в Коврове, который проходит над железной дорогой. ЗакСобрание проголосовало «за».
Во время обсуждения Сергей Казаков спросил Говырина, не обсуждал ли он вопросы привлечения федерального финансирования на капремонт моста с депутатом Госдумы от Ковровского одномандатного округа Игорем Игошиным. Говырин обтекаемо ответил, что он работает совместно с Игошиным по разным вопросам. От этого диалога почему-то возбудился Иван Алтухов, и он припомнил Казакову Сталинградский бульвар.
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПСС):
- Мне непонятно, почему господин Казаков всё время какие-то палки в колёса пытается вставить…
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Иван Павлович, мы вопросы задаём, [а не выступаем].
Иван Алтухов:
- ... хотя сам [Казаков] никак не ответит, почему он против Сталинградского бульвара?
Владимир Киселёв:
- Иван Павлович, мы вопросы задаём!
Иван Алтухов:
- Почему ему [Казакову] наша история не нравится?
Владимир Киселёв:
- Коллеги! Ещё раз поясняю: у нас с вами в регламенте прописано, что сначала мы задаём вопросы, потом выступаем.
Иван Алтухов:
- Да господин Казаков за себя ответить не может, а ко всем какие-то предъявляет вопросы!
Владимир Киселёв:
- Иван Павлович, я вас вынужден предупредить: если будете регламент нарушать, я вас слова буду вынужден лишить. Я предупреждаю просто.
***
Максим Шевченко, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Владимирской области:
- [Человек]-фракция КПСС [Иван Алтухов] если извинится перед Сергеем Валентиновичем Казаковым за достаточно грубый тон, мы и с ней готовы взаимодействовать тоже [по вопросу об изыскании средств на капитальный ремонт коровского моста]
Иван Алтухов, без микрофона, неразборчиво
Владимир Киселёв:
- Коллеги! Просьба, Иван Павлович, не надо!
Максим Шевченко:
- Потому что грубость подобного рода, Иван Павлович, на мой взгляд просто недопустима. Мы давно уже ушли от подобной тональности в заседаниях ЗакСобрания, и не вам её, эту тональность, как говорится, опять поднимать и продолжать.
ЭПИЗОД №2.
Нижеприведённый диалог также произошёл во время обсуждения депутатского запроса Алексея Говырина на имя губернатора о выделении 260 миллионов рублей на капитальный ремонт ковровского моста.
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
-
На мой взгляд, когда мы с вами обсуждали бюджет на текущий год в ноябре-декабре [2020 года], эта проблема [необходимости капитального ремонта моста в Коврове] была и тогда. Но почему-то вот последнее предложение [обратиться к губернатору за выделением финансирования], фракцию «Единая Россия» прошу на меня не обижаться, связанное с ремонтом школ, с ремонтом моста, не нашли отражения именно тогда, когда они были своевременны, когда мы работали над бюджетом. Ведь именно тогда, давайте вспомним, мы внесли закон о «Детях войны», и предложили расходные статьи, но вы их не поддержали. Ну, принимается...
-
Но почему именно тогда, если эти проблемы существовали, вы не предложили - именно с точки зрения бюджета - эти статьи [на финансирование подготовки школ к новому учебному году и капремонту ковровского моста] заложить и указать те статьи, с которых вы их [деньги на эти цели] предлагаете снять. Это было бы по-честному. А сейчас это звучит как популизм. Как голый популизм. Но, тем не менее, с точки зрения актуализации вопроса мы поддержим [запрос о выделении средств на капремонт ковровского моста].
***
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- У меня предложение по процедуре: запретить представителям фракции КПРФ употреблять в ходе заседания два слова. Первое - «популизм», потому что, как сказал наш президент «кто как обзывается, тот сам так называется». А второе - запретить использовать слово «бюджет», потому что люди, которые последовательно из год в год голосуют против [принятия областного] бюджета, и говорят, «вот при [принятии закона о] бюджете вы там должны были предусмотреть», и так далее. Ну, извините...
Владимир Киселёв:
- Вы ставите вопрос на голосование, или чего?
Кавинов ничего не ответил. Член фракции КПРФ Лариса Емельянова что-то сказала без микрофона, неразборчиво.
Владимир Киселёв:
- Давайте, коллеги, мы всё-таки посерьёзнее работать.
ЭПИЗОД №3.
Иван Алтухов продолжил троллить Сергея Казакова при обсуждении закона «О регулировании отдельных вопросов проведения сходов граждан на части территории населённых пунктов Владимирской области». Он предусматривает предоставление гражданам возможности принимать решения о самообложении по вопросам, например, благоустройства отдельных территорий населённых пунктов, а не всех сельских или городских поселений. Закон был принят в первом чтении, его обсуждение продолжится на апрельском заседании ЗакСобрания.
Иван Алтухов:
- Этот закон очень полезен, потому что он уточняет возможность народной инициативы на местах. Ну, я приведу пример такой. У нас в городе Владимире появится Сталинградский бульвар, против которого выступает Казаков Сергей Валентинович, непонятно - почему. Так вот жители соседних домов могут организоваться, собраться, самообложиться, и организовывать там клумбы, уборку территории, благоустроить как-то. Понятно, что это жители не всего города, а прилегающих домов, смогут спокойно по этому закону благоустраивать или участвовать в благоустройстве Сталинградского бульвара.
ЭПИЗОД №4.
Депутаты приняли изменения в статью 8 закона Владимирской области «Об уполномоченном по правам человека во Владимирской области» - вместо слов «члены Совета Федерации» прописали «сенаторы Российской Федерации».
Сергей Казаков, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:
- Скажите, пожалуйста, а почему они стали сенаторами? Это же американское слово, зачем оно нам? Может оставим членов Совета Федерации?
Елена Качуровская, директор департамента региональной политики Владимирской области:
- Это не ко мне вопрос.
***
Сергей Казаков:
- А вы обсуждали на комитете [по вопросам государственного устройства, правопорядка и законности], вообще. почему появилось это слово - «сенатор»? Откуда оно взялось?
Иван Алтухов:
- Объяснить можно?
Далее неразборчиво.
Дмитрий Рожков, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия») - в тот момент он вёл заседание вместо спикера:
- Иван Павлович, пожалуйста, давайте всё в порядке [регламента]
Сергей Казаков:
- У него [Алтухова] какая-то реакция на мои выступления нездоровая...
Дмитрий Рожков:
- Не допускаем высказываний и выкриков с места!
Сергей Казаков:
- То есть, какое-то обоснование было там представлено во время обсуждения? Я понимаю, что это федеральный закон, поправка [к Конституции].
Иван Алтухов:
- Пётр Первый ввёл сенаторов в России...
Дмитрий Рожков:
- Иван Павлович, ещё раз [напоминаю вам] о репликах с места.
ЭПИЗОД №5.
Для того, чтобы привести областное законодательство в соответствие с федеральным по поводу сенаторов, было необходимо внести в Устав Владимирской области изменения. Они были приняты большинством, но не без дискуссий.
Александр Нефёдов, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по вопросам государственного устройства, правопорядка и законности (фракция «Единая Россия»):
-
Уважаемые коллеги, Сергей Валентинович [Казаков]! Адресно к вам обращусь...
-
Проект закона разработан в целях приведения областного законодательства в соответствие с законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации... Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации переименованы в сенаторов Российской Федерации. На комитете рассматривали данный вопрос, комитет рекомендовал принять закон в двух чтениях.
Сергей Казаков:
- Уважаемые коллеги! Я голосовал против [принятия поправок к] Конституции именно потому, что там появились сенаторы. Да ещё, мало того, появились пожизненные сенаторы, семь человек туда, в Конституцию, мы записали. Вот это меня очень возмутило, я голосовал против, поэтому я призываю всех голосовать против, хотя бы показать, что мы здесь не хотим у себя сенаторов, да ещё пожизненных.
Антон Сидорко:
- Казалось бы, вопрос не столь значительный, но, тем не менее, на мой взгляд, вот от этих замен названий должностей, я думаю, мало, что мы получим, кроме того, что будут проводиться, возможно, какие-то там параллели. [Например] у нас есть небезызвестный [американский] сенатор [Джон] Маккейн (скончался в 2018 году, - примечание Зебра ТВ), и прочие любители [русофобии]. Не наше это слово, это - правда. Поэтому я предлагаю всё-таки проголосовать против, и напомнить депутатам, что сейчас закон Уставной, и чтобы он прошёл, нужно набрать 26 [голосов] за, поэтому предлагаю проголосовать против.
Роман Кавинов:
- Коллеги! Давайте до маразма не будем доходить! Слово «Федерация» тоже не наше слово, это тоже из латыни было заимствовано когда-то. Если уж сейчас вот так копаться, и провести лингвистический анализ половины наших современных слов, [то выяснится. что] у нас там либо тюркские корни, либо татарские, либо римские, либо английские, и так далее. И из-за этого не голосовать? Не приводить наши областные законы в соответствие с федеральным законодательством? Мне кажется, что это уже какое-то издевательство над здравым смыслом.
Иван Алтухов:
- Сами термины и понятия «сенаторы» и «Сенат» появились в Древнем Риме. Впервые в России Сенат и сенаторов ввёл Пётр Первый. Американцы это у нас передрали. Понимаете? Они у нас, у России, всё передовое заимствуют всю жизнь. А «депутат» это тоже слово не совсем русское, а Сергей Валентинович [Казаков], видимо, как-то не очень любит нашу историю, поэтому и против Сталинградского бульвара выступает.
ЭПИЗОД №6. ПОСЛЕДНИЙ - О ПЕРЕРЫВАХ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После того, как была рассмотрена половина вопросов повестки дня, встал вопрос о том, объявлять ли перерыв в заседании, или нет. Вице-спикер ЗакСобрания Дмитрий Рожков (он вёл вторую часть сессии) предложил поставить этот вопрос на голосование, что возмутило Сергея Казакова. Независимый депутат заявил, что если слово «перерыв» указано в повестке дня, то он должен быть объявлен. К нему не прислушались — ЗС продолжило работать без пауз.
Уже в конце заседания, в разделе «Разное», на тему перерывов в заседании ЗакСобрания высказался член фракции КПРФ Шамиль Хабибуллин. Он, вообще-то, заявился на выступление по теме обманутых дольщиков, но не преминул воспользоваться возможностью припомнить единороссам всё: от запрета обсуждать вопросы, вносимые в повестку дня дополнительно, до отмены перерывов на обед.
Сергей Казаков:
- Зачем ставить [этот вопрос] на голосование? У нас повестка дня уже утверждена! Тогда вообще убирайте перерывы из повестки дня, и голосуйте каждый раз [объявлять их или нет].
Дмитрий Рожков:
- Понятно, что у нас прописан перерыв, но мы зачастую, работая в ударном темпе, вот это всё дело комбинируем, и сплачиваемся, и работаем без обеда.
Сергей Казаков:
- Если перерыв есть в повестке дня, то он утверждён, и никаких больше голосований не надо. Или надо убрать из повестки дня, и голосовать по предложениям депутатов. Вот и всё. Давайте выполнять свои решения.
Дмитрий Рожков:
- Сергей Валентинович, я думаю, что надо как-то более спокойно ко всему относиться. Повестка у нас, так же, как и бюджет, организм достаточно живой, мы туда постоянно вносим изменения, поправки, и так далее. Поэтому идти нам на обед или нет, это решают депутаты, а не один депутат из всего Законодательного Собрания.
***
Шамиль Хабибуллин:
- Хотелось бы привести сегодняшнее заседание Законодательного Собрание [в пример] как заседание, которое проводить не нужно. Мы не можем воспользоваться нашими 30 секундами, чтобы внести [дополнительный] вопрос в повестку дня [и изложить его суть]. Но мы можем бесконечно нарушать регламент и по 40 минут выступать по одному вопросу. Мы в начале утверждаем повестку дня, и по ней не работаем, и это у нас постоянно проходит. У нас [сегодня] даже не было единства в организации перерыва. У нас много здесь есть представителей сферы образования и они расскажут, сколько [по времени] человек может сидеть и внимательно как бы слушать, воспринимать данную информацию. Поэтому хотелось бы призвать к более конструктивной работе. Если уж нам нельзя, например, 30 секунд использовать для озвучки [сути] вопроса, который мы хотим [дополнительно] внести в повестку дня, то давайте следить и за выступлениями других депутатов.
Следующее заседание Законодательного Собрания Владимирской области состоится 29 апреля 2021 года.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.