Депутат ЗакСобрания Максим Шевченко игнорирует комиссию по этике из-за конфликта с Ириной Кирюхиной. Его могут лишить права выступать на заседании облпарламента
На 21 мая назначено заседание комиссии по этике Законодательного Собрания Владимирской области, на котором повторно будет рассмотрен конфликт между руководителем фракции КПРФ в ЗС Максимом Шевченко и депутатом от «Единой России» Ириной Кирюхиной. Об этом 8 мая прессе сообщил исполняющий обязанности председателя ЗакСобрания Роман Кавинов. Он пояснил, что комиссия соберётся по данному вопросу по заявлению Кирюхиной во второй раз, и Шевченко уже заявил, что не явится на заседание.
Роман Кавинов
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Бывший главный врач владимирского родильного дома №2 Ирина Кирюхина получила мандат депутата Законодательного Собрания Владимирской области по списку партии «Единая Россия» после того, как от него отказался ковровский промышленник Владимир Лебедев. Первое заседание ЗС с участием Кирюхиной состоялось 28 марта. В тот день депутаты заслушивали врио первого вице-губернатора Владимирской области Марину Чекунову по стратегии развития здравоохранения 33-го региона. Руководитель фракции КПРФ в ЗакСобрании Максим Шевченко с трибуны заявил о необходимости проведения расследования по поводу расходования 1,2 миллиарда рублей на нужды здравоохранения за тот период, когда облздравом руководил супруг Ирины Кирюхиной Александр Кирюхин. Между Шевченко и Кирюхиной произошла перепалка, после которой Ирина Кирюхина покинула зал заседаний.
Ирина Кирюхина
Максим Шевченко
Александр Кирюхин
После этого Шевченко вызывали на комиссию Законодательного Собрания по этике, но он на неё не явился, прислав свои пояснения в письменном виде.
ШЕВЧЕНКО: «НИКАКОГО КОНФЛИКТА С ГОСПОЖОЙ КИРЮХИНОЙ НЕ БЫЛО»
До заявления Романа Кавинова депутаты фракции КПРФ в Законодательном Собрании провели пресс-конференцию, на которой была затронута и тема конфликта между Максимом Шевченко и Ириной Кирюхиной. Руководитель депутатского объединения коммунистов в ЗС заявил, что никакого конфликта на самом деле не было, и со слов Шевченко следует, что он не знал, что Кирюхины приходятся друг другу мужем и женой. Более того, он заявил, что вызов его на комиссию по этике, которая была создана после обращения Ирины Кирюхиной, является давлением лично на него и на фракцию КПРФ:
«У меня с госпожой Кирюхиной никакого конфликта не было. Я выступал в рамках пленарного заседания, госпожа Кирюхина начала с места перебивать. Почему-то руководители ЗакСобрания пытается придать депутатам какие-то гендерные характеристики — прав у депутатов-женщин больше, чем у депутатов-мужчин. На мой взгляд, это унижает женщин, и я решительно против этого протестую. Подобные явления в Европе, в парламентах, просто невозможны. Я считаю, что это — правильно, потому что избиратель выбирает конкретного гражданина. Я не касался лично госпожи Кирюхиной; я касался вопроса о руководстве бывшего департамента здравоохранения, я не обсуждал совершенно её лично. Так получается, что гражданин, который возглавлял [департамент здравоохранения администрации Владимирской области], является её мужем, что я узнал из её выступления. Я не понимаю просто [суть претензий ко мне]. Я считаю, что данное, с нарушением регламента составленное заявление [Кирюхиной в комиссию по депутатской этике], просто является способом давления политического на меня, на фракцию, и поэтому, естественно, я в письменном виде предоставил комиссии стенограмму того выступления. И я не считаю, что в данном случае есть какие-то поводы и основания заниматься подобными делами».
Антон Сидорко
Максима Шевченко поддержал заместитель председателя Законодательного Собрания, первый секретарь Владимирского обкома КПРФ Антон Сидорко. Он заявил, что в ЗС этические нормы нарушаются постоянно, причём это происходит со стороны большинства «Единой России» в отношении оппозиции. Это выражается в том, что инициативы коммунистов публично не обсуждаются, а выносятся на заочное голосование по телефону. Сидорко считает, что «ЕР» таким образом указывает оппозиционным фракциям на их место:
«Нормы депутатской этики закреплены в статье 9 закона о Законодательном Собрании Владимирской области. Там чётко прописано, что каждый депутат, не умаляя своего достоинства, должен уважать достоинство другого депутата. Скажите, когда руководство ЗакСобрания, а потом уже и аппарат ЗакСобрания, поставил меня, как депутата, по факту проголосованных постановлений, которые я внёс, не дав мне право аргументировать эти постановления... Это этично, по-вашему? Я считаю, что это — не этично. Я убеждён, что это — просто желание показать оппозиционным депутатам на их место, какое же место у оппозиции. Но мы на это место не согласны. У нас, по закону, равенство прав и обязанностей депутатов. У нас нет депутатов, которые, внося свои инициативы, могут рассчитывать на очное голосование, а другие — только на заочное [по телефону]. Не поверите, из шести моих постановлений — пять [были отправлены] на «заочку». Одно — очное, вы помните, по рабочей группе по мусору. Опять-таки, этично ли было, когда все фракции проговорили, что создаём совместную рабочую группу [по решению вопросов обращения с отходами], все друг другу руки пожали, а потом даже в повестку [заседания] не включают. Может быть, вот эти вопросы этики следует обсуждать? А не обычный, скажем, аргументированный спор депутатов [Максима Шевченко и Ирины Кирюхиной] по вопросам здравоохранения».
Максим Шевченко добавил, что спор между ним и Ириной Кирюхиной был не совсем обычным, так как последняя «вышла из зала со словами “это демарш”». Он заявил, что это не является «обычным», «вменяемым» поведением для депутата.
КАВИНОВ: «СОВЕРШЕННО НЕКРАСИВАЯ ИСТОРИЯ»
Вице-спикер Законодательного Собрания Владимирской области, член фракции «Единая Россия», Роман Кавинов также является председателем комиссии по депутатской этике. Он пояснил прессе, что в действующем созыве ЗС, сформированном по итогам выборов 9 сентября 2018 года, комиссия по этике была создана только в апреле текущего года, что связано с чисто бюрократическими процедурами. Комиссия существует с самого начала работы ЗакСобрания, и, например, за пять лет прошлого созыва ЗС она собиралась всего дважды. Кавинов отметил, что за полгода с небольшим нынешнего созыва комиссия также уже два раза собиралась на свои заседания, в том числе по заявлению Ирины Кирюхиной:
«Была совершенно некрасивая история, когда обсуждали перспективы развития здравоохранения, когда между Ириной Михайловной Кирюхиной и Максимом Леонардовичем Шевченко вот эти нападки — зацепить, поддеть, обидеть человека. Да, Максим Леонардович её цеплял. Если вашу супругу начнут публично оскорблять, подозревать в совершении преступления, правда, не говоря, что она украла, «возможно, ваша супруга украла 1,2 миллиарда рублей» - публично на заседании ЗС, ну я бы хотел посмотреть на вашу реакцию. Вы бы промолчали?».
Роман Кавинов пояснил, что Максим Шевченко не пришёл на первое заседание комиссии, и, более того, заявил, что не собирается являться на следующее заседание, которое намечено на 21 мая. Кавинов сообщил, что Шевченко прислал письмо, в котором дал свои пояснения по поводу инцидента между ним и Кирюхиной, и поэтому не считает необходимым очно присутствовать на комиссии по депутатской этике. Роман Кавинов считает это неправильным, так как ситуацию обязательно нужно по крайней мере обсудить. При этом, со слов вице-спикера ЗС, получается, что Шевченко был осведомлён о родственных связях между Александром и Ириной Кирюхиными:
«На первое заседание [комиссии по депутатской этике] Антон Сергеевич [Сидорко] пришёл с партийным юристом [КПРФ], и я попросил его покинуть этот кабинет. В составе комиссии пятеро мужчин разного возраста, желание было поговорить с Максимом Леонардовичем [Шевченко]. Понятно, что в полемическом задоре много чего можно наговорить, но не надо вот на личности переходить. Это не позволительно для депутата переходить на личности в любой ситуации. Когда человек, картинно облокотившись на трибуну, и, глядя в лицо Ирине Михайловне, называет фамилию её мужа... Я бы не рассказывал сейчас об этом, но рассказываю, потому что Максим Леонардович 21 мая не хочет явиться на комиссию по этике».
Роман Кавинов пояснил, что самая жёсткая санкция, которую может наложить на депутата ЗС комиссия по этике, это лишение права выступления на заседаниях ЗакСобрания, но он не сторонник таких мер. Вице-спикер сказал, что он хотел бы предложить Максиму Шевченко публично извиниться перед Ириной Кирюхиной, что могло бы исчерпать инцидент, но, видимо, этого не произойдёт. При этом Кавинов дал понять, что Шевченко обуяли амбиции федерального уровня, и, может быть, именно поэтому тому не с руки общаться с владимирскими коллегами:
«У нас есть разные меры воздействия: предупредить, а самая жёсткая — лишить права выступления [на заседании Законодательного Собрания]. Хотелось поговорить, попросить его [Максима Шевченко] так больше не делать. Самое страшное предложение было у меня — предложить ему публично извиниться перед Ириной Михайловной. А так — указать на недопустимость нарушения норм депутатской этики. И что мы получаем? Мы получаем переписку, опубликованную в СМИ, в telegram-каналах, и так далее, что, мол, “комиссия [по депутатской этике] нелегитимна”. И нам приводится отрывок с Зебра ТВ, что он там никого не оскорблял... 21 мая он не считает необходимым прийти на заседание комиссии по этике. Понятно — потому что выборы в Хабаровске, либо в Севастополе, всегда где-то какие-то выборы федеральные, очень хочется в федеральные органы власти, но не получается. И поэтому о чём тут ему с местными молодыми и не очень мужчинами о чём-то разговаривать? Видимо, для него это — не тот уровень. Я, вообще, сторонник мирных моментов; я - не сторонник обострений. Я предложил ещё раз собрать комиссию, но это — неуважительное, оскорбительное поведение к своим коллегам, такое письмо, что «не считаю необходимым явиться, я уже письменно с вами изъяснился». Раз такая манера, то такая манера».
Вместе с тем, Роман Кавинов предположил, что, учитывая заявления фракции КПРФ о возможном бойкоте заседаний ЗакСобрания, лишение Максима Шевченко права выступать и не станет такой уж серьёзной санкцией.
Кстати, комиссия по депутатской этике на втором заседании рассмотрела заявления в отношении двух других депутатов ЗС. Роман Кавинов предпочёл не называть их имена и не указывать фракционную принадлежность. Одна жалоба имела явно курьёзный характер:
«Были обращения по двум депутатам. Кто-то где-то публично выступил некорректно, кто-то там во время приёма избирателей [нагрубил людям]. Кстати, потом разбирались, там люди написали: “депутат такой-то с людьми разговаривать не умеет, но, спасибо, решил нашу проблему, водопровод провёл”».
P.S.
О НАГЛОМ ПОПРАНИИ ПРАВ ДЕПУТАТОВ И ЦЕНЗУРИРОВАНИИ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Уже после того, как данный материал был опубликован, помощник Максима Шевченко Кирилл Николенко направил в редакцию Зебра ТВ копию письма руководителя фракции КПРФ в адрес председателя комиссии по депутатской этике в ЗакСобрании Романа Кавинова.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате