25 депутатов Законодательного Собрания Владимирской области на ноябрьском заседании облпарламента проголосовали за то, чтобы обязать региональный департамент здравоохранения назначать главных врачей больниц по согласованию с органами местного самоуправления. 8 народных избранников высказались против этого. «За» проголосовали члены фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПСС, а «против» - фракции КПРФ и ЛДПР.
Изменения в региональный закон «О здравоохранении», разработанные заместителем председателя ЗС Романом Кавиновым (фракция «ЕР») были приняты в первом чтении, то есть в течение двух недель у депутатов есть право предложить поправки в текст закона, и в окончательном виде документ может быть принят на декабрьском заседании ЗакСобрания.
Кавинов предложил обязать департамент здравоохранения согласовывать кандидатов на должности главных врачей с главами местного самоуправления в тех случаях, когда речь идёт о больницах, работающих в пределах одного муниципального образования. Например, главного врача условной Собинской районной больницы можно будет назначить после утверждения его (её) кандидатуры с местными властями. Требования закона не распространяются на учреждения здравоохранения, имеющих региональный статус — таких как Областная клиническая больница, и так далее. Вместе с тем, непонятно, как быть с такими учреждениями, как, допустим, Владимирская городская больница скорой помощи (БСП или «Красный крест»), которая обслуживает сразу несколько муниципалитетов — достаточно ли будет согласовать кандидатуру её руководителя с властями областного центра, или надо будет также испрашивать согласия официальных представителей других территорий?
Более того, законопроект не уточняет какие именно органы местного самоуправления должны давать согласие — исполнительные или представительные; муниципалам предоставлено право самим определиться, кто будет давать добро на назначение главврачей больниц на их территориях. Это означает, что в городах и районах должны разработать собственную нормативную базу для решения этого вопроса. Учитывая, что сфера здравоохранения не входит в перечень первоочередных задач, стоящих перед муниципальными образованиями, процесс разработки правил согласования главных врачей может растянуться до бесконечности.
Сторонники принятия закона говорят о том, что жители муниципальных образований имеют право знать, кто будет организовывать их медицинское обслуживание, а местные власти должны понимать, что за люди приходят работать на их территорию. В случае не согласования кандидатур департамент не сможет заключать с ними трудовой договор.
Стоит отметить, что с 1 января 2012 года все полномочия в сфере здравоохранения переданы с муниципального уровня на региональный, то есть местные администрации не имеют никакого отношения к организации оказания медицинской помощи населению (через месяц исполнится 8 лет, как за ненадобностью были ликвидированы все городские и районные управления здравоохранения). Муниципалы обязаны только содействовать созданию условий для организации медпомощи жителям своих территорий — обеспечить подъезды к больницам, и так далее.
Противники принятия закона ссылаются на заключение областной прокуратуры о том, что он противоречит федеральному законодательству, что в тексте документы могут быть коррупциогенные факторы, а также на отрицательное мнение губернатора, который напоминает, что ограничения полномочий учредителя при назначении руководителей государственных учреждений недопустимо.
И самое главное - в настоящее время областным законодательством департаменту здравоохранения РЕКОМЕНДОВАНО назначать главных врачей больниц по согласованию с органами местного самоуправления. Но так как ведомство ни разу не последовало этим рекомендациям, депутаты ЗС решили принудить чиновников к испрашиванию мнения муниципалов. Примечательно, что департамент здравоохранения может смело игнорировать новые требования, так как никаких санкций за их неисполнение не предусмотрено.
Несколько собеседников Зебра ТВ в медицинском сообществе 33-го региона на условиях анонимности назвали изменения в региональный закон «О здравоохранении» «пустыми», «смешными», «невыполнимыми» и «заставляющими задуматься об уходе из профессии».
Обсуждения законопроекта на заседании ЗакСобрания длилось более 40 минут; вот наиболее яркие выдержки из дискуссии.
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- ...Суть проекта закона сводится к совершенствованию процедуры согласования кандидатур на должности руководителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области... Эта норма и сейчас действует. Предлагается ее уточнить, а именно предлагается согласовывать назначение в организации государственной системы здравоохранения, относящиеся в соответствии с номенклатурой медицинских организаций по территориальному признаку к муниципальному уровню. Соответственно, в предложенном варианте закона те медицинские учреждения Владимирской области, государственные, которые раньше и сейчас являлись областными, то есть оказывали помощь на территории всей Владимирской области, там такой необходимости нет...
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- ...Какие органы местного самоуправления - администрации или Советы народных депутатов - будут принимать решение? И второе, если орган местного самоуправления отклоняет предложенную кандидатуру на должность главного врача, что дальше?
Роман Кавинов:
- Мы сознательно не стали так конкретизировать, какой именно из органов местного самоуправления должен принимать решение... Они должны сами определиться, проработать нормативно-правовой акт, который бы определял именно процедуру принятия решений. То есть мы указываем, что это должны быть только органы местного самоуправления, а уж кто именно и в каком порядке, очередности, как это будет проходить — это на уровне решения органов местного самоуправления должно остаться, по нашему мнению. Не согласование органом местного самоуправления предложенной кандидатуры должно привести к тому, что с ней не должен заключаться трудовой контракт соответствующим департаментом, соответственно, нужна другая кандидатура...
Вячеслав Александров, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция ЛДПР):
- Органы самоуправления будут обладать достаточной компетенцией, которая позволит им определить, соответствует ли данный кандидат на данную должность или не соответствует? То есть они все имеют медицинское образование и понимают, что и как должно происходить в сфере здравоохранения?
Роман Кавинов:
- ...Я бы не стал так упрощать предложенный нашей фракцией вопрос. Речь идет не том, чтобы органы местного самоуправления проверили компетенцию, навыки, знания, послужной список [претендента на должность главного врача]. Не секрет, что в последнее время имеют место случаи назначения на должность главных врачей тех или иных медицинских учреждений людей, у которых неизвестный, непонятный и непрозрачный предыдущий трудовой стаж, не представителей местного сообщества. А все-таки вопрос здравоохранения в российской истории всегда был вопросом земств. Наши больницы во многих местах не зря до сих пор людьми называются народными... В 2012 году [вступили в силу] изменения в федеральном законодательстве, в соответствии с которыми вопрос об оказании медицинской помощи перестал быть вопросом местного назначения, и стал зоной ответственности региональных властей. Вы помните прекрасно, неоднозначная реакция была. Если где-то явный выигрыш произошел, то коллеги-депутаты в городе Владимире до сих пор [с ностальгией] вспоминают [времена], когда это был вопрос местного значения и организация медицинской помощи, содержание учреждений, в том числе вопрос назначения главных врачей учреждения — это был вопрос именно органов местного самоуправления...
Вячеслав Александров:
- ...Назначение главврача на должность, оно всё-таки, наверное, входит в компетенцию департамента, а не глав местного самоуправления...
Роман Кавинов:
- Трудовой договор подписывается сейчас и будет подписываться не главами органов местного самоуправления, а директором департамента. Просто должно быть решение органа местного самоуправления, что они не против [назначения конкретного человека], что нет к нему вопросов со стороны местного сообщества... Обратной силы закон иметь не будет. Многие [действующие главные] врачи, которые не согласованы, они останутся исполняющими обязанности, на самом деле...
Вадим Серебров, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Вы говорите, что нет никаких противоречий с федеральным и региональным законодательством при принятии проекта закона.
Роман Кавинов:
- Я их не вижу, по крайней мере.
Вадим Серебров:
- Не видите, зато их видит прокуратура областная: проект закона не соотносится с действующим федеральным и региональным законодательством. В проекте закона присутствует коррупционный фактор, вы про это ничего не сказали. В заключении губернатора, то же самое, определено, что ограничение полномочий учредителя при назначении на должность руководителя государственного учреждения законодательством Российской Федерации и законодательством области не предусмотрены. То есть, вы ставите себя выше прокуратуры, я так понимаю. Я считаю этот закон надо отклонить.
Роман Кавинов:
- Как [говорится] в хороших добрых шутках, два юриста три мнения... С точки зрения гражданско-правового [законодательства], безусловно, правота [прокуратуры] определенная просматривается, а с точки зрения трудового законодательства, нет противоречий в том, чтобы трудовой контракт с тем или иным сотрудником, которого принимает организация на работу, содержал дополнительные требования. В данном случае мы говорим о дополнительных требованиях. Это не новое требование, [оно уже содержится в областном законодательстве]... Безусловно, вопросов много очень, я бы, наверно, даже предложил сегодня принять законопроект в первом чтении, потому что у нас на заседании фракции «Единая Россия» прозвучала мысль подумать, проработать закон и предусмотреть для учреждений областного уровня процедуру согласования, но уже с Законодательным Собранием. Поэтому, с учетом прозвучавших предложений, я не настаиваю на принятии проекта закона в двух чтениях сразу. Можно было бы рассмотреть в первом чтении, посмотреть еще раз внимательно замечания прокуратуры, внимательно еще раз продумать просмотреть замечания губернатора. Предложение по поводу согласования главных врачей областных учреждений здравоохранения следует правовым нормам, потому что, согласитесь, те примеры, которые мы с вами наблюдали и наблюдаем в ряде учреждений здравоохранения, они заставляют задуматься об усовершенствовании этой нормы.
Шамиль Хабиббуллин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Данная инициатива несет массу проблем в таких сложных вопросах, как назначение главврачей. Если департамент здравоохранения за этот вопрос отвечает, я думаю, что он в праве назначить главврача. Просто мы можем в этой ситуации хороших специалистов поставить не в очень хорошее положение, когда область их согласовывает, обсуждается дальнейшая работа, а местное самоуправление по каким-то своим причинам будет отказывать в согласовании. В конечном итоге, будет отвечать департамент здравоохранения. Местное самоуправление за этот вопрос не отвечает. Как они могут нести ответственность за назначение главного врача? То есть в случае негативного сценария дальнейшего при работе главного врача, будет поднят вопрос «А кто виноват?». Все будут говорить, что виноват департамент, потому что департамент назначил, подписал договор, а согласовывает местное самоуправление.
Ирина Кирюхина, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Здесь есть депутаты Владимирского горсовета, они знают, что существует соглашение [с администрацией Владимирской области], где написано, что по согласованию с администрацией города Владимира назначать на должность руководителей государственных учреждений здравоохранения области, расположенных на территории муниципального образования... Органы местного самоуправления создают условия для оказания медицинской помощи. В чем эти условия заключаются? Условия не только обеспечить водой, электричеством, подъездными путями и так далее. Наверно, на самом деле, это согласование [кандидатур на должности главных врачей]. Оно ведь у нас на региональном уровне решается, потому что не может главный врач, возглавляя всю медицинскую службу в отдельно взятой ЦРБ или даже в городе, не может работать в полном отрыве от органов местного самоуправления. Должно быть постоянное взаимодействие, потому что медицина является очень важной социальной составляющей. А наши органы местного самоуправления, их работа должна быть направлена на социальное благополучие нашего населения... Это [согласование кандидатур на должности главных врачей] улучшит наши взаимоотношения между органами самоуправления и руководством больниц, улучшит медицинскую помощь и будет, наверно, ответственность органов нашего медицины департамента и органов местного самоуправления. Я считаю, что в первом чтении можно этот закон принять, доработать, ответить нашим прокурорским товарищам и нашему губернатору.
Антон Сидорко:
- Коллеги, безусловно, кадровая политика здравоохранения в части назначения главных врачей вызывает серьезную обеспокоенность. Здесь вопрос и к главным врачам, которые находятся на этих должностях уже достаточно давно. К примеру, что касается главного врача станции скорой помощи во Владимире, я уже об этом говорил, моя личная позиция, что Сергей Евгеньевич [Кулибаба] должен уйти в отставку, либо департамент здравоохранения должен отправить его в отставку по несоответствию [занимаемой должности]. Однако на мой взгляд, желая исправить ситуацию, мы не должны идти на возможные, назовем так, споры с действующим законодательством. Я внимательно изучил заключение областной прокуратуры, где четко сказано, что проект закона в действующих формулировках не может быть принят, что есть коррупциогенные факторы... Данный вопрос выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления, это очень важно... [А то] получается, как с муниципальным фильтром на выборах губернатора, когда местные депутаты, условно говоря, определяют, кому же претендовать на должность высшего органа госвласти региона. Это неправильно принципиально, а в данном случае это еще неправильно с точки зрения действующего законодательства. Как бы нам с вами не пришлось потом откатывать назад отменять закон, который мы с вами приняли, это все-таки не уровень полномочий органов МСУ. Кроме какого-то витка очередного конфликта и боданий [с исполнительной властью] это не вызовет. Но другой вопрос в данном случае, что касается в целом кадровой политики департамента здравоохранения, здесь я бы задумался, потому что когда неудачные назначения уже входят в систему, наверно, депутатам надо задуматься о позиции департамента здравоохранения в целом - это было правильнее.
Сергей Корнишов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция ЛДПР):
- В продолжение слов Сидорко Антона Сергеевича хотел бы дополнить тему [Владимирской городской] станции скорой медицинской помощи. Там руководитель, на которого жалуется медицинский персонал этого учреждения, пришел работать не при действующем директоре департамента здравоохранения и не при действующем губернаторе, а намного раньше, поэтому по кадровой политике можно было бы подискутировать. Что касается самого законопроекта в целом, то я предлагаю его сегодня не поддерживать, поскольку не понимаю, в чем срочность его принятия даже в первом чтении, поскольку имеется ряд разногласий [с прокуратурой] и нет положительного заключения губернатора Владимирской области. Свое мнение высказала прокуратура, которая говорит о том, что закон содержит коррупциогенные факторы, не соответствует федеральному закону... Это тоже определенная нагрузка на муниципальные образования, потому что каждому муниципалитету придется разработать собственную нормативную базу, по которой они будут согласовывать [главных врачей]. Имея сейчас нехватку медицинского персонала во Владимирской области в целом, все мы прекрасно знаем, [принятие этого закона] может усугубить данную ситуацию.
Сергей Бирюков:
- Я не очень понимаю, почему у нас возникла такая дискуссия. Мы вроде как все здесь за народовластие... Мы пытаемся реализовать полномочия народа, источника власти в нашей стране, через органы местного самоуправления, которые тоже избираются. То есть я не вижу для [потенциального] главного врача в процедуре [согласования с органами местного самоуправления] ничего унизительного. Тем более они не назначают, а просто согласовывают со своей точки зрения... Я думаю, что мы эти коррупциогенные факторы, если они там содержится, сможем устранить...
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПСС):
- Главный врач и в городе и в районе — это значимая и заметная фигура. От профессионализма и порядочности работы главного врача и уровня работы поликлиники зависит самочувствие жителей и качество жителей как в городе, так и в районе, поэтому данный законопроект очень полезен. Мы повышаем статус местного самоуправления, мы повышаем ответственность перед жителями главного врача. Безусловно, это - элемент народовластия, потому что любой орган местного самоуправления, будь то мэрия или совет народных депутатов, будет принимать решения, опираясь на мнение общественности... Не лучшим образом складывается практика привлечения варягов на должности главных врачей, потому что главного врача люди в городе и в районе должны знать и уважать. Небольшая реплика по позиции КПРФ: вы же всегда выступали за народовластие, а тут почему-то не хотите повышать статус местного самоуправления и повышать возможность влияния простого человека на кадровые решения. По-моему, Антон Сергеевич [Сидорко] путает палец с носом, сравнивая этот вопрос с муниципальным фильтром.
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Можно без наездов друг на друга? Я прошу вас...
Ирина Кирюхина:
- Кулибаба Сергей Евгеньевич был назначен [главным врачом Владимирской городской станции скорой помощи] 20 ноября 2012 года, когда «сливались» детская и взрослая скорая помощь. Директором департамента [в то время] был Безруков Владимир Александрович. Если вас еще беспокоит наша фамилия, я прошу учесть это.
Иван Лютков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция ЛДПР):
- Главный врач — это прежде всего опытный менеджер и, наверно, департаменту здравоохранения намного лучше известно, кого ставить главным врачом. К тому же прокуратура черным по белому пишет, что неясно, какой орган местного самоуправления будет рассматривать вопрос согласования - Совет народных депутатов или глава администрации... Также неизвестно, какие последствия возникнут в следствии не согласования кандидатур, что станет с этим человеком; допустим, он хороший врач, а его не согласуют... Возможно, опять какие-то будут планы семейные и так далее и тому подобное... Давайте отправим его [законопроект] на доработку и попробуем принять его в декабре, спасибо.
Наталья Пронина, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
- Законопроект надо принимать в обязательном порядке. После того, как все ушло в область, наши главы муниципальных образований как-то самоустранились от медицины, говорят: «Это не наши полномочия». Чтобы как-то уладить ситуацию, они тоже должны на себя какую-то ответственность взять...
Андрей Маринин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
- Я хотел бы сказать тем, кто против данного законопроекта, что на сегодняшний день у нас есть исполняющие обязанности главных врачей, у которых за спиной есть судимости по серьезным статьям. Местное население знает, кто это, что это, чем занимается человек, однако эти люди сегодня совершенно спокойно находятся на этих должностях. Вопрос — муниципалитет бы поддержал [их кандидатуры]? Я думаю, что ответ очевиден. Поэтому, конечно, разделять ответственность нужно и принимать данный закон необходимо с соответствующими поправками.
Дмитрий Рожков, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (ракция «Единая Россия»):
- Я думал, здесь будет лес рук, все в едином порыве поддержат данный законопроект. Вы знаете, как сейчас страдают наши муниципальные образования от того, что не имеют никакой причастности ко всему, что происходит в системе здравоохранения, насколько нас отдалили от принятия определенных решений. Мы находимся в неведении, что происходит. Мы не знаем, какие планы у департамента здравоохранения. Допустим, по Собинскому району. Уже больше года исполняет обязанности [главного врача] человек, и назначений никаких не происходит. Буквально катастрофа, как мы уже говорили, по платным медикаментам, сломался рентген, огромное количество других разных проблем. Это валится, как снежный ком, но обратиться мы не знаем, к кому. С кем же нам поговорить? Мы пишем запросы, проходит время - месяц, два, мы получаем ответ [из департамента здравоохранения]: «то денег нет, то не наша компетенция», то еще что-то. Нам приходится только пожимать плечами. Муниципальные районы обращаются к нам, к депутатам Законодательного Собрания, кого они поддерживали на выборах. Мы тоже пожимаем плечами, мы тоже не знаем, что им на это ответить, потому что все наши запросы остаются с ответами, в которых неопределенность, нет четких конкретных обязательств, когда то или иное обеспечение, допустим, по лекарственным препаратам будет выполнено. Депутаты районных советов, городских советов также отстранены от этих процессов. Как будет урегулирован данный вопрос, сказать пока сложно. Дальше будут все эти решения корректироваться и применяться, но я считаю, что это все должно происходить и с главой, сити-менеджером и, конечно, с участием депутатов районного совета.
Вячеслав Картухин, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции «Единая Россия»:
- Уважаемые коллеги, данный законопроект — это хороший повод для юристов отточить свое мастерство. Я думаю, что мы за этим процессом понаблюдаем. Но ведь есть решение очень простое, компромиссное. Так как единоначалие в администрации Владимирской области, то, наверное, стоит обратиться к губернатору Владимирской области и сказать, что с учетом того, что депутаты Законодательного Собрания обеспокоены данным вопросом, исходя из обращений граждан к нам. Почему приходят главврачи, которых никто не знает, почему никто не в курсе, как этот процесс происходит, почему органы местного самоуправления в стороне? Губернатор должен [был бы] сказать: «Уважаемые коллеги, так как эта норма на сегодняшний день не обязательна, но с учетом вашего мнения, я готов к вам прислушаться, и все назначения главврачей центральных районных больниц будут проходить согласование с органами местного самоуправления». Всё, вопрос снимается. То есть эта норма есть на сегодняшний день, просто она рекомендательная. Исходя из сложности ситуации, и предлагается такой законопроект, такой более жесткий, он убирает субъективизм [в принятии решений о назначении главных врачей]. Безусловно его необходимо принимать сегодня в первом чтении, дальше обсуждать с органами прокуратуры, мы с уважением относимся к этой структуре, но в то же время надо учитывать интересы депутатов и жителей региона при принятии данного решения. Я больше скажу: этот законопроект - и вообще такой подход к согласованию [кандидатур на должности главных врачей] - выгоден губернатору и его команде. Здесь речь идёт о солидарной ответственности, понимаете? И местное сообщество будет знать людей, которых назначают главврачами.
Владимир Киселёв:
- Коллеги, очень много говорим...
Вячеслав Александров:
- Муниципальные образования страдают не из-за того, что им чего-то не хватает; они страдают от неэффективного управления [со стороны] глав местного самоуправления. Если они эффективно управляют, значит муниципальные образования не страдают. Второй вопрос, если это такой классный закон, который нам так необходимо принять, почему вы не приняли его два года назад? Или у нас проблемы со здравоохранением только в течение этого года возникли? Закон сырой. Есть заключение прокуратуры, поэтому предлагаю отложить принятие закона.
Владимир Киселев:
- Есть предложение заканчивать [дискуссию]. Буквально два слова хотел сказать. Резонансный закон, на самом деле, получился, хотя когда мне его принесли в первый раз, [у меня] даже мыслей не возникло, что здесь будет найдет какой-то коррупциогенный фактор. Я с большим уважением отношусь к прокуратуре, но какой может быть коррупциогенный фактор в согласовании [кандидатов на должности главных врачей], я уж прошу прощения. Я спорить, конечно, не буду, прокуратуре, конечно, виднее, но на самом деле [это всё] немножко удивительно. Вообще была совершена большая ошибка в 2012 году, когда были переданы полномочия [в сфере здравоохранения] с местного уровня на областной. Мы тогда очень сильно спорили с бывшим департаментом здравоохранения и с губернатором тоже, потому что мы уже тогда говорили, как сможет департамент здравоохранения управлять отсюда каким-то ФАПом, предположим, в деревне Меленковского района? Это невозможно просто физически даже. Нереально, на самом деле. В идеале, конечно, раз уж такое решение принято, вообще нужно было сделать так, чтобы на местах были какие-то представители департамента, я не знаю. Либо департамент нашел бы точки соприкосновения с органами местного самоуправления, и органы местного самоуправления в какой-то хотя бы части представляли департамент. Я считаю, что главы органов местного самоуправления в этом вопросе должны быть помощниками департамента. Они должны просто помогать директору департамента найти главного врача на ту или иную должность. Поэтому я не вижу никаких проблем здесь. Что касается прокуратуры, с огромным уважением и удовольствием мы с вами продолжим работать.
*после голосования
Владимир Киселёв:
- Коллеги, у меня просьба: давайте немножко пооперативнее работать! Мы очень долго с вами рассуждаем. Хотя это у нас и место для дискуссий, но тем не менее...
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате